На сегодняшний день проблема правильного и полного восприятие информации на уроках истории является достаточно актуальной. Красочные примеры, описывающие исторические события, очень положительно воздействуют на учащихся и остаются в их памяти. Обычно для проведения таких занятий учителям помогали иллюстрации учебников, схемы, таблицы и т.п. Но учителя проводят не только обычные школьные занятия, а музейные уроки, которые так же являются ярким примером «красочной» иллюстрации исторических событий.
Проведение музейных занятий по истории развивают социально значимые качества учащихся, помогая учащимся раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать выводы, добывать информацию из первоисточника, мотивирует на обучение.
Главными задачами педагога, который осуществляет деятельность в рамках музейной педагогики, как организатор и помощник в проведении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:
- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, то есть оценивать их с точки зрения развития культуры;
- формировать у детей понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, которая неразрывно связана с прошлым;
- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры и музеем;
- развивать у учащихся способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;
- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие [2, с. 37].
Отличительная черта обучения в музее – добровольность и неформальность. Максимальная реализация своих способностей и удовлетворение своих интересов – это особенность музейного обучения. Эффективность и успех музейных занятий зависит от правильного выбора методов его проведения. Именно от них зависят управление процессом восприятия информации, эффективность ее воздействия на учащихся.
Методы, которые можно использовать в процессе музейного занятия, множество и каждый из них имеет свои особенности:
1.Демонстрационный метод – подразумевает устное изложение материала музейного урока, которое сочетается с показом музейных предметов, мультимедийных слайдов, фотографий, рисунков, схем и пр. [1, с. 131].
2. Вопросно-ответный метод. Эта беседа в форме вопросов. С помощью такого метода можно легко контролировать усвоение детьми темы занятия.
3. Ролевой метод (игра). Данный метод подразумевает под собой игру, как основную форму деятельности ребенка. Игра помогает личности понять в чем заключается смысл человеческого труда, его социальный и созидательный характер.
4. Метод «погружения» в прошлое – это наиболее распространенный метод, который используется научными сотрудниками в музейной практике.
В практической деятельности можно использовать следующие методические приемы его реализации:
- прием формирования образов окружающей среды, который подразумевает формирование образов об окружающей среде, путем описания представления о прошлом, описания людей, живших тогда и создание полноценной картины для изучения того времени;
- прием сравнения позволяет установить общее и различное в облике древнейших людей и современных;
- приемы формирования образов материальных предметов. В случае отсутствия музейного предмета можно сформировать его образ посредством описания.
5. Метод театрализации. Включение элементов театрализации делают посещение музейных занятий незабываемыми.Удачно подобранный сюжет для инсценирования, поможет учащимся понять и усвоить даже очень непростые вещи.
6. Проблемный метод предполагает создание проблемной ситуации и поиск способов разрешения этой ситуации в процессе представления музейной информации.
7. Практический метод выражается в слове, то есть исполнение песен, частушек, чтение сказок, а также в письменных, графических, предметных работах.
8. Метод стимулирования самостоятельной деятельности предусматривает создание такой ситуации и таких условий, чтобы участники музейного занятия включались в активную самостоятельную деятельность в различных сферах.
9. Метод организации творческого состязания. Данный метод предполагает использование соревнования в целях активизации и выявления творческого потенциала участников музейного занятия [5, с.119].
Чтобы качественно подготовиться к музейному уроку, учителю нужно соблюдать требования к проведению такого мероприятия [5, с.121]:
- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную учебную, воспитательную или развивающую цель;
- учитель и дети должны четко осознавать, что посещение музея – это не развлечение, а серьёзная работа, поэтому к нему нужно готовиться;
- посещение музейного занятия нужно проводить после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
- следует отказаться от обзорных экскурсий, так как они очень тяжело воспринимаются как детьми, так и взрослыми, а информация либо совсем не усваивается, либо быстро забывается;
- отбор экспонатов для экскурсионного показа нужно осуществлять на основе возрастных интересов ребёнка;
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей.
Музейные занятия со школьниками обладают образовательным и воспитательным потенциалом. Воспитательная функция музея заключается в том, что он создает особую образовательную среду для формирования у школьников целостного отношения к культурно-историческому наследию. Музей представляет собой культурно-исторический феномен, который ориентирует ребенка в исторической действительности и в силу своих специфических возможностей способен дать ему эмоционально-оценочные знания о историческом прошлом [3, с.119].
Музей также обладает и большим образовательным потенциалом, так как производит отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся основной школы. Благодаря визуально представленному материалу музей обладает особым воздействием на эмоциональную сферу, которая в свою очередь имеет решающее значение для раскрытия творческого потенциала личности [4, с.128].
Педагоги школ Ивановской области имеют опыт проведения музейных занятий. В частности, в МОУ СОШ школа № 1 г. Наволоки проводятся музейные уроки с соблюдением многих требований, представленных выше, посвященные празднику 9 мая – «День Победы» на темы: «Герою Советского союза – вечная память. Маршал К.К.Рокоссовский», «Герои Советского Союза Н.А. Вилков, П.И. Ильичёв» и т.д. В Учителя МБОУ «Новоталицкой СШ» (г. Кохма) проводят мероприятия в школьном музее на темы: «Загадки русской избы», квест «Письмо позвало в дорогу», «Урок в советской школе». В г. Кинешма в МОУ СОШ №2 имеется свой школьный музей, который называется «Комната боевой славы». На его базе организуются мероприятия для школьников и родителей: «Великие битвы Великой войны», «Нам эти годы позабыть нельзя», «Наши земляки – участники Вов», «Славные имена – А.М.Василевский» и др. В Кинешме на базе МБОУ «Школа № 18 им. Маршала А.М. Василевского» действует музей «Маршала А.М. Василевского», где собраны биографические данные этого выдающегося человека. Там для детей проводятся экскурсии, связанные с жизнью и историй А.М.Василевского.
Таким образом, важно, чтобы в процессе обучения для школьников проводили музейные занятия, чтобы они знакомились с историческим наследием, включались в единое историко-культурное пространство. Музейные уроки конкретизируют и уточняют представления учащихся, возбуждают интерес к истории. Сбор, систематизация и изучение материала помогают учащимся на ярких примерах лучше познать историю. В процессе занятий развиваются общеучебные умения школьников, формируется визуальная память.
Список литературы
1. Крылова О. Н. Муштавинская И. В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС. – СПб., 2015. – 131с.
2. Медведева Е. Б., Юхневич М. Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Культурно- образовательная деятельность музеев. – М., 1997. –116 с.
3. Соловьева Н.В. Педагогические возможности музея как элемента социокультурной среды. – Воронеж: Изд-во Воронежского госпединститута, 1996. – 119 с.
4. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2005. – 184 с.
5. Шляхстина Л.М., Фокин С.В. Основы музейного дела / Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. – СПб.: СпецЛит, 2000. – 160 с.