Актуальность использования интегрированного подхода в обучении обусловлена объективными процессами глобализации в современном мире, а также внутренними переменами общественной жизни в нашей стране. Развитие науки, техники, усиление в обществе интегративных тенденций, усложнение образования в целом предполагает его применение в педагогической практике.
В этих условиях одной из главных задач педагогики является формирование у школьников целостных знаний о мире, развитие исследовательского типа мышления, способности самостоятельно искать необходимую информацию.
Предмет «История» едва ли не самая интегрированная школьная дисциплина, поскольку позволяет более тесно связать учебный материал с жизнью, вызвать интерес к окружающей действительности, расширить словарный запас и знания школьников, повысить их уровень воспитанности.
Занятия по истории могут совмещаться со многими смежными предметами школьного обучения. Это связь в первую очередь с литературой, географией, МХК, обществознанием.
На современном этапе развития педагогики проблема проведения интегрированных уроков стала предметом исследований преподавателей высшей школы. В частности, вопросы о межпредметных связях и теории интегрированных уроков рассматривали В.В. Шоган,Н.Д. Кучугурова[2,6]. Описанием структуры интегрированного урока, методикой его проведения занимались Ж.А. Лысакова, Л.А. Чилингарова и Л.А. Оганесян, А.А.Харунжев, Л.В. Вавилова [1,3,4,5].
Большинство авторов научных статей и публикаций на эту тему приходят к пониманию того, что интегрированные уроки – это эффективный способ повышения познавательной активности учащихся, который позволяет сформировать более целостное восприятие исторического материала, отмечают, что такие типы занятий – одно из новшеств современной методики преподавания.
Точное определение интегрированного урока даёт кандидат педагогических наук Л.Н. Вавилова: « Интегрированный урок – это особый вид урока, на котором обозначенная тема, вопрос, проблема рассматриваются средствами двух или нескольких дисциплин, осуществляется синтез и систематизация знаний, умений, что обеспечивает формирование у обучающихся целостной картины мира, способствует освоению ими соответствующих компетенций» [1, c. 46].
Интегрированные уроки повышают уровень знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук.
Интегрированные занятия играют большую роль в активности ученика на уроке. Основной задачей обучающегося является не воспроизведение и пересказ знаний, почерпнутых из учебника, или от учителя, а выработка индивидуального пути освоения и применения знаний.
Методика подготовки к проведению интегрированных уроков по истории включает в себя ряд этапов: аналитический, установочный, предварительный [1, c. 48].
Можно выделить несколько форм учебной интеграции (объединения) материала на уроках истории:
на основе одинаковых тем (например, «Великие географические отрытия» в курсах истории и географии);
на основе учебных предметов ( например, история –литература, история –география);
на основе учебных материалов разных классов базовой и профильной школы (например, «Внутренняя политика Екатерина II» – 7 класс и «Век просвещения» –10 класс) [5, c. 388].
При проведении интегрированных уроков быть использованы разные методы:
словесный (рассказ учителя, сообщения учащихся, чтение по ролям, выразительное чтение стихотворения беседа);
объяснительно-иллюстративный (живопись (портрет), иллюстрации, презентация, видеофрагмент);
частично-поисковый и проблемный (работа над проблемными ситуациями) [1, c. 49].
Большую эффективность даёт использование на интегрированном занятии различных интегрированных заданий, особенность которых заключается в синтезе знаний и умений из разных научных областей, разных учебных дисциплин вокруг изучения одного вопроса, решения одной проблемы.Например, ученики могут написать групповой междисциплинарный проект «Образ Петра Великого в отечественной литературе».
Формы проведения интегрированных уроков могут быть как традиционными, так и нетрадиционными: лекции, семинары, деловые игры, театрализованные представления, практикумы, мультимедийные презентации, брифинг, пресс-конференция, круглый стол [5, c. 389].
Важной методической рекомендацией можно считать активное использование на интегрированном уроке ИКТ - технологий. Использование медиа-компонента на уроках истории делает их ярче, эмоциональнее, помогает вдохнуть жизнь в далекие события [4, c. 93].
Интегрированные уроки истории способствуют более осмысленному и глубокому усвоению материала, заставляют учащихся самостоятельно думать, сопоставлять и оценивать исторические события и процессы.
Список литературы
Вавилова Л.Н. Интегрированный урок: Особенности, подготовка, проведение// Образование. Карьера. Общество. Педагогическая копилка. – 2017. – №3.– С. 46–50.
Кучугурова Н.Д., Чепурная М.А. Проблемы организации и проведения интегрированных уроков с использованием ИКТ в общеобразовательной школе // Учебные записки. – 2012.– № 4.– С.51-55.
Лысакова Ж.А. Формирование теоретических понятий в процессе интегрированного урока литературы и истории в старших классах // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та.– 2007. – № 5. – C. 111–114.
Харунжев А.А. Интегрированный урок как один из способов формирования информационной культуры // Интеграция образования.– 2003. №3. – С. 92–95.
Чилингарова Д. Н. ,Оганесян Л. А. Интегрированные уроки, как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории // Проблемы современного педагогического образования.– 2018.– №58. – С. 388–391.
Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 475 с.