ВЛИЯНИЕ ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ВЛИЯНИЕ ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Лопарева Н.А. 1, Данченко С.А. 1
1ФГАОУ ВО "Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Китайский философ Мэн - цзы полагал, что человек изначально добр. "Человечность - это сердце человека". Но вот и противоположная точка зрения Сюнь-цзы: "Человек имеет злую природу". Многие столетия длится это теоретическое противостояние, и в нём отражена двойственность, открытость человеческой природы. Чем семья будет «питать в ось» своего ребенка, то и вырастет.

Актуальность данный темы состоит в том, что важной задачей человечества является гармоничное развитие своего потомства, как залога здоровой и счастливой нации и жизни планеты в целом. Агрессивное поведение детей ставит родителей в ступор, фрустрирует и вызывает зачастую ответные агрессивные реакции. Вследствие чего, ребенок еще больше фрустрируется и агрессивность приобретает разные формы, мешая ребенку гармонично развиваться и выстраивать взаимоотношения с миром. Круг замыкается.

Родители детского эко-сада «Зернышко» обратились к экспериментатору с просьбой провести исследование возможных причин агрессивного поведения своих детей, так как, по их мнению, агрессивность - это то с чем они сталкиваются практически каждый день: дома или в саду. Родителям важно понимать, что с их ребенком «всё в порядке» или получить ответ на вопрос «что сделать, что бы ребенок был послушный».

Изучив запрос родителей, была выбрана данная тема исследования.

Итак, целью данного исследования будет изучить влияние типа семейного воспитания на уровень агрессивности у детей старшей группы (5,5 лет до 7 лет) «Эко-сада Зернышко».

Гипотеза: тип семейного воспитания влияет на уровень агрессивности детей.

Методики исследования:

1) Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут).

2)_Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис_(АСВ)_опросник для родителей детей в возрасте 3 – 10 лет.

Анализ теоретических исследований показал, что традиционно понятие семья трактуется как социальный институт воспитания, где осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения (Л.С. Выготский, А.А. Крылов, С.Г. Вешловский). [3]

Метод разбора слов на слоги часто приводит к его основным смыслам. Так семья – это «семь я» или целое, поделенное на части, а «воспитание» – это «в ость питание». Только в какую ось и чем питать, часто молодые родители не знают и делают «это», в традициях опыта своих родителей. Я считаю главной задачей родителей и целью процесса воспитания – это помочь своим детям становиться взрослыми: безопасно, с любовью, согласно актуальной ведущей деятельности ребенка и его способностям.

Обращение к толковому словарю С.И. Ожегова позволило определить понятие «семья» исходя из уровня обыденного сознания как группу живущих вместе близких родственников. С точки зрения философии понятие «семья» трактуется как исторически изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего пола. 

Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам.

Учитывая стилей семейного воспитания можно проследить процесс развития ребенка и увидеть все причинно-следственные связи, устанавливающиеся в процессе семейного воспитания или учебно-воспитательной деятельности.

В основе агрессии лежит базовая, часто не осознаваемая эмоция – фрустрация. Мы испытываем ее, когда что-то идет не так, как мы хотим, действительность не соответствует нашим ожиданиям.

Агрессия – зачастую неосознанный и нецеленаправленный процесс. Важно помогать ребенку узнавать свои эмоции, адаптироваться к фрустрации, принимать ее, иначе ребенка захлестнет волна агрессии.

Агрессия (от лат. aggressio, что означает нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.). [2]

Слово «агрессия» (aggression) происходит от слова adgradi (где ad - на, gradus - шаг). В первоначальном смысле «быть агрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения» [1]

Можно выделить 5 видов агрессии [4].

Вербальная агрессия (ВА) – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.

Физическая агрессия (ФА) – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.

Предметная агрессия (ПА) – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.

Эмоциональная агрессия (ЭА) – у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.

Самоагрессия (СА) – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.

Важно понимать, что отсутствие агрессивности приводит к пассивности, ведомости, комфортности, зависимости и т. д.

Анализ причин агрессивного поведения показал, что агрессивныедействия выступают в качестве:

1) средства достижения какой - либо цели;

2) способа психологической разрядки;

3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении;

4) защита занимаемой территории;

5) стремление к господству;

6) реакция личности на враждебную действительность.

Минияров В. М. выделяет 6 стилей семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролируемый и гармоничный. [5]

Результаты исследования семей и анализ семейных взаимоотношений. В статье представлены две семьи (1 и 2) с диаметрально противоположными итоговыми значениями.

Ниже представлена диаграмма, отражающая, каким образом родители воспитывают ребенка в семье. Критическими значениями считаются значения приведенные ниже для диаграммы 1 «Процессы воспитания».

Крайние значения диаграммы для Г+ от 7 до 10, Г- от 8 до 10, У+ от 8 до 10. Для У-, Т+, Т-, З+, С+, С- от 4 до 5, для З- от 3 до 5, Н более 5.

Диаграмма 1. Процессы воспитания

______Вторая диаграмма отражает личностные проблемы, которые родители решают за счет ребенка при нарушении процессов воспитания. Критическим значениями считаются значения от 4 до 5 баллов, кроме критериев РРЧ и ФУ, где критическая отметка колеблется от 6 до 10 баллов, и НРЧ – 7-10 баллов.

Диаграмма 2. Личностные проблемы родителей

В нашем исследовании «агрессивный ребенок» - это ребёнок 5-6 лет (старшая группа в детском саду), который часто демонстрирует паттерны агрессивного поведения, направленного на него самого и на окружающих, инициируемого слабыми адаптивными возможностями, отсутствием у него конструктивных умений разрешения жизненных ситуаций при межличностном взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Значение шкал измерения пяти видов агрессивности (ВА, ФА, ПА, ЭА, СА): от 0-2 баллов - низкий показатель, 3-4 балла – средний показатель, 5-8 баллов – высокий показатель.

Общей шкале агрессивности соответствуют значения:

От 0 до 10 низкий уровень агрессии

От 11 до 24 средний уровень агрессии

От 25 до 40 высокий уровень агрессии

Ниже представлена диаграмма 3, в которой отражены уровни агрессивности детей.

Диаграмма 3. Уровень агрессивности детей

Результаты общей шкалы агрессивности:

1. Ребенок 1 – 4 балла, что соответствует низкому значению.

2. Ребенок 2 – 27 баллов, что соответствует высокому значению.

Семья 1. В данной семье речь пойдет о достаточно гармоничном стиле воспитания ребенка. Число баллов в диаграмме 1 «Процессы воспитания» не достигает диагностического значения, что говорит об отсутствии негармоничного (патологизированного) стиля воспитания.

Родители уделяют достаточно сил и внимания вопросам воспитания ребенка. Процесс воспитания нацелен на удовлетворение потребностей ребенка как материально-бытовых (еда, одежда, предметы развлечения), так и духовных – прежде всего в общении, любви и внимании. Родители не игнорируют желания ребенка, но относятся к ним с разумной критичностью. Требования к ребенку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Предъявление повседневных обязанностей ребенка по отношению к себе и по отношению к другим членам семьи также находится в балансе, как и их исполнение. Стоит обратить внимание на показатель З- и С-, которые стремятся к отметке переходящей из незначимого к значимому значению. Это говорит о том, что роль запретов может обесцениваться и санкций за их нарушений в ряде случаев не следует. Такой прием в воспитании может быть следствием неуверенности родителя в воспитательном процессе. Такие родители находят довольно много поводов уступить ребенку.

Стиль приемов в воспитании достаточно устойчив.

Ребенок 1. По всем пяти показателям у ребенка 1 низкий уровень проявления всех видов агрессивного поведения и, следовательно, низкий его общий балл.

Можно сделать вывод, что гармоничному стилю воспитания соответствует низкий уровень агрессивности ребенка.

Семья 6. Показатели З-, С-, Т- в диаграмме 1 превышают диагностическое значение, поэтому у семьи будет диагностироваться соответствующий особенностям стиль. Выраженность данных черт и взяв во внимание другие показатели воспитательного процесса можно отнести данный стиль негармоничного воспитания - это потворствующая гиперпротекция. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у ребенка.

 Родители «балуют» ребенка, зачастую некритично выполняя все требования ребенка. Объяснения в таком воспитании являются типичной рационализацией – «это же ребенок», его исключительность, желание дать ему то, чего сам родитель был лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца и т. д. При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее не удовлетворенные потребности. При этом ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания так же проявляется в высказываниях родителей о том, что ребенка практически невозможно привлечь к какому-либо делу по дому.

Требования-запреты, т. е. указания на то, что ребенку нельзя делать, определяют прежде всего степень его самостоятельности, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь есть отклонение в недостаточности требований-запретов. Ребенок легко нарушает правила или запреты, установленные в доме, зная, что с него строго не спросят. Он сам уже определяет круг своих друзей, распорядок дня, время занятий. Родители при этом не хотят, или не могут установить какие-либо рамки в его поведении.

Причины негармоничного воспитания весьма различны. В данной семье более выражены такие показатели как воспитательная неуверенность  (ВН) и проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК). При проявлении воспитательной неуверенности родителя происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенко в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у ребенка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Учитывая высокой показатель ПНК у родителя поведение может обуславливаться психастеническими чертами личности. Могло сыграть роль и отношения родителя с его собственными родителями. Требовательность, эгоцентричность своих родителей и собственное чувство «неоплатного должника» к сожалению приводят к эмоциональному отвержению и жестокому обращению со своими детьми. Часто причиной такого воспитания бывает и то, что в своем ребенке родитель неосознанно видит черты характера, которые не признает в самом себе. Это могут быть: агрессивность, склонность к лени, те или иные склонности, зависимости, привычки и т. д. Этот «механизм» работает так: родитель борется с нежелаемым качеством в ком-то другом и это помогает родителю верить, что у него данного качества нет.

Родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях родителя сквозит неверие в ребенка, нередки инквизиторские интонации; характерным стремлением является выявить в любом поступке «истинную», т. е. плохую, причину. В качестве таковой чаще всего выступают качества, с которыми родитель неосознаваемо борется.

Показатель неустойчивости стиля воспитания так же приближается к значимой отметке. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности у подростка и особенно неустойчивого типа.

Ребенок 6. Уровень агрессивности ребенка 27 баллов, что соответствует высокому значению. Все показатели видов агрессии находятся в высокой точке (от 5 до 6 баллов). Ребенок с данным показателем в ситуации стресса действует всегда агрессивно. Это может означать, что у ребенка нет безопасных, надежных отношений (привязанности) хоть с одним значимым взрослым, который любит его безусловно, принимает все его чувства и эмоции, помогает ему с ними справляться, отношения с которым полны заботы, а также если среда, в которой растет ребенок очень ранит его (например, много наказаний, тайм-аутов и других негативных дисциплинарных мер).

Таким образом, мы видим, что при негармоничном семейном воспитании уровень агрессивности у ребенка повышается.

Важность данной работы невозможно переоценить. Как часто родители ищут причины «плохого» / агрессивного поведения в детях, не осознавая, что системность и взаимозависимость становления и развития семьи в целом играет огромную роль. Агрессивность, не сформированная на тревоге, должна присутствовать в каждом человеке. Без нее невозможно представить себе защиту своих границ при необходимости, как минимум, спортивные достижения и т.д. Важно эту энергию перераспределять в мирное русло и учить этому ребенка. Ребенок из семьи 1 обладает тем необходимым минимальным уровнем агрессивности.

«Вырасти в действительно здоровой семье, вот основная удача из удач», сказал английский епископ Роберт Скиннер в 16 веке. Потому что семья – это компас, который должен подсказывать правильное направление, развивать лучшие качества ребенка, принимать себя всецело и научить распознавать свои состояния, что бы безопасно для себя и других проживать или выражать их.

Литература:

1. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Эрих Фромм ; [пер. с нем. Э. Телятниковой]. - Москва: Издательство АСТ, 2017. - 736 с. - (Эксклюзивная классика).

2. Большой психологический словарь. Печатное изд.: под ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – Изд. Прайм – Еврознак, 2007. – 632 с.

3. Ким Т.К. Семья как субьект взаимодействия со школой / Т.К. Ким. – Москва: Изд. Прометей, 2013. – 166 с.

4. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология / Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейберг. – 5-е изд. – СПб. Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. – 336 с.

5. Минияров В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. –М.:Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Изд. НПО «Модэк», 2000. – 256 С.

Просмотров работы: 135