Исходя из современных образовательных тенденций и требований к результатам освоения программ по ФГОС, в учебном процессе, в рамках курса предмета история, большой упор ставится на формирование предметных, метапредметных и личностных компетенций, отражающих самостоятельную деятельность обучающегося. Для учителя предметника понятие «самостоятельной деятельности учащихся» включает в себя разнообразные методы и приемы обучения, направленные на организацию педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, при котором взаимодействие преподавателя и ученика, а также учеников между собой подвергается ограничениям и облагается условиями. Исходя из этих ограничений, организация самостоятельной работы на уроке делится на 3 основные формы: фронтальную, индивидуальную и групповую.
Форма организации фронтальной самостоятельной работы предусматривает ведение самостоятельной познавательной деятельности одновременно со всеми учащимися. Учитель даёт инструктаж к работе, и учащиеся выполняют единое для всех задание. В рамках данной формы зачастую организуется самостоятельная работа с учебником, ответы на вопросы, изучение исторического источника по плану, просмотр и обсуждение видеоматериалов и др.
Форма организации индивидуальной самостоятельной работы предполагает выполнение специализированных общих или индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество учащихся, однако не препятствует сотрудничеству ученика и преподавателя. По большей части данная форма реализуется через все виды письменных работ во время проверочных и контрольных уроков, реже в комбинации с фронтальной и групповой формой, например, при ответах на вопрос по опорному конспекту или на уроках-игре и дебатах.
В последние годы в школах заметное распространение получила групповая форма организации самостоятельной работы, которая характеризуется выдачей единых заданий для определенной группы учеников в классе. Форма групповой работы может подразумевать:
– выполнение единого для всех групп задания с выбором лучшего результата, например, оформление карты, создание рисунка, исторического портрета;
– выполнение каждой группой составной части единого задания, например, составление глубокого анализа текста источника;
- выполнение разных для каждой группы заданий, по завершению которых группа обязана отчитаться перед классом по выполненной работе.
Ввиду высокой интегративной способности данных форм работы, не каждый учитель в образовательном процессе может отдавать себе отчёт об их эффективности и условиях применения при формировании компетенции самостоятельной деятельности у учеников. Например, вполне нормально столкнуться с проблемой того, что в 7–8 –х или даже 9–м классе некоторые ученики испытывают затруднения при составлении развернутого плана, заполнении контурной карты, оценке исторического источника, ведении опорного или подробного конспекта, формировании логичных и цельных умозаключений и других видов работ, требующих самостоятельности. Это не происходит из-за того, что учитель пренебрегает формированием нужных компетенций у учеников, по большей степени, данная проблема возникает из-за неправильного применения форм работы. Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности отлично подходит для ознакомления учеников с конкретным видом работы, не углубляясь в тонкости, формирует познавательный интерес. Групповая работа позволяет углубить знания о механизме и приёмах самостоятельной деятельности, увеличивая степень вовлеченности ученика. Индивидуальная работа позволяет довести, отточить и проконтролировать навык самостоятельной работы, используя имеющуюся у ученика мотивацию к ведению этой деятельности.
Отдельного внимания удостаивается организация внеурочных форм самостоятельной деятельности, в рамках обучения истории. Исходя из назначения, они являются закономерным продолжением развития навыков, полученных в ходе внутриурочной деятельности. Делятся на индивидуальные, групповые и массовые формы и, в основном, преследуют цели коррекции самостоятельных компетенций учеников и формирование познавательного интереса, при этом требуют глубокого знания личностных особенностей учащихся, уровня их подготовленности. К индивидуальным формам относят: сообщения, доклады, изготовление наглядных пособий, рисунков и.т.д. Групповую чаще ассоциируют с историческими кружками, работа которых строится на деятельностной основе: создание проектов, обсуждение литературы, просмотр фильмов, инсценировки, экскурсии и.т.д. Массовая форма включает в себя познавательную и досуговую деятельность учащихся с элементами самостоятельности: исторические вечера с инсценировками, конференции, акции, флешмобы, квестыи.т.д.
В практической деятельности необходимо понимать условия применения этих форм. Во внеурочной деятельности индивидуальная форма применяется для улучшения мотивации и коррекции навыков отдельного ученика, групповая – для улучшения мотивации уже замотивированных учеников и оттачивания у них определенных навыков, а массовая – для улучшения мотивации большой группы учащихся и знакомства их с определенными видами исторической работы.
При неправильном применении потенциала данных форм организации самостоятельной деятельности они будут малоэффективны и трудноорганизуемы. Данная проблема, как никогда, остро обстаёт в условиях современного образовательного процесса, при котором низкая мотивация школьников, в значительной степени, осложняет работу учителя.
Таким образом, современному учителю предметнику необходимо понимать, что история, как предмет имеет огромный потенциал к формированию навыков и компетенций самостоятельной деятельности, но для их успешного усвоения необходимо:
– знать основные формы и методы ведения урочной и внеурочной деятельности, подстраивать их под современные реалии;
– выстраивать чёткую схему формирования самостоятельных компетенций от общего к частному;
– используя разные формы и методы работы модерировать процесс формирования самостоятельных компетенций.
Список литературы
Асочакова, Е.Г. Принципы и формы организации внеурочной работы по истории // Научный альманах. – 2016. – №1–2. – С.41–43.
Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. – М.: Просвещение, 2014. – 76 с.
Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе / А. В. Бычков. –М.: Аркти, 2000. – 118 с.
Вяземский, Е.Е. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 176 с.
Коляскина, С. В. Организация самостоятельной работы обучающихся как одно из условий реализации системно-деятельностного подхода на уроках истории / С. В. Коляскина // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации: материалы XVIII Международной научно-практической конференции, Москва – Челябинск, 20 апреля 2017: [в 2 ч.]. Ч. 1. – Челябинск: ЧИППКРО, 2017. – C. 176–180.
Шоган, В. В. Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения / В. В. Шоган. – М.: Феникс, 2005. – 128 с.