АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ «КЛИО» (Г. ШУЯ): ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ «КЛИО» (Г. ШУЯ): ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ

Бугров В.А. 1
1Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Государство и общество сегодня ожидают от школы, что она сможет сформировать те качества личности, которые определяют облик гражданина нашей страны. Об этом на встрече с классными руководителями выпускных классов школ в июне 2017 г. говорил президент В.В. Путин [6].

Ожидания общества связаны не столько с формированием определенного круга знаний, умений и навыков ученика, сколько с воспитательной составляющей работы школы [1, с. 17]. Как известно, внеклассная работа может максимально эффективно развить познавательные способности   каждого   ученика и, что наиболее важно, сформировать гармоничную личность.

Важной целью современного образования является повышение интереса учащихся к предмету «история». Решение этой проблемы может быть осуществлено, в том числе через внеурочную внеклассную работу, которая является составляющей частью учебно-воспитательного процесса [2].

Под внеурочной деятельностью сегодня следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных, предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной [5].

Археологический кружок форма внеклассной работы по истории, интегрирующая теоретические знания и практические умения обучающихся [7, с. 73]. Как правило данная форма внеклассной работы по истории реализуется в условиях дополнительного образования детей, которое позволяет эффективнее организовывать свободное от обязательной учебы время. Одной из организационных форм археологического кружка является профильный лагерь (археологическая экспедиция).

Неоспорима высокая педагогическая ценность данной формы внеклассной работы по истории, заключающаяся в возможности на практике отработать приобретенные за год посещения кружка навыки и знания [8, с. 41]. Однако к внеклассной работе в данном случае может быть допущен педагог, имеющий профильное историческое образование и опыт участия в археологических экспедициях.

Обратимся к опыту работы археологического клуба «Клио» города Шуи Ивановской области и рассмотрим, на наш взгляд, уникальные для Ивановской области формы и методы внеклассной работы по истории руководителя клуба, археолога Ольги Альбертовны Несмиян.

Сегодня в археологическом клубе «Клио» при Центре детского творчества г.о. Шуя состоят 24 учащихся (2021–2022 уч. г.) в возрасте от 10 до 17 лет.

О.А. Несмиян подчеркивает, что «речь в случае с археологической экспедицией со школьниками идет не о типичной, внеклассной, так называемой кружковой работе, а именно об участии … в серьезных, действительно научных археологических исследованиях» [4, с. 74].

На основе опыта полевых сезонов 2005–2009 гг. старшие воспитанники клуба А. Горбатов и С. Кириенко совместно с О.А. Несмиян разработали проект летней историко-археологической школы. Программа лагеря, как модель образовательной системы, состояла из 4 модулей:

– обучающий;

– исследовательско-технологический, состоящий из исследовательской археологической работы, прикладных знаний и навыков по древним ремеслам;

– общеразвивающий, состоящий из практических занятий по геологии, географии, культуре устной речи, народной культуре;

– профориентационный по следующим профессиям: экскурсовод, художник [3, с. 80–81].

Механизмы реализации предполагают курс теоретических занятий по историческому краеведению, основам археологии с элементами практических занятий по археологии, этнографии, мифологии, практический курс по экспериментальной археологии с практическими занятиями по древнерусским ремеслам. Необычность учебного процесса состоит в том, что занятия проходят под руководством начальника экспедиции на природе, чаще на костровом месте, в перерывах – на раскопе [3, с. 81].

Занятия в археологических кружках могут играть огромную роль в формировании интереса к изучению истории, что также позволяет упорядочить уже имеющиеся знания у ребенка и позволяет создать в его сознании хронологически и логически верную историческую картину мира. Однако это далеко не единственный плюс, ведь в процессе занятий у школьника появляется огромное количество знаний умений и навыков, как теоретических, так и практических, что возможно позволит в дальнейшем заниматься серьезной научной деятельностью в области археологии, истории или краеведения. Опыт участия в археологическом клубе оказывает также и серьезное влияние на формирующуюся личность ребенка, воспитывая положительные качества личности.

Список литературы

1. Бычкова, Л.В. Формирование гражданских качеств личностей обучающихся во внеклассной и внешкольной работе учителя истории и обществознания / Л.В. Бычкова. – Текст : непосредственный // Преподавание истории в школе. – 2017. – № 8. – С. 17–24.

2. Даровских, И.С. Внеурочная деятельность по истории: цели, организация, направления работы в современных условиях / Даровских И.С. – Текст : Электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14204 (дата обращения: 13.04.2020).

3. Моё археологическое лето (из опыта работы городского историко-археологического клуба) / ред-коллегия: Т.В. Журавлёва, О.А. Несмиян. – Шуя: РПК «Спринт», 2010. – 92 с.

4. Несмиян, О.А. Научно-исследовательская работа учащихся в учреждении дополнительного образования ( из опыта работы историко-археологического клуба «Клио») //Наука, образование и культура. Сборник научных статей. Ответственный редактор А.А. Михайлов. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2020. – С. 73–75.

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 09-1672 «О направлении методических рекомендаций» [Электронный ресурс]. - Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: Мобильный ГАРАНТ онлайн. Интернет-версия / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71770346/paragraph/1:2 (дата обращения: 17.04.2020).

6. Путин счел воспитание важнее образования для развития личности [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://lenta.ru/news/2017/06/21/vospitanie/

7. Трухин, П.А.Педагогические условия организации учебных занятий в «Летней Археологической Школе» / П.А. Трухин. – Текст : непосредственный // Преподавание истории в школе. 2018. № 5. С. 7377.

8. Шмуратко, Д.В. Археологическая экспедиция как форма организации работы детского лагеря: преимущества и особенности (на примере работы «Школы юных археологов» г. Пермь) / Д.В. Шмуратко. – Текст: непосредственный // Преподавание истории в школе. 2013. № 6. С. 4145.

Просмотров работы: 22