ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ: ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ: ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ

Куликов И.Р. 1
1Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день многими учителями истории выделяется проблема неопределённости личных позиций у школьников и их стремление к пассивному созерцанию, большинство современных школьников не имеют целостного представления о мире. Минимизации указанных проблем способствует интегрированное обучение на основе межпредметных связей. Педагогические условия и приемыих реализации в образовании не новы, однако,как показывает практика,интегрированное обучение носит актуальный характер [1, с. 69]. В связи с этим нами был проведен обзор опыта взаимодействия двух смежных дисциплин: истории и географии.

Одной из ключевых основ, выступающей полем длявзаимодействия учителей истории и географии в рамках интегрированного обучения заключается в том, чтобы учащиеся изучали и использовали картографическую систему, используемуюкак в курсе истории, так и географии через приёмы их скоординированного применения. Межпредметные связи истории и географии при изучении системы карт могут быть дополнены связями с другими дисциплинами школьного курса, например, с литературой, иностранным языком и др.

Многие учителя советуют, исходя из собственного опыта, при организации работы учащихся,связанной с применением карт с самых первых занятий, обращать их особое внимание на правила и приёмы работы с ней. В первую очередь это связано с «умением показывать указкой местоположение изучаемых объектов как точечных, так и линейных, умение обводить контуры исторических территорий по направлению часовой стрелки по границе контура, важно и умение правильно стоять у карты при объяснении материала» [2, с. 11].

Важным компонентом в процессе формирования картографической культуры у учащихся в образовательной школе становится знание особенностей исторических карт.Для того, чтобы акцентировать внимание школьников на специфике исторических карт считаем целесообразным организовать такую работу в рамках интегрированного обучения, в ходе которой учащиеся смогли бы сравнить исторические карты с другими видами карт. Например, при сопоставлении карты «Киевская Русь в IX–XII вв.» выделяются сходства (показаны реки, озёра), однако существуют и различия (разными цветами показаны земли славянских племён, прерывистыми линиями торговые пути, красные стрелки указывают направления военных походов дружин киевских князей). Продолжая знакомство с историческими картами, можно провести сопоставление разновременных карт путём элементарного «наложения».

Приведем еще один пример того, как можно реализовать межпредметные связи истории и географии при организации работы учащихся с картами. В процессе изучения ряда тем по истории возникаетпотребность в уточнении природных условий на изучаемых исторических территориях. Источником такой информации могут выступить географические карты. В то же времяна основе исторических карт можно получить информацию о некоторыхотличительных характеристиках природных условий и общем положении территории, при этом данная информация с исторических карт может быть получена с использованием приёмов работы с географическими картами. В частности, может быть применен прием сопоставительной характеристики,изучаемой территорий (страны)с ранее изученными. Он может быть практически реализованследующем образом:учащиеся анализируют информацию о климатических условиях, о наличии полезных ископаемых, рельефе территории, которые представленына карте трансформируя (оценивая) ее в данные об экономических возможностях региона. Помощь на первых этапах такого рода аналитической работы учащимся оказывает учитель, однако, при системной работе с подобной оценкой по картам школьники с успехом справляются сами. Эффективнее такой прием будет работать на уроках истории в том случае, если учитель географии также его использует, а это возможно только при взаимодействии педагогов и построении скоординированной системы их работы.

Спецификой работы с картами на уроках истории является необходимость формирования у учащихся правильного представления об исторических явлениях по условным обозначениям на соответствующих исторических картах (особенно это важно при работе с мелкомасштабными изображениями явлений).Отметим также, что умение «читать» условные обозначения на исторических картах необходимо для определения хронологии тех или иных исторических событий.В результате постепенного усложнения заданий по содержательному анализу данных, представленных на картах, «у учащихся к 10-11 классу сформируется умение читать любую карту, они с легкостью смогут самостоятельно использовать карты, планы, картосхемы для получения необходимой информации» [3, c. 172]. Так, у обучающихся не вызовет затруднение задание, например, на составление рассказа о достижении Северного полюса и открытии центральных районов Арктики только лишь используя данные, представленные на атласе.

Скоординированность работы учителей истории и географии также должна проявляться и при организации работы школьников с контурными картами. Педагогам необходимо предъявлять единообразные требованияк оформлению контурных карт учащимися, способствуя успешному формированию навыка работы с ними, что важно и в рамках уроков истории и на занятиях географии,несмотря на наличие специфических отличий по содержанию работы. Как отмечают учителя истории и географии, одинаково важное значение имеет умение грамотного нанесения надписей названий на контурные карты. Так, общеприняторазмещатьнадписи вытянутых объектов вдоль их направлений,в остальных случаях надписи принято располагатьпо направлению параллелей, в том числе надписи для точечных объектов (городов и поселений). При работе с контурными картами и на уроках истории и географии учителя должны предъявлять единые требования и к качествуих графического оформления, например к равномерному фоновому закрашиванию, перенесению контуров по ориентирам.

Обобщая вышесказанное, отметим, что осознанная и скоординированная работа учителей истории и географиипредопределяет успех школьников в правильном применении исторических карт, а также способствует формированию картографических умений, которые будут полезными в дальнейшем в их повседневной деятельности.

Взаимодействие учителей истории и географии не должно ограничиваться формированиемкартографической культуры школьников и развитии их картографических умений. В рамках данной публикации выделим лишьмалую часть«приёмов практическойреализации межпредметных связей истории и географиив общеобразовательной школе:

‒ объяснение нового материала по истории с опорой на ранее известный учащимся фактический и теоретический материал из предшествующих курсов географии;

‒ историко-географические понятийные диктанты;

‒ постановка вопросов, требующих доказательства, что побуждает школьников припоминать содержание материала из географии, обобщать на основе вновь изученного, в результате происходит интеграция знаний и способов учебной деятельности» [4, с. 102], что поможет, например, при характеристике истории русских географических открытий;

‒проведение межпредметных школьных конференций, диспутов с докладами и сообщениями учащихся по материалам истории русских географических открытий на уроках истории в общеобразовательной школе;

‒·организация совместных кино-уроков, например серия учебно-познавательных фильмов «Эпоха Великих географических открытий – важнейший этап в истории человечества»;

‒·система записей, заполнение таблиц по истории русских географических открытий на уроках истории в общеобразовательной школе, способствующих синтезу знаний из разных курсов географии и др.

По нашему мнению, представленные приёмы могут найти свое применение как отдельно на любом из уроков истории, так и могут быть использованы комплексно в рамках интегрированного обучения, что позволит на достаточно высокоэффективном уровне реализовать межпредметные связи на уроках истории и географии, которые можно организовать в форме:

‒ совместных уроков-семинаров, на которых целесообразно организовать, например, разбор и обсуждениетех или иных исторических документов, сохранившихся сведений, архивных материалов и т.п.;

‒ интегрированного урока истории и географии с целью усиления межпредметных связей изучаемого материала и более полного использования его мировоззренческого потенциала (освоение Северо-Восточной Руси и побережья Беломорья, освоение Сибири, юга и юго-востока Руси, продвижение вглубь Сибири до Дальнего Востока, Камчатки, Великая Северная экспедиция Витуса Беринга, планомерного освоения Северного морского пути; исследования на Чукотке, Аляске, экспедиции к Южному полюсу и др.).

Проведенный анализприёмов работы с картой на урокахистории, с точки зрения историко-географического подхода к обучению, позволяет сделать вывод о том, чторассмотренные приемы работы с картой будут способствоватьболее рациональномуих использованиюисторических, географических, в том числе контурных карт, в качестве источников новых знаний;способствовать повышению интересау учащихся к историческим знаниям, что в свою очередь позволит повысить уровень усвоения материала.

Таким образом, использование межпредметных связей в школьном образовании – это важный вектор современной педагогики, который содействует повышению уровня преподавания, в том числе истории и географии.

Список литературы

Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е. А. Глинская, С. В. Титова. ‒ 5-е изд. ‒ Тула: Инфо, 2017. ‒ 149 с.

Иванова, Н. И. Из истории интегрированного обучения / Н. И. Иванова // Образование и воспитание. ‒ 2016. ‒ № 4 (9). ‒ С. 10‒12.

Ибрахим, А.А. К метапредметным результатам через межпредметные связи (из истории комплексного преподавания) /А. А. Ибрахим//Ученые записки орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. ‒ 2020. ‒ №3.‒ С. 171 ‒173.

Шоган, В. В. Сторожакова, Е. В. Методика преподавания истории в школе: учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 433 с.

Просмотров работы: 350