ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Котова М.Ю. 1
1Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С каждым годом образовательный процесс требует более эффективных и качественных технологий, которые бы способствовали активному развитию творческих способностей обучающихся, формировали навыки саморазвития и самообразования. Под данные требования отлично подходит проектная деятельность в учебном процессе. Выбирая тему проекта и выполняя его, юные исследователи учатся правильно расценивать свои силы, находить возможности проявления своих способностей, знаний и умений, проявляют целеустремлённость и упорство.

Проектирование или проектная деятельность – процесс создания проекта. Понятие «проектная деятельность» находит своё отражение на стыке двух основополагающих дисциплин – педагогической и психологической. Обучение проектной деятельности предполагает учет как основных закономерностей педагогического процесса, так и её психологического содержания [4, c. 11].

С точки зрения учащегося учебный проект является возможностью делать что-то интересное самостоятельно. Эта деятельность даёт возможность проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Проектная деятельность направленна на решение интересной проблемы, которая сформулирована самими учащимися в виде цели и задач, когда результат этой деятельности -найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих юных исследователей.

С точки зрения учителя учебный проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее определённой ситуации [4, c.11, 13].

Цель учебного проекта - полное и органичное включение проектной деятельности в образовательный процесс школы, формирование ключевых компетенций, необходимых для жизни и успешной самореализации человека в информационном обществе, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, важнейшими качествами которой являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

В педагогической практике на уроках истории педагоги чаще всего используют такие типы проектов, как практико-ориентированные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы. Опытные учителя рекомендуют как можно раньше вводить практику выполнения проектов по истории [1, c. 24].

В 5 классе, при изучении истории Древнего мира можно предложить учащимся подготовить исследовательские проекты на такие темы как «Находки останков мамонтов на территории России», проект-рисунок «Орудия труда первобытного человека», «Тайны египетских пирамид», «Древнегреческие мифы».

На уроках истории Средних веков и истории России в 6 классе возможны небольшие по объему исследовательские творческие работы такие как: «Научные открытия и изобретения средневековья», «Византийская мозаика, «Сказки тысячи и одной ночи», «Рыцарский замок», «Путешествие по памятным местам средневековых городов», «Экскурсия по древнерусскому городу».

Необходимо отметить, что проекты в 7–8-х классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.

Работа над проектамипо истории состоит из нескольких этапов: подготовка, планирование, исследование, результаты и выводы, презентация, рефлексия.

Рассмотрим их на примере одного из исследовательских проектов на тему «Какая она – «Жизнь в Советском Союзе» (9 класс).

Подготовка.

На данном этапе происходит процесс погружения в проект. Учитель задаёт наводящие вопросы, подводя детей к проблеме. На заключительном уроке учитель спрашивает, как часто родители, бабушки/дедушки вспоминают свою жизнь в Советском Союзе? О чем они вспоминают больше всего и о чем больше всего жалеют?Далее, необходимо вывести учащихся на современное состояние государства. Спросить, насколько сильно изменилась жизнь с распадом Советского Союза и с образованием Российской Федерации как нового государственного образования.

На этапе подготовки учащиеся не обязаны отвечать на данные вопросы чёткими, развёрнутыми ответами, они лишь должны задуматься о важности проблемы. Ответ ими будет сформулирован уже в процессе выполнения исследования.

Как только формулируется проблема, учитель предлагает её исследовать и называет тему проекта: «Какая она – «жизнь в Советском Союзе»: Почему сегодня старшее поколение все чаще говорит о том, что в Советском союзе жизнь была лучше, чем сегодня». На этом же этапе дети совместно с учителем определяют объект и предмет исследования. Без помощи учителя им будет трудно это сделать.

2. Планирование.

На данном этапе происходит разбивка на команды, которые должны составлять как сильные ученики, так и слабые. Далее внутри группы происходит распределение ролей, исходя из того, что каждый участник команды может делать лучше всего (осуществлять руководство и контроль деятельности, находить нужную информацию и обрабатывать ее, писать, формулировать выводы, работать над презентацией и т.д).

Составляется план работы:

- формулирование вопросов, на которые необходимо дать ответ в ходе исследования;

- исходя из тех вопросов, которые необходимо раскрыть в ходе исследования, формулируется цель и задачи исследования. Примерная цель – раскрыть, каким образом социально-политические и экономические факторы развития общества отражаются на духовном развитии общества. Задачи:

1) дать общий анализ социально-политического и экономического развития общества в Советском Союзе и Российской Федерации;

2) выявить основные проблемы в развитии советского и российского государств;

3) на основе социологических опросов и бесед со старшим поколением, выявить, каким образом уровень социального и экономического обеспечения общества влияет на духовную составляющую жизни.

Со стороны учителя обязательно должен осуществляться контроль, помощь и корректировка при появлении трудностей.

3. Исследование.

Этап исследования является самым сложным при выполнении проекта. Учащиеся ищут источники, анализируют их, делают основные выводы, записывают их. Работа обязательно должна подвергаться промежуточному контролю, так как необходимо проверить в правильном ли направлении выполняется проект. Так же учитель должен проводить индивидуальную работу с каждой группой, так как вопросы и сложности могут возникать абсолютно разные.

4. Результаты и выводы.

После написания самого исследования формулируются основные выводы. На государственном уровне решения проблемы, выводы могут быть следующие:

- в Советском Союзе жилось лучше, потому что была сильная государственная идеология, регламентирующая всю духовно-нравственную жизнь общества; существовала относительная стабильность в экономике, собственное производство, независимость от международной экономики, отсутствие безработицы, социального неравенства;

- российский народ живет хуже, потому что в 90-е гг. прошлого века произошел развал Советского Союза, разрушена экономика, была отменена идеология, люди почувствовали полную свободу и стали вести аморальный образ жизни.

Возможное решение – проведение обширных реформ, которые могут способствовать улучшению жизни населения государства.

5. Презентация.

Основные выводы должны быть оформлены в презентации проекта. Учителю необходимо донести до учащихся, что презентация проекта должна не просто представлять проект, а отражать именно ход исследования, поставленные цели и задачи и их решение. В педагогическом плане важен не вывод, сделанный учащимися, а сам процесс достижения итогов.

6. Рефлексия.

На заключительном этапе учащимся предоставляется возможность осознать, какая была проделана работа, справились ли, или не справились с поставленными целью и задачами. Обсудить, какие возникали проблемы, как они решались, могло ли быть другое решение, и можно ли было их избежать. Обсудить как проект может помочь учащимся в будущем, что научились делать, что нового узнали, что было интереснее всего и труднее.

Главную роль в проектной деятельности по истории играет учитель. Он должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями. Он – инициатор интересных начинаний, но при этом не должен лишать учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта мог с гордостью сказать: «Я сделал это сам!». Учитель берет на себя тьютерские функции:

разрабатывает паспорт проекта, краткое описание, календарь работы;

консультирует учащихся на всех этапах проектной деятельности;

инициирует рождение и развитие проекта. Должен заинтересовать детей и поддерживать эту заинтересованность;

предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект);

помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;

«человек, который задает вопросы» (организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь);

координирует весь групповой процесс;

является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта [4, c. 17].

Проектная деятельность способствует развитию мотивации учеников к изучению предмета, в том числе по истории, так как они осознают, что результат их проекта может быть полезен обществу. Так же хочется отметить, что при создании проекта ученик использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, но так же у него формируются новые: поисковые, рефлексивные, менеджерские, умения и навыки работы в сотрудничестве, коммуникативные и презентационные умения и навыки.

Несмотря на то, что проектная деятельность подразумевает под собой прежде всего самостоятельную работу ученика, роль учителя тоже очень важна, ведь он является её организатором, направляет мысли учеников в правильное «русло». Он контролирует их деятельность на каждом этапе и при необходимости корректирует ее. Проектная деятельность по истории обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, воспитательными, психологическими. Эти возможности могут быть реализованы в комплексе с другими методами и приемами для достижения качественно нового уровня обучения и воспитания.

Список литературы

Вяземский Е.Е. Проектная деятельность школьников на уроках истории: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2017. –160с.

Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. –224с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, В.М. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.:АРКТ, 2005. –112с.

Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995 –204 с.

Просмотров работы: 100