Письменная речь играет огромную роль в обучении школьников. Грамотная письменная речь является частью общей культуры человека. Поэтому её формированием должны заниматься учителя и на уроках истории.
На данный момент существует проблема развития письменной речи на уроках истории. Часто ученики не считают нужным писать грамотно, нередко от них можно услышать вопрос: «А за грамматические ошибки оценка снижаться будет?». Но учитель истории не может учитывать уровень грамотности при выставлении оценки школьникам. В таком случае может помочь опыт общеобразовательных учреждений,например, Нижегородской мужской гимназии, где за письменные работы каждый учащийся получает две отметки. Первую отметку ставит учитель-предметник, например, историк за содержательную сторону работы, другую должен поставить учитель русского языка за грамотность [1, с. 235].
При этом письменная речь школьников на уроке истории может быть представлена в форме письменного сообщения, доклада, письменного повествования, письменного выражения мысли в форме рассуждения [2, с. 96]
В ходе прохождения производственной практики в 2021 году в МБОУ СОШ им. Героя Советского Союза Н. Д. Дронова с. Троицкого, Моздокского района, РСО-Алания было выявлено, что чаще всего учителя истории в работе использовали словарные работы и письменные задания, а для развития устной речи – пересказ текста учебника, самостоятельное высказывание на заданную тему, рассказ по наглядному пособию и учебную дискуссию. При этом всегда на уроках истории использовались ИКТ (компьютеры, интерактивные доски и др.), которые имеют положительное влияние на развитие речи учеников, делая занятие для них более увлекательным, интересным и запоминающимся.
В целях широкого изучения реального опыта учителей истории в данном вопросе был проведено анкетирование, в котором приняло участие 50 педагогов школ из разных областей нашей страны. Он показал, что все опрошенные считают необходимым развивать устную речь на уроке истории. 88% респондентов ответили, что нужно уделять одинаковое внимание и устной речи, и письменной речи; 10% – исключительно устной речи; 2% – исключительно письменной речи. При этом 86% используют для развития письменной речи ИКТ и только 10% учителей – нет, 4% затрудняются в ответе. Наиболее распространенными методами и приемами развития письменной речи школьников оказались письменные работы (90%), словарные работы (52%) и ученические рецензии (46 %).
Таким образом, учителя истории на уроках организуют работу по развитию речи учащихся. Важно помнить, что если систематически и методически верно использовать различные методы и приемы работы на уроках истории, то процесс развития речевых умений у учащихся будет более продуктивным и увлекательным.
Список литературы
Берельковский, И.В. Методика преподавания истории в общеобразовательной школе / И.В. Берельковский, Л.С. Павлов. – М.: Проматур, 2001. – 336 с.
Чернова, Е.Н. Формирование устной и письменной речи учащихся 5-6 классов на уроках истории // Концепт. –2015. –№ 3. – С. 96–100.