ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ

Шмидт И.Р. 1
1Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В системе образования школьников большое воспитательное значение имеет внеурочная работа, которая является одной из составных частей деятельности учителя истории. Одной из форм внеклассной работы является тематическая экскурсия.

Чаще всего экскурсии рассматриваются как «внеклассная работа эпизодического характера». Но в современных условиях их можно проводить постоянно.

Тематические экскурсии принято классифицировать, выделяя следующие виды:

исторические;

производственные;

природоведческие (экологические);

искусствоведческие;

литературные;

архитектурно-градостроительные.

По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы:

историко-краеведческие (например, «История возникновения г. Шуя», «экскурсии к Воскресенскому собору и памятнику священникам и мирянам» и др.);

археологические (например, «Раскопки на территории современной Шуи» с показом вещественных исторических источников-раскопок);

этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;

военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, «Бородино» и др.);

историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей, например экскурсия «Дорогой гимназистаК.Д. Бальмонта».);

экскурсии в исторические музеи (например, экскурсия «Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта»).

Производственные экскурсии делятся на подгруппы:

производственно-исторические;

производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);

производственно-технические;

профессионально-ориентационные для учащихся.

Искусствоведческие экскурсии имеют свои подгруппы:

историко-театральные (например, «Из истории русского театра», «История Театра им.А.Н.Островского» и др.);

историко-музыкальные (например, «Москва музыкальная» и др.);

по народным художественным промыслам (например, «Ковровская игрушка»);

в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.

Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:

литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т.д. (например, «А. Н. Островский в Кинешме»);

историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, «Литературная Москва 20-х годов XX века»);

литературно-художественные – это поэтико-текстовые экскурсии (например, «Белые ночи в Санкт-Петербурге») или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, «По следам героев М. Шолохова», «Москва в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир» и др.).

Тематическая экскурсия включает в себя раскрытие одной темы. Если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе – архитектурные ансамбли минувших веков.

Тема в экскурсии – это предмет показа и рассказа. Тема объединяет различные части экскурсии в единое целое. Она регулирует рассказ экскурсовода, не давая ему возможности рассказать об объекте все, что он знает, особенно если объект многоплановый.

Как правило, тематические исторические экскурсии создаются для школьников, которые стремятся углубить свои знания по определенной теме. Здесь очень важно правильно подобрать объекты и сформулировать название основной темы и под тем, а изложение материала подчинить теме экскурсии.

Тематические экскурсии в современных условиях необходимо проводить постоянно как циклы. Эти циклы нужно разрабатывать по принципу: обо всем интересном – понемногу. В них включаются следующие экскурсии: историко-краеведческая, археологическая, историко-биографическая. Рассчитан цикл на школьников 5-11 классов. Цикл дает возможность всесторонне ознакомиться с достопримечательностями края, города, получить определенный комплекс знаний по истории города, его современной жизни, архитектуре, искусству.

Но чтобы успешно разработать цикл нужно уметь самостоятельно создавать тематические экскурсии. Для этого нужно следовать нескольким этапам:

1. Определение цели и задач экскурсии.

2. Выбор темы.

3. Отбор литературы и составление библиографии.

4. Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.

5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

6. Составление маршрута экскурсии.

7. Объезд или обход маршрута.

8. Подготовка контрольного текста экскурсии.

9. Комплектование «портфеля экскурсовода».

10. Определение методических приемов проведения экскурсии.

11. Определение техники ведения экскурсии.

12. Составление методической разработки.

13. Составление индивидуальных текстов.

14. Прием (сдача) экскурсии.

15. Утверждение экскурсии.

Составление новой экскурсионной темы, безусловно, занимает много времени. В этом процессе все этапы взаимосвязаны и один этап вытекает из другого. Если какой-либо этап будет выполнен некачественно, то это повлияет на качество всей экскурсии.

 В итоге цикл экскурсий поможет ученикам охватить содержание обучения всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых в разных курсах явлений и законов, приобрести навыки их универсального применения.

Цикл экскурсий как средство воспитания имеет большое значение и с точки зрения изучения основ современного краеведения. Проводимые экскурсии имеют целью и результатом не только знакомство с памятниками культуры и природы родного края, но и знакомство с теми проблемами, которые мешают его современному развитию, сохранности эколого-культурных объектов.

Список литературы

Бакушинский А.В. Исследования и статьи .– М.: Сов. художник, 1981. – 201 с.

Бахчиева О. А. Государственная система дополнительного образования детей в условиях введения ФГОС нового поколения // Внешкольник. – 2010. –№ 1. – С. 27–31.

Глушанок Т.М., Хуусконен Н.М. Практика экскурсионной деятельности.– СПб.: Издательский дом Герда, 2006. – 208 с.

Голышева Л. Б. Музейная педагогика // Преподавание истории в школе. – 2003. – № 2. – С. 48–50.

Долженко Г.П. Экскурсионное дело. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 272 с.

Просмотров работы: 35