Проблема использования средств визуализации на уроках истории относится к «вечным» проблемам. Дети при изучении исторического прошлого постоянно сталкиваются с объектами, которые сложно представить в их первозданном виде. Учитель истории должен руководствоваться «подручными» средствами (историческими картинами, иллюстрациями в учебниках, меловыми схемами на доске, картами в атласах и др.), зачастую и самостоятельно создавать наглядные средства ввиду их отсутствия в школе, а также использовать современные средства визуализации.
Использование на уроках истории различных визуальных источников (рисунка, картины, фотографии, плаката, карикатуры) направлено на создание зрительного образа. Изображение является мощнейшим фактором мотивации к обучению и важнейшим обучающим средством. В процессе обучения любой визуальный источник выступает в качестве носителя новых исторических знаний, также выполняет функции актуализации знаний, иллюстрирования теоретического материала, закрепления и проверки знаний, формирует эмоциональный компонент образовательного процесса.
Использование на уроках истории в школе при изучении нового материала средств визуализации формирует у учащихся определённый образ, который помогает лучше запомнить материал. Процесс изучения истории с помощью визуальных средств и источников задействует перцептивное восприятие человека и, как следствие, помогает яснее представить события и личности прошлого [6].
Мы рассмотрели, какие визуальные средства можно использовать на уроке истории в школе в 7 классе при изучении нового материала (учебник по истории России для 7 класса под редакцией А.В. Торкунова – Часть 1)[4]. В учебном пособии представлены различные виды наглядности – в основном это исторические карты, картины, гравюры, фрески, рисунки, это и есть визуализация материала, которые можно включить в работу на занятии. В частности, при изучении темы «Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий» можно использовать историческую карту, на которой отображены важные пути путешественников-первооткрывателей. При прохождении материала «Территория, население и хозяйство России в начале XVI веке», можно организовать работу не только с исторической картой , но и с рисунками и фресками.
Учитель может вместе с этим использовать различные таблицы и схемы, например, государственного управления, а также технические средства: мультимедийный ряд в качестве презентаций и кино- или видео фрагменты.
При изучении темы «Опричнина» учитель может организовать работу с несколькими средствами визуализации: схемой, учебной картиной, видеороликом.
На этапе актуализации знаний, когда учащимся надо показать систему управления Российским государством в ХVI в., учитель рисует схему на доске. Обучающиеся помогают заполнять пропуски в схеме, с опорой на изученный ранее материал, дают ее описание, выявляют взаимосвязь всех элементов.
На этапе изучения нового материала, учитель, чтобы познакомить детей с личностью Ивана IV, предлагает посмотреть на портрет Ивана Грозного в учебнике. Учащиеся рассматривают портрет В. М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» и пробуют дать характеристику историческому деятелю.
Рассказывая об опричнине, учитель организовывает работу у доски с исторической картой «Российское государство в XVI веке». Учащиеся должны показать территории, которые вошли в опричнину, и крупные города, находящиеся на территории опричнины; проанализировать расположение земель, вошедших в опричнину и земщину; охарактеризовать отношение разных социальных групп населения страны к проводимой политике.
Затем учитель организовывает работу с картиной М. И. Авилова «Опричники в Новгороде». По этой картине учащиеся пробуют составить рассказ о том, как вели себя опричники в этом древнем городе.
Затем учитель использует видеофрагмент фильма Андрея Эшпая «Ивана Грозный». Учащиеся смотрят фрагмент фильма с походом на Новгород. После просмотра они должны ответить на следующие вопросы: «Как была ликвидирована новгородская вольность, как вели себя опричники, какими методами они действовали?» (Как они поступали с новгородцами?) Какие чувства у вас вызвали эти кадры?».
В ходе урока учитель организовал работу с несколькими средствами визуализации: историческим портретом, учебной картиной, картой и видеофрагментом из фильма. На наш взгляд, это очень эффективно, поскольку у учащихся формируются умения работать с разными средствами визуализации, что позволяет лучше запомнить и понять новую тему.
Таким образом, роль использования на уроке наглядных средств огромна. Визуальные источники, демонстрируемые на уроке, в процессе обучения привлекают внимание школьников, развивают творческое воображение учащихся, развивают память, возбуждают эмоции, содействуют прочному закреплению конкретного учебного материала. В заключение следует отметить, что современный педагог должен уметь работать с современными средствами обучения, в том числе и с новыми наглядными пособиями, чтобы обеспечить качественное образование.
Список литературы
Абдулаев, Э. Н. Использование визуальной информации в преподавании истории / Э. Н. Абдулаев // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 10. – С. 7 – 12.
Визуальные образы прошлого: новые стратегии использования в образовательной и исследовательской практике / под ред. В. А. Зверева, О. М. Хлытиной. – Новосибирск: НГПУ, 2014. – 180 с.
Гиль А. С. Современные наглядные средства в учебном процессе [Текст]/ А.С. Гиль // Метод. пособие для препод. – Ульяновск – 2016. – 71 с.
История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Часть 1. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева; под ред. А. В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 112 с.
Носков С. А. Визуализация средств обучения как инструмент активизации учебной деятельности / С. А. Носков // Вестник Самарского Государственного Технического Университета Вестник. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2013. – № 2 (20). – С. 162–165.
Студеникин М. Т. Современные технологии преподавания истории в школе: пособие для учителей и студентов высших педагогических учебных заведений / М. Т. Студеникин. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 79 с.