Образовательные ресурсы сегодня - это, в первую очередь, цифровая среда, в которой учитель может, ориентируясь в электронных каталогах и пользуясь поисковыми системами, найти тот материал, который ему необходим для проведения урока или организации внеурочной деятельности учащихся.
Одним из перспективных методов формирования творческого профессионального мышления в обучении является применение электронных образовательных ресурсов (далее - ЭОР), которые побуждают обучаемых к мыслительной активности и проявлению творческого, исследовательского подхода к поиску новых идей для решения разнообразных задач по истории.ЭОР должны вызывать у учащихся стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах.
В учебном процессе учителя истории используют ЭОР как при подготовке к уроку, так и на занятиях.
При изучении истории России педагоги Петровской школы (Ивановская область)в 9 классе используют электронное издание CD «История России. ХХ век» Т.С. Антонова, Т.В. Батаева 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Клио Софт, 2020 г.
Компьютерный (мультимедийный) учебник содержит 278 мультимедийных лекций, изучение каждого параграфа заканчивается автоматизированным тестированием (более 600 тестов, кроссвордов и т.п.).Учебник снабжен обширным справочным материалом: персоналии, подробная хронология, терминологический словарь, более 30 анимированных карт и 6 тысяч иллюстраций,свыше 500 документов, более двух часов озвученной кинохроники и 70 уникальных фонограмм - звуковых документов. Этот учебник является комплексной обучающей программой, в которой реализован замкнутый алгоритм обучения.
Данный ЭОР применяется на разных этапах урока. В ходе проверки знаний учащимся демонстрируются различные изображения, либо уже знакомые им в процессе изучения темы, либо неизвестные, но посвященные важным, узловым событиям, способные вызвать "эффект узнавания". Второй вариант является самым оптимальным, ибо помогает достаточно точно определить способность учащихся свободно ориентироваться в историческом материале.
Изображения при работе на данном этапе урока презентуются без сопроводительных подписей, в хронологическом порядке (личный опыт показывает, что нарушение хронологического порядка чрезмерно усложняет задание и делает его непосильным для большинства школьников). Задача учеников - определить, чему посвящено изображение ("придумать собственную подпись и кратко обсудить что на картине изображено"). Работа может выполняться как устно, так и в письменной форме.
Например, на одном из уроков при опросе по теме "Отечественная война 1812 г." учащимся в качестве контрольных были предъявлены следующие изображения:
а) портрет императора Александра I;
б) пожар Москвы;
в) переход французских войск через Неман;
г) карта-схема Бородинского сражения;
Использование десяти изображений - оптимально на данном этапе урока: учащиеся не утомляются, процедура контроля знаний упрощается.
На этапе изучения нового материала учитель, как правило,поэтапно выводит необходимый материал на экран и раскрывает основные вопросы данной темы. При использовании слайда-задания педагогорганизует обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги.Необходимо отметить, что в случае необходимости можно заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть ненужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.
При изучении нового материала могут быть использованы самые разнообразные приемы работы с наглядностью. Опыт практикующих учителей показывает, что наиболее эффективно изучение отдельной сюжетной картины. Возможны два варианта: задание по картине, пробуждающее познавательную деятельность учащихся, и собственный рассказ учителя.
Пример первого варианта: учитель представляет картину С.В. Иванова "Юрьев день". Учащиеся должны объяснить смысл сцены, изображенной художником, назвать главных действующих лиц. Второй вариант - рассказ учителя по картине Б.М. Кустодиева "В московской гостиной 40-х гг.". Последовательно перечисляя героев полотна, преподаватель кратко характеризует их взгляды и роль в развитии русской общественной мысли.
Электронное издание "История России XVII-XIX века" позволяет подготовить качественные презентации к урокам, посвященным анализу данных процессов.
Конечно, новые информационные технологии не заменят учителей и учебников, но создадут новые возможности для развития всей системы образования. И использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся - актуальная задача современного образования, при модернизации которого особую роль уделяют информатизации обучения.
Таким образом, можно утверждать, что применение информационных технологий в обучении истории достаточно эффективно. Их использование способствует повышению прочности знаний и интереса учеников к предмету история.
Список литературы
Аствацатуров Г.О., Кочегарова Л.В. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде (практическое пособие). – М.: Сентябрь, 2012. - 176 с.
Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. – 157 с.
Митрофанов С. Использование компьютерных технологий в преподавании истории в школе [Электронный ресурс]/ URL: http://archive.1september.ru/his/2000/ his03.htm (дата обращения: 10.01.2022).
Студеникин М.Т.Современные технологии преподавания истории в школе: пособие для учителей и студентов вузов: ВЛАДОС; -М.; 2007.- 110 с.: ил.
Электронные средства обучения и их использование в подготовке школьников [Электронный ресурс]. URL: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/tech/t1.html (дата обращения: 11.01.2022).
Юрков Н.К. Интеллектуальные компьютерные обучающие системы.- Пенза: Издательство ПГУ, 2010. – 306 с.