Формирование личности будущего невозможно без изменения учебной деятельности школьников на уроках. Важно изменить отношение к преподаванию истории. Для этого начинают внедряться в процесс обучения различные современные средства. Одним из них является рабочая тетрадь.
Системно-деятельностный подход, личностные и метапредметные связи находят свое отражение в них. Системно-деятельностный подход осуществляется при систематическом использовании учебных материалов.
Тетради прилагаются ко всем школьным учебникам по каждому курсу истории, служат одним из важных средств для ознакомления с историей и эффективным средством развития познавательного интереса учащихся.
Для того чтобы понимать особенности рабочих тетрадей нужно для начала определить их специфику. В методике сегодня нет однозначного определения этого понятия. Одни авторы понимают его в узком смысле, имея в виду учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе обучающегося по освоению учебной дисциплины в аудитории и дома, который может быть использован в самостоятельном освоении теоретического материала и формировании практических умений и навыков, при подготовке к промежуточной аттестации по дисциплинам. Другие к рабочим тетрадям относят вообще любые самостоятельные пособия нового образовательного жанра, не являющиеся дополнениями и приложениями к учебникам по истории. Третьи под рабочими тетрадями понимают открытую систему текстов, вопросов и заданий, обращенную к ученику, способную к качественному и количественному обогащению, перманентному преобразованию. Четвертые, рассматривая рабочие тетради в широком смысле, обозначают этим понятием соединение деятельностной модели с историографическим знанием.
Рабочая тетрадь должны иметь четкую структуру и внутреннюю логику, объединяя все компоненты пособия в единую систему. Как правило, в нее в основном входит такой компонент, как система контрольных вопросов и заданий к параграфу, разделу или теме. Вместе с тем, в структуру рабочей тетради по историимогут включаться:
схемы-конспекты, в которых с помощью таблиц, логических схем и других иллюстративно-графических форм объясняется суть исторических событий и проблем периода;
тематическое наполнение содержания учебного материала в виде параграфов, тем, разделов;
место для ответов учащихся и выполнения ими заданий;
глоссарий;
библиография;
документальные и учебные рисунки, освещающие главным образом повседневную жизнь и быт людей в глубоком прошлом;
практические советы: как лепить посуду, строить жилище, одеть фараона, сыграть с древними римлянами и т.п.
Причем в идеале, рабочая тетрадь должна быть в основном направлена на формирование навыков, а не знаний. К сожалению, современные рабочие тетради все еще далеки от идеала. Преобладание пространных авторских и документальных текстов, сближающее рабочую тетрадь с хрестоматиями и книгами для чтения, видовое разнообразие вопросов и заданий, стирающее различие с задачником, обилие тестов на проверку формализованных знаний, огромные линованные пространства, отведенные авторами под ответы и сочинения школьников, безыскусная формулировка темы или предложение пересказать содержание параграфа, «Гроздья вопросов» к тексту и три-пять строчек для ответа на них не гарантируют качества «диалога с учеником».
Применение рабочих тетрадей в обучении ставит перед собой следующие цели:
-выработать умения и навыки учебной деятельности;
-способствовать активизации учебно-познавательной деятельности;
-обеспечить качественное усвоение рабочего материала;
-формировать навыки самостоятельной работы.
А это значит, что рабочие тетради могут решать следующие образовательные задачи:
формирование понятий;
приобретение практических умений и навыков;
формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля;
развитие мышления у учащихся;
контроль процесса обучения.
Также они выполняют различные функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, формирующую, рационализирующую, контролирующую. Их область применения охватывает большую сферу деятельности учащихся: от формирования у учащихся навыков и знаний до формирования и развития у учащихся качеств личности, так нужных в современном мире.
В настоящее время также существует ряд требований, предъявляемых к качеству рабочих тетрадей.
требование полноты информации (наличие заданий на изучение всех понятий, явлений, процессов и т. п.);
требование группировки заданий (задания должны быть сгруппированы с учетом обобщенных способов их решения);
требование системности информации (блоки информации должны быть логически связаны);
требование возрастания сложности (задания должны быть расположены в порядке возрастания сложности их выполнения);
требование целевой ориентации (для каждой задачи должно быть отведено определенное место в тетради для ее решения);
требование психологической комфортности (учащимся должно быть комфортно работать с тетрадью, они должны иметь возможность работать с ней в индивидуальном темпе и проводить самоконтроль, в ней должно отводиться достаточно места для выполнения записей и рисунков).
Известный ученый-методист М.В. Короткова с целью повышения качественного уровня рассматриваемых пособий предложила систему требований к рабочим тетрадям по истории, обозначив необходимость включения:
-различных вариантов графического моделирования, образные характеристики эпохи, рисунки, иллюстрирующие важнейшие события и даты, задания на составление хронологических рядов;
- контурных карт, картосхем, заданий для развития пространственных представлений учащихся и формирования у них картографических умений;
-социологизированных схем (таблицы, иерархические ряды);
-задания, связанные с созданием исторических образов;
-дискуссионных материалов (рубрика «Историки спорят»), где предлагаются различные точки зрения на проблему и др.
Важными требованиями остаются многоуровневый характер заданий, включение творческих заданий (в том числе тех, которые ориентированы на синтез тестового и иллюстративного материалов) [3].
Рабочие тетради по-разному используются в педагогической практике. Одни педагоги работу с ними организуют на уроке, другие – только дома, третьи, понимая их целевые установки, осуществляют работу в учебном процессе (на занятиях) и в ходе самостоятельной работы вне школы. При редком использовании их потенциал реализуется частично.
К сожалению, несмотря на все преимущества рабочих тетрадей, использование их в процессе обучения вряд ли можно назвать идеальным. Каждое издательство («Дрофа», «Просвещение», «Русское слово».), выпускающее рабочие тетради, придает им неповторимые особенности, которые не всегда положительно сказываются на близости тетради к идеалу.
Учителям очень важно знать условия организации рабочего процесса с помощью тетради, так как именно эти факторы являются главными критериями увеличения коэффициента усвоения знаний учащимися.
Успешность учебного процесса с применением пособий данного вида зависит от того примет ли учитель во внимание такие факторы, как условия использования заданий, видов рабочих тетрадей, значимость учебных пособий данного вида в учебном процессе, степень компетентности класса, специфичность школы, профессионально – педагогический стиль преподавателя, индивидуальные особенности учеников.
Список литературы
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: учеб. для высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Данилов, О. Е. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины // Молодой ученый. –2013. – №4. – С. 552–555. – URL https://moluch.ru/archive/51/6462/ (дата обращения: 15.03.2020).
Короткова, М. В. Рабочие тетради на уроках истории // Преподавание истории и общестовзнания в школе. – 2002. –№ 2. –С. 26–30.
Куликова, А.В. Рабочие тетради как одно из эффективных средств организации самостоятельной работы обучающихся [Электронный ресурс] / А.В. Куликова – Электрон. дан. – Саратов: Вольский строительный лицей, 2000. – Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/11/29/metodicheskaya-razrabotka-rabochie-tetradi-kak, (дата обращения: 15.03.2020).
Шапарина, О. Н. Современный учебно-методический комплекс по отечественной истории: структура и содержание // Преподавание истории в школе. – 2018. – № 5. – С. 5–18.