Современные педагоги все чаще сталкиваются с недостатком коммуникативных умений учащихся. Большинство учащихся, окончивших школу, располагают низким уровнем развития речи и коммуникативной культуры, что негативно сказывается на их дальнейшей жизни. Поэтому, формирование коммуникативных умений, становится первоочередной задачей в современной системе образования.
Слово «коммуникация» происходит от лат. «communicatio», что означает – «сообщение, передача», и «communicare» – «делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать» [3, с. 6].
По мнению Г. М. Андреевой, «коммуникативные умения – это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности» [1, с.148].
Л. В. Епишина, говоря о коммуникативных умениях, определяет их как «осознанные коммуникативные действия учащихся, способность правильно основывать свое поведение и управлять им» [5, с. 12].
Развитие и обретение коммуникативных умений выражается в возможности верно, грамотно, компетентно объяснить свою собственную мысль и адекватно воспринять информацию от собеседника (собеседников), выражать и обосновывать свою точку зрения, выслушивать собеседника, и не забывать о проявлении толерантности к другому мнению.
Мы убеждены, что уроки истории обладают значительным потенциалом для развития коммуникативных умений учащихся. На них создаются ситуации коммуникации, общения, условия для творческой и научной деятельности, созданной с учетом правил активизации познавательной деятельности ребенка, с использованием коммуникативных форм работы.
Для развития коммуникативных умений на уроке, необходимо:
определить понятие и структуру, а также содержание на разных возрастных этапах;
применить системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов, направлений и технологий в целях достижения полноценного результата;
выбрать метод, разработать программы, направления, технологию и техники развития коммуникативных умений учащихся [6, с. 230].
Большое влияние на развитие коммуникативных умений учащихся оказывают коммуникативные качества речи самого преподавателя: правильность, точность, эмоциональная выразительность речи.
Рассмотрим компоненты развития коммуникативных умений учащихся на различных формах уроков истории О. А. Гороховой:
учебно-методические материалы по истории;
методическая система игровых, исследовательских, дискуссионных уроков;
алгоритм развития коммуникативных умений учащихся определенного класса;
познавательные задания;
диагностирующий комплекс [4, с. 12].
Следует также отметить методические условия, влияющие на эффективность развития коммуникативных умений учащихся на различных формах уроков истории:
познавательная деятельность учащихся строится в соответствии с концепцией коммуникации, соотнесенной с возрастными особенностями обучающихся;
учебный материал для различных форм уроков по истории отбирается в результате структурного и функционального анализа;
развитие коммуникативных умений учащихся осуществляется по принципу поэтапного усложнения уроков: от уроков с элементами игры, исследования, дискуссии до проблемной дискуссии, проектного и исследовательского уроков;
организация процесса обучения осуществляется с учетом достигнутого уровня коммуникативных умений школьников по истории [4, с.15].
При проведении учебных занятий по истории с целью развития коммуникативных умений, можно использовать следующие формы организации познавательной деятельности: работа в группах, дискуссия, работа с историческим текстом, игра, проектная и исследовательская деятельность, эссе.
Особенно остро вопросы коммуникации стали востребованы в период перехода на онлайн обучение в условиях возникновения эпидемии COVID-19. Единственным выходом из сложной ситуации стали современные интернет – технологии. Например, электронный дневник, электронная почта, облачные технологии (Яндекс Диск, Облако mail.ru), образовательные платформы (ЯКласс), социальные сети, мессенджеры (WhatsApp, Viber) и другие разнообразные программы.
В системе дистанционного обучения возрастает роль коммуникативных умений, которые вбирают в себя умения и навыки оперативной передачи информации в интерактивном режиме на основе личностно- и позитивно-ориентированного подходов [2, с. 66].
В ходе исследования мы выявили, что при правильно построенной работе на урокеистории в очном и дистанционном формате, использование монолога, диалога и полилога повышает уровень коммуникативных умений учащихся. Также исследование показало востребованность средств коммуникаций при дистанционном обучении истории. Нами были выявлены наиболее перспективные синхронные средства коммуникации – видео-встречи. В целом, развитие коммуникативных умений возможно как в очном, так и в дистанционном формате обучения.
Список литературы
Андреева, Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности / Г. М. Андреева, Я. Яноушек, А. И. Донцов и др.; Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. – М. : Изд-во МГУ,1987. – 301 с.
Ахметова, Д. З. Дистанционное обучение: от идеи до реализации / Д. З. Ахметова; Институт экономики, управления и права (г. Казань). – Казань : Познание (Институт ЭУП), 2009.–176 с.
Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 270 с.
Горохова, О. А. Развитие коммуникативных умений учащихся 8 классов на различных формах уроков по отечественной истории культуры XIX века : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Горохова Оксана Александровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].– Москва, 2019. – 22 с.
Епишина, Л. В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа. – 2007. – №11. – С. 12–17.
Земченкова, О. В. Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта) // Молодой ученый. – 2019. – № 41 (279). –С. 230–232.