Влияние фигурного катания на коньках на оздоровительную и воспитательную и эстетическую функций студентов - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Влияние фигурного катания на коньках на оздоровительную и воспитательную и эстетическую функций студентов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Актуальность исследования обусловлена большой популяризацией здорового образа жизни в России среди молодежи, все больше молодых людей интересуются фигурным катанием. Также она объясняется доступностью физической активности на льду: Россия расположена близко к северному полушарию мира, а также большинство ее территорий имеют арктический, субарктический и умеренный климат. Более того, страна является организатором множества международных спортивный мероприятий (RostelecomCup, Sochi-2014, EuropeanChampionships, WorldChampionships), ввиду которых были отстроены официальные и тренировочные ледовые арены, использующиеся в настоящее время для любителей и подготовки спортсменов.

Целью данной статьи является выявление факторов, способствующих развитию личностных качеств студентов.

Русское фигурное катание как вид спорта зародилось в 1865 году. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов. В 1881 году в состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек. Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вячеслав Измайлович Срезневский В Юсуповском саду состоялся в 1896 году первый чемпионат мира по фигурному катанию [1].

После окончания революционной разрухи, фигурное катание снова начало набирать силу в изоляции от остального мира. В 1924 на первом чемпионате СССР выиграла пара, - Александра Быковская и Юрий Зельдович. Также большое развитие советская школа получила после появления двух выдающихся пар: Раиса Новожилова — Борис Гандельсман, выигрывающих чемпионат СССР в 1937 и 1939 и Татьяна Гранаткина— Александр Толмачев в 1937-38, 1941, 1945-52 [1]. После перерыва в 1960 году Россия снова появилась на мировой арене. Ирина Роднина стала десятикратной чемпионкой мира и трехкратной олимпийской чемпионкой

В конце двадцатого века произошло доминирование советских и российских спортсменов. В парном катании Россия получила «золото» всех Олимпийских играх периода 1964-2006гг. Говоря об индивидуальных достижениях, СССР в данный период времени СССР не завоевал золотых медалей. Значимыми достижениями того времени являлась серебряная медаль чемпионата мира и бронзовая медаль Олимпийских игр, завоеванные Кирой Ивановой.

В 2010 году Россия начала утрачивать мировое доминирование, завоёванное в советское время. На Олимпийских играх сборной России Евгением Плющенко была завоевана одна серебряная медаль. Олимпийский чемпион Александр Горшков, отмечает причиной этого разруху 90-х годов, когда приостановилась подготовка спортивных кадров, и «утечку тренерских мозгов» [2]. Спустя некоторое время в «Сочи-2014» было завоёвано три золотых медали, в том числе, в командных соревнованиях.

В настоящее время в фигурном катании происходит множество событий, получившие широкое распространение в России в 2014 году. Своего пика данный вид спорта достиг в 2018 году после олимпиады в Пхенчане, ввиду высоких достижений спортсменов в одиночном женском и командном видах.

Прогресс женского одиночного фигурного катания неоспорим: Евгения Медведева завоевала 2 золотых медали на чемпионатах мира и Европы 2016 и 2017 года. В 2018 на олимпиаде в Пхёнчане фигуристка получила 2 серебряных медалей в личном и командном зачетах. Алина Загитова завоевала золото олимпийских игр 2018 года, а также золотую медаль чемпионата мира 2019 года. В 2020 году Анна Щербакова принесла для сборной России очередную золотую медаль мирового уровня, а Александра Трусова трижды попала в книгу рекордов Гиннеса, как первая фигуристка, совершившая 3 вида прыжка в четыре оборота, ранее совершаемые только мужчинами: четверной тулуп, лутц, флип.

В 2021 г. российские фигуристы впервые в истории выиграли командный чемпионат мира, золотую медаль в парном катании спустя 8 лет и золотую медаль в спортивных танцах спустя 12 лет.

По словам А.С. Мишина, заслуженного тренера России и СССР, фигурное катание — это, прежде всего спорт, и занятия им, как и всяким другим видом спорта, определенным образом воздействуют на организм человека, способствуют выработке у него определенных качеств, необходимых в повседневной жизни, в труде [3]. Следует рассмотреть факторы, благодаря которым студенту предоставится возможность личностного роста. Во-первых, особенностью фигурного катания является то, что в нем задействованы все виды мышц. Укрепление мышц происходит виду регулярных тренировок упражнений, установленных специалистом. В основном большая нагрузка накладывается на ноги: четырехглавую мышцу бедра, ягодичную мышцу, икроножную мышцу и мышцу стоп. Также частотно задействованы мышцы брюшного пресса, широчайшие мышцы спины, прямые мышцы живота и мышца, выпрямляющая позвоночник. Занятия фигурным катанием развивают способность к быстрой реакции, внимательность. При выполнении упражнений, требующих полной концентрации и контроля тела, его положения в воздухе при смене ребер конька, резких торможений или ускорений, у человека повышается работоспособность и выносливость. При выполнении вращательных элементов укрепляется вестибулярный аппарат[3]. Вместе с тем прогрессируют навыки по балансировке, - ребро конька соприкасается со льдом, огромная задача удержать равновесие, вместе с тем совершить поставленные ранее задачи. Во-вторых, систематические занятия фигурным катанием требуют соблюдения рабочего графика, а следовательно, дисциплины. Для достижения успешного результата имеется потребность в многочасовых тренировках однотипных упражнений, исходя из которых у обучающихся вырабатывается усидчивость и скрупулезность. В-третьих, спортивное фигурное катание состоит не только из технических элементов: вращений, где устанавливаются навыки центровки, смены ребер конька и дорожек, в которых определяются мастерство скольжения и прыжков, где оценивается высота, приземление, связки перед ними, положение тела в воздухе и количество полных оборотов вокруг тела; но и в артистической части, где определяется владение коньком, построение программы и оригинальность, интерпретация музыки движениями и образами на льду. От спортсмена требуется полное понимание музыкального произведения, лежащего в основе программы, осознание эмоций и чувств, что были заложены в него автором. Также для соблюдения аутентичности создаваемого образа требуется знание культурных произведений и особенностей эпохи, в которой они были созданы Исходя из вышесказанного, студенту представляется возможность по обогащению духовного мира и изучению достояний различных культурных сообществ. Таким образом можно сделать вывод о том, что полученные или развитые в процессе тренировок личностные качества имеют практическое применение студентами не только в спортивной, но и во всех остальных видах деятельности.

Совершаемые травмы напрямую исходят из ошибок, которые могут быть допущены спортсменами и любителями. Из этого следует, что для предотвращения травм требуется анализ совершенных ранее собственных или недочетов, совершенных другими людьми. Ошибки, допускаемые фигуристами, по словам А.Н. Мишина, условно делятся на две основные группы: ошибки до приземления и после приземления. К ошибкам до соприкосновения лезвия конька с поверхностью льда можно отнести ошибки в разбеге, отталкивании и самом полёте; к ошибкам в приземлении – непосредственно само приземление. Тренер классифицировал ошибки до приземления следующим образом:

«1. Продольная ось тела занимает положение, при котором в момент касания льда невозможно удержать равновесие.

2 Недостаточен поворот тела вокруг продольной оси.

3 Высокая остаточная угловая скорость вращения тела.

4 Малая горизонтальная скорость движения тела» [5].

Обращаясь к вышесказанному, можно установить следующие положения по устранению возможных травм: 1. Проведение обязательной разминки перед занятием для разогрева всех типов мышц. 2. Подбор правильного костюма для тренировок, детали которого не должны мешать учебному процессу, плотные прилегающие ткани, не стесняющие движения; защитной экипировки: наколенники, шлем, термобельё и др. 3. Выполнение упражнений на льду, соответствующих уровню подготовки студента.

Согласно данным анкетирования, проведенным среди студентов 2-3 курсов, общее количество которых составило 50 человек, можно выявить следующие тенденции: 76% опрашиваемых отметили, что для них предпочтительны зимние виды спорта. Приоритетным видом спорта по результатам исследования является сноубординг - 53%, фигурное катание и лыжи составили 33 % от общего значения. Несмотря на это, 69% студентов не следят за активностями, связанными с данным видом спорта в России. Исходя из полученных данных, только 35% опрашиваемых с периодичностью раз в год посещают ледовые стадионы в свободное время. Нами была выявлена основная причина, по которой у студентов отсутствует возможность посещать спортивные арены: нехватка времени. В связи с этим, 74 процента опрашиваемых не проявляют желания заниматься фигурным катанием в обозримом будущем. 76% участников анкетирования отметили, что фигурное катание развивает внутренние качества человека: трудолюбие, усидчивость и т.д. Также большинство студентов считают, что данный вид спорта влияет на эстетическое восприятие действительности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что фигурное катание является прогрессивным видом спорта как для профессионалов, так и для современной молодежи.
В нем полностью отражены оздоровительная, эстетическая и воспитательная функции личности – осуществляется: выработка и улучшение личностных качеств человека; процесс культурологического и духовного обогащения, способствующих внутреннему росту, укрепление иммунитета и улучшение физических характеристик человека. По средней статистической оценке анкетирования, общая положительная динамика исследования, направленного на мотивировочную составляющую у студентов в фигурном катании, составляет 46,8%. Из этого следует, что половина опрашиваемых проявляют интерес к данному виду спорта, что отражает повышенную потребность к его актуализации в учебном процессе.

Литература и источники

Мишин, А. Н. Формирование фигурного катания как вида спорта // Фигурное катание на коньках. Учебник для институтов физической культуры / Под общей редакцией А. Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. 34с.

Горшков, А.Г. Ледовая революция / А.Г. Горшков. «Волжская коммуна».

Мишин, А. Н. Фигурное катание для всех [Электронный ресурс] / А. Н. Мишин. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – [55 с.]. – Режим доступа: http://konki.info/file/28601.

Мишин А.Н. «Прыжки в фигурном катании». -М.: «Физкультура и спорт». 1976;

59с.

Просмотров работы: 316