Важной задачей современного образования в настоящее время является нравственно-патриотическое воспитание учащихся. Историческое краеведение это один из аспектов исторической науки, и чаще всего именно оно является предметом изучения во внеурочной деятельности школьников. Поэтому переоценить его значение очень сложно, т.к. оно выступает средством формирования исторического мышления, национального самосознания, развитием толерантности и гуманизма. Краеведение развивает кругозор учащихся в области знаний о родном крае, прививает любовь к нему, формирует гражданскую позицию, а также прививает любовь к истории своего Отечества в целом.
Кружковая работа является групповой формой работы внеурочной деятельности. Исторический кружок рассчитан на длительную форму работы с постоянным составом участников, то есть школьников. Занятия такого рода способствуют углубленному усвоению знаний, полученных на уроках истории и краеведения, развивает интерес к предмету, творческие способности учеников, формирует навыки исследования и практические умения школьников [3, с. 216-221].
Цели краеведения в рамках внеурочной работы школьников:
– развитие личности ученика;
– развитие интеллектуальных и творческих способностей;
– формирование активной жизненной позиции;
–расширение кругозора учащихся;
– приобщение к духовному опыту народа;
–систематизировать знания по истории;
– научить грамотно и последовательно излагать свои мысли, анализировать те или иные процессы;
–научить описывать событие, работать с хронологией, историческими источниками различного типа.
Из поставленных выше целей, можно сформировать задачи кружка по истории во внеурочной деятельности школьников:
– показать знание основных исторических фактов, событий, явлений, процессов, дат, имён, выдающихся памятников культуры;
– владеть элементами исторического анализа, и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями и событиями; сравнение, определение сущности событий);
– давать оценку историческим явлениям и событиям, обосновывать своё отношение к историческим событиям, их участникам, творениям культуры;
– называть и высказывать суждения о дискуссионных проблемах российской истории.
Основные принципы организации кружка по истории:
Принцип последовательности. Обеспечивает единую логику в организации работы, ее плановость, предусматривает усложнение содержания, форм и методов работы с учетом возрастных особенностей школьников.
Принцип непрерывности. Предполагает правильное чередование напряжений и спадов в работе, ее насыщенность в течение не только учебного, но и календарного года.
Принцип научности. Требует, чтобы учащимся предлагались подлинные, прочно установленные знания.
Принцип прочности. Предполагает усвоение содержания и развитие познавательных сил ребенка. Прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией факультативных занятий, использованием различных методов. Память ребенка носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной материал, тем прочнее он закрепляется.
Принцип доступности. Данный принцип предполагает учет возрастных особенностей школьников.
Принцип сознательности. Обеспечивает сознательное усвоение знаний учащимися, глубокое и самостоятельное осмысление этих знаний.
Принцип наглядности. Способствует лучшему запоминанию, закреплению, образованию наиболее отчетливых и правильных представлений о предметах и явлениях.
Кроме вышеперечисленных общих принципов на кружковых занятиях возможно использовать принципы воспитательного процесса.
Принцип гуманизации. Требует гуманного отношения к личности ребенка, уважения его прав, доведения до сознания ученика конкретных целей его воспитания.
Принцип личностного подхода. Личностный подход понимается как опора на личностные качества ребенка. Этот принцип требует постоянного изучения особенностей темперамента и характера, взглядов, вкусов, привычек ребенка, диагностики уровня личностных качеств (образа мышления, мотивов, интересов, установок ребенка), постоянного привлечения каждого ребенка к деятельности, развития самостоятельности.
Принцип опоры на положительное. Опираясь на положительные качества ребенка, можно добиться формирования других, заданных целью воспитания качеств.
В Ивановской области активно ведется внеурочная деятельность в школах и в учебных заведениях действуют исторические кружки разных направлений. Чаще всего в школах реализуются историко-краеведческое и гражданско-патриотическое направления. В частности, одним из примеров последнего является патриотический клуб «Рекрут», созданный в 2020 году на базе МБОУ СОШ №8 (г. Кинешма). В рамках его работы учащиеся узнают про жизнь и творчество знаменитых людей города. Так же в рамках кружка, ребята осуществят деятельность по благоустройству школьных дворов, школы, парков и скверов города.
В исторических кружках работа со школьниками организуется в разных формах: тематические классные часы, игры, викторины, посещение музеев, театров, встречи с интересными людьми, тематические вечера, субботники, трудовые десанты и акции по историческим местам города и района.
Важно отметить, что в кружки по истории школьники вовлекаются на основе свободного выбора вида занятий. Добровольное начало – один из основных принципов внеклассной работы и в значительной степени определяет ее содержание и методы. Исторические кружки базируются на тесной связи обучения, воспитания и образования с жизнью [5, с.36].
Правильно выстроенная работа исторического кружка способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей детей, которые не всегда удается реализовать на уроке. Включение в различные виды работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, здесь же он может приобрести необходимые практические умения и навыки. Кроме того, занимаясь в кружке, дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т. е. сотрудничать друг с другом.
Список литературы
Кузнецов, Ю.Ф. Этапы подготовки к уроку истории во вспомогательной школе: Методические рекомендации для студентов и учителей / Ю. Ф. Кузнецов. - Свердловск, 1984. -512 с.
Короткова, М.В. «Новое» историческое краевевдение в современной школе: проблемы содержания и формы работы / М.В. Короткова // Преподавание истории в школе. – 2021.- № 7.- С. 6-11.
Родин, А. Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории. /А.Ф. Родин. - М., 1961. – 496 с.
Родин А.Ф., Соколовский Ю.Л. Экскурсионная работа по истории. -М., 1974. -16 с.
Юдовская, А.Я. Возможно ли личностное отношение ученика к истории/ А.Я. Юдовская// Преподавание истории и обществознания в школе. -2004.- №3.- С.36-37.