ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ПО ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ПО ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Петровский А.М. 1
1Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Историческое краеведение – это не только всестороннее и комплексное изучение прошлого края, но и активное участие в улучшении социальной и природной среды своей малой Родины [7, с. 83]. В итоговой составляющей сохранение и созидание становятся неотъемлемыми сторонами современного исторического краеведения. Учителя истории отмечают, что к изучению истории родного края у учеников проявляется стойкий интерес. Данный факт способствует тому, чтобы учитель стремился разнообразить методику преподавания уроков, конкретизируя исторический материал и представляя его убедительным. Как отмечал в своей статье С.О. Шмидт и подтвердила О.С. Груздова: «Обращение к истории родного края важно еще и потому, что современная система образования не только должна создавать представление об общечеловеческих ценностях культуры, но и стать механизмом передачи этнокультуры» [5, с. 135; 12, с.4]. Можно сделать вывод о том, что события истории России необходимо изучать в комплексе с краеведческим материалом, проводя между ними параллели: показывать и объяснять общее и особенное в исторических явлениях. Краеведческий материал усиливает наглядность и конкретность восприятия учащимися исторического процесса, так как является более близким и знакомым. При построении урока с применением краеведческого материала у учащихся появляется возможность для осознанного усвоения сложнейших вопросов развития страны и своего региона. Данная возможность использования краеведения на уроках истории приобретает особое значение в образовательном и воспитательном аспектах.

При изучении Великой Отечественной войны стоит помнить, что в эту тему включаются не только боевые действия, но события социально-экономического характера, политическая и культурная история, становление промышленности и развитие сельского хозяйства. Изучение Великой Отечественной войны следует вести на двух уровнях: государственном и региональном (местном). Объяснить это можно тем, что без знаний о тыловой составляющей изучение этого периода окажется скудным и не получится выстроить целостного представления о том времени. Так, в годы войны Ивановская область в ее современных границах находилась в тылу. Здесь разворачивались госпитали для раненых, принимались беженцы с территорий, попавших под оккупацию нацисткой Германии и её союзников, было организовано производство для нужд фронта и т.д. [1].

Школьники Ивановской области, изучающие историю страны по учебнику Горинова М.М., Данилова А.А. «История России. 10 класс» под редакцией А. В. Торкунова изучают события Великой Отечественной войны, на протяжении нескольких уроков. На изучение темы отведено пять параграфов: «Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.)», «Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома», «Человек и война: единство фронта и тыла», «Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942 – 1943 г.)», «Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй Мировой войны» [6, c. 11 – 67]. Вопросы параграфов затрагивают каждый этап войны и предлагают учащимся на основе анализа материала самостоятельно ответить на них. Практически по каждой теме авторы предлагают ознакомиться с фрагментами приказов, директив и пр., что является работой с историческими документами на уроке. Также демонстируются фотографии, показывающие разные стороны военного времени: от ужасов войны до долгожданной победы.

В рамках данной темы учитель может включить региональный материал. По теме: «Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.)» при разработке урока можно использовать информацию о формировании в Ивановской области нескольких стрелковых дивизий [2, с. 160], а также о бомбардировке с. Ильинское-Хованское [13] и о настроениях людей в тылу [40]. На уроке по теме: «Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома» можно использовать информацию о формировании авиаэскадрильи «Нормандия-Неман» в Иваново в 1942 г. [2, с. 162]. К теме: «Человек и война: единство фронта и тыла» подходят материалы Ивановского архива о тимуровцах и о новогодних елках в области [3,4]. К темам параграфов «Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942 – 1943 г.)», «Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй Мировой войны» подойдут материалы о земляках-героях и о полководцах победы, родившихся в области, например, о маршале А.М. Василевском. Также можно заслушать сообщения учащихся о родственниках, которые принимали участие в войне, работали в тылу.

Наиболее систематизированным источником по краеведению по Ивановской области является пособие К. Е. Балдина «Ивановский край в истории Отечества». В данном издании событиям тех лет посвящен параграф «Подвиги на поле брани и в тылу» [2, с. 160 – 176]. Также в разработке уроков по данной теме желательно использовать данные Ивановского областного архива, находящиеся в открытом доступе.

Таким образом, изучение истории страны невозможно без использования краеведческого материла на таких уроках. Региональный материал создает благоприятные условия для развития познавательного отношения к процессу обучения, т.к. он доступен для каждого – значит, есть возможность почувствовать себя причастным к творению истории. Изучение прошлого родного края позволяет ввести учащихся в мир сложных общественных отношений и помогает научиться жить в этом мире, способствует выработке собственной жизненной позиции.

Список литературы

Балдин, К. Е. Иваново-Вознесенск. Из прошлого в будущее [Текст] : [к 140-летию со дня образования города] / К. Е. Балдин, А. М. Семененко. – Иваново: Епишева О. В., 2011. – 247 с.

Балдин, К. Е. Ивановский край в истории Отечества: учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 9 класса / К. Е. Балдин, В. Г. Барвенко, Г. В. Иванов. – Иваново: Референт, 2007. – 247 с.

Болтунова, Е. Новогодние ёлки военной поры, 2020 [Электронный ресурс] / Е. Болтунова. – Режим доступа: 31 http://www.ivarh.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1358:-75----&catid=171:2009-12-21-14-40-28&Itemid=207 (дата обращения: 19.05.2020).

Болтунова, Е. Тимуровское движение в военные годы, 2020 [Электронный ресурс] / Е. Болтунова. – Режим доступа: http://www.ivarh.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1361:2020-05-16-07-15-13&catid=171:2009-12-21-14-40-28&Itemid=207 (дата обращения: 19.05.2020).

Груздова, О.С. Краеведение в школе как компонент исторического образования, 2015 [Электронный ресурс] / О.С. Груздова. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kraevedenie-v-shkole-kak-komponent-istoricheskogo-obrazovaniya(Дата обращения: 20.04.2020).

История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В З ч. Ч. 2 / [М.М. Горинов, А.А. Данилов, М. Ю. Моруков и др.]; под ред. А. В. Торкунова. – М. : Просвещение, 2016. –176с.: ил., карт.

Колобова, Б.А Краеведение: Учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. –194 с.

Кочнева, Л.П. Системно-деятельностный подход в образовании в условиях введения государственных образовательных стандартов, 2013 [Электронный ресурс] / Л.П. Кочнева. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-v-obrazovanii-v-usloviyah-vvedeniya-gosudarstvennyh-obrazovatelnyh-standartov/viewer (Дата обращения: 22.05.2020).

Нетребенко, С.С. Использование краеведческого материала на уроках истории как средство патриотического воспитания школьников [Электронный ресурс] / С.С. Нетребенко. – Режим доступа: https://clck.ru/mjjkhh (Дата обращения: 20.04.2020).

Полетаева, О.С. Работа с документами на уроках истории [Электронный ресурс] / О.С. Полетаева. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-s-dokumentami-na-urokah-istorii/viewer (дата обращения: 23.05.2020).

Столбов, В.П., Смятение грозной осенью 1941 г. [Электронный ресурс] / В.П. Столбов., Ю.В. Дмитриева, 35 И.А. Баранов. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/smyatenie-groznoy-osenyu-1941-g/viewer (дата обращения: 19.05.2020).

Шмидт, С.О. На вопросы редакции отвечает академик РАО, председатель Союза краеведов России Сигурд Оттович Шмидт // Преподавание истории в школе. – 2003. – №2. – С. 2–7.

Яблокова, Л. Немецкие бомбы на Ивановской земле, 2020 [Электронный ресурс] / Л. Яблокова. – Режим доступа: http://www.ivarh.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1333%3A202 0-04-26-21-48-46&catid=137%3A11-&Itemid=67 (дата обращения: 19.05.2020).

Просмотров работы: 120