ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИЗМЕНЕНИЕ МАСШТАБОВ И СКОРОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИЗМЕНЕНИЕ МАСШТАБОВ И СКОРОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Бурцева Е.Т. 1, Крутоголов Ю.В. 1, Сорокина Е.Н. 1
1Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Для всех является очевидным тот факт, что трансформация образовательной парадигмы, обусловленная беспрецедентным скачком информационных технологий в начале XXI века, всецело и напрямую зависит от развития компьютерных технологий и технологического процесса человечества. Ряд ученых и исследователей отмечают, что развития систем искусственного интеллекта оказывает значительное влияние на развитие и функционирование социальных институтов общества, в частности института образования. Внедрение информационных технологий, которое детерминировало изменение образовательной парадигмы, отмечается в ряде научных работ, так Амиров Р. А., Билалова У.М. отмечают «современное образование преобразовывается в мобильную и открытую систему. Внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов способствовало формированию новой парадигмы образования» [1, с. 81]

Искусственный интеллект, как инструмент позволяющий решать интеллектуальные задачи человека, активно внедряется в образовательное пространство большинства стран мира. Как утверждается в аналитическом отчете ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, искусственный интеллект «…сыграет ключевую роль в реализации идеи персонализированного обучения - адаптации обучения, его содержания и темпа к конкретным потребностям каждого учащегося» [2, с. 5]. Иными словами, при помощи автоматизированных систем становится возможным адаптировать и индивидуализировать образовательный процесс. Как отмечает Корчагин С.А. «Очевидно, что назрела необходимость в разработке и внедрении в образовательный процесс действительно «работающего» механизма формирования персональной образовательной среды на основе искусственного интеллекта для учета индивидуальных образовательных способностей и потребностей каждого студента» [3, с. 39].

Обеспечение ускорения темпа обучаемости и рационализации процесса индивидуального обучения в высшей школе с учетом уровня подготовки и способностей отдельно взятого обучающихся, их интересов и взглядов, на основе систем искусственного интеллекта возможно, как подчеркивает Корчагин С.А., при учете основных компонентов, способствующих успешной интеграции автоматизированных систем, а именно:

интегрированной системе, в основе которой находится фреймово-продукционный метод представления знаний;

системах моделирования процесса индивидуального обучения, основанных на нейросетевых технологиях [3, с. 39].

Доктор философских наук, Ракитов А.И. рассматривая перспективы развития искусственного интеллекта в системе высшего образования, акцентирует внимание на достоинствах универсального человекоподобного интеллекта (УЧИ) в процессе профессиональной подготовки специалистов, автор отмечает «в различных сегментах деятельности - как в производственной, так и в управленческой - существует измеряемая десятками тысяч рабочих мест потребность в специалистах, способных быстро повысить свою квалификацию, сменить образовательный профиль, получить дополнительные компетенции, формируемые, как правило, в высших учебных заведениях. Однако для удовлетворения данных потребностей требуется значительное количество вузовских преподавателей, что представляет собой довольно сложную проблему, а между тем создание соответствующих систем ИИ уровня профессионально подготовленного УЧИ позволило бы решать подобные проблемы без больших затрат и в достаточно сжатые сроки» [4, с. 46-47]. Иначе говоря, многообразие профессий, существующих на сегодняшний день ставит перед системой образования многих стран необходимость в обретении качеств пластичности. С одной стороны, это влечет необходимость в увеличении квалифицированных педагогов а также возможность к динамической перестройке образовательных программ исходя из условий рынка, с другой стороны, данную проблему, возможно будет решить при создании искусственного интеллекта человеческого уровня, что по прогнозам известных инженеров и ученых может произойти уже во второй половине XXI века.

Так, Колонин А. приводит следующую типологизацию систем искусственного интеллекта «Общий ИИ - предполагает настолько высокую адаптивность, что обладающая им система может быть использована в самых различных видах деятельности при соответствующем обучении. Обучение может быть как самостоятельным, так и направленным (с помощью инструктора). В этом же смысле в противопоставление слабому или специализированному ИИ также часто употребляется сильный ИИ.

ИИ человеческого уровня предполагает уровень адаптивности сравнимый с человеческим, то есть система способна осваивать те же самые навыки, что и человек в сопоставимые сроки обучения.

ИИ сверхчеловеческого уровня - предполагает еще более высокую адаптивность и скорость обучения. Таким образом, система может обучиться тем знаниям и способностям, которые человеку в принципе не под силу» [5]. Иначе говоря, в самом обобщенном понимании, иерархия систем искусственного интеллекта представляет следующую эволюцию: слабейшие системы искусственного интеллекта (по сравнению с последующими ее уровнями, но не с человеком), до систем способных превзойти систему творца, то есть человека.

Говоря более конкретно, разработки систем искусственного интеллекта предназначенные для функционирования в образовательной среде представляют вспомогательный инструмент. Инструмент, способный оптимизировать наиболее времязатратные процессы, тем самым повысив скорость и расширив масштаб обучения, придав большую автономность педагогам. Наиболее интересными и востребованными на сегодняшний день, как отмечают Амиров Р. А., Билалова У.М., являются следующие системы:

Адаптивное и персонализированное обучение подразумевает подбор необходимого обучающего контента под потребности каждого студента с разным уровнем успеваемости, с возможностью отслеживания прогресса в обучении и изменения его траектории в зависимости от результатов.

Система автоматического оценивания позволяет осуществить автоматизировано беспристрастную оценку уровня знаний студентов, анализировать информацию о результатах обучения, давать рекомендации, разрабатывать эффективные индивидуальные планы обучения.

Промежуточное обучение - специализированная компьютерная программа позволяет студенту закреплять пройденный материал, определяет, когда он может его забыть и дает рекомендации для повторения.

Возможность обучения в игровой форме (геймификация) выражается в использовании игровых технологий и обучающих тренажеров в образовательном процессе.

Перспективным также является система прокторинга, которая способна осуществлять анализ поведения обучающегося, сдающего экзамен дистанционно: частота отвода взгляда от монитора, попытка смены вкладки в браузере, наличие посторонних лиц или же голосов и т. д. [1, с. 85]. Иными словами, существующие разработки могут обеспечить рост качества, скорости и динамической подстройки образовательных программ. Так, например, системы адаптивного и персонализированного обучения позволят систематизацировать поиск учебного материала индивидуально из запросов обучающегося, система автоматического оценивания за счет беспристрастной оценки знаний студентов позволит повысить качество обучения, а системы обучения в игровой форме могут позволить практическое обучение на моделируемых средах, без экспериментов в реальной производственной среде. Как отмечают авторы, «использование вузами технологий ИИ облегчает процесс оказания образовательных услуг, способствует повышению их качества. ИИ позволяет формировать индивидуальную образовательную траекторию каждому студенту для успешного обучения в вузе и дальнейшего профессионального роста» [1, с. 84-85].

Другими примерами использования систем искусственного интеллекта в образовании, как отмечает Алексеева Е.А., являются системы, имитирующие антропоморфные свойства человека, как описывает автор «одним из наиболее показательных проектов в области применения искусственного интеллекта и робототехники в образовании можно считать робота-гиноида Bina48, разработанного компанией Hanson Robotics еще в 2010 году. Этот робот представляет собой в прямом смысле слова «говорящую голову», способную поддерживать диалог, как это делают чатботы. Более того, этот гиноид - копия реально существующей женщины, Бины Ротблатт, которая передала роботу свою внешность, мимику, знания и элементы персонального опыта» [6, с. 43]. Как отмечают студенты, посетившие занятия роботизированного преподавателя, подобные прототипы достаточно похожи на настоящего человека.

Отечественный опыт внедрения автоматизированных систем, как отмечает Трегубов В.Н. «…ряд частных компаний также реализуют адаптивные платформы с различными элементами ИИ. Например, платформа Stepik формирует образовательный материал на основе анализа текущего уровня знаний пользователей и подбирает для них тот контент, который наиболее подходит для данного этапа обучения» [7, с. 223-224].

Таким образом, трансформация профессионального образования, изменение масштабов и скорости подготовки высококвалифицированных специалистов в век информатизации, лежит в одной плоскости с разработкой и внедрением передовых систем искусственного интеллекта в образовательном пространстве. На данный момент каждый день востребованными становятся более новые и молодые профессии. Безусловно, в таком состоянии образовательные программы вынуждены быстро подстраиваться под меняющуюся внешнюю среду, обладать пластичностью и гибкостью. В данной ситуации системы искусственного интеллекта могут ускорить этот процесс. Как было сказано выше за счет автоматизированных систем, становится возможно подстроить траекторию обучения индивидуально для каждого обучающегося, расширить масштаб и скорость подготовки специалистов, обеспечить содействие педагогам, придать им большую автономность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Амиров Р. А., Билалова У. М. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования [Текст] // Управленческое консультирование. -2020. -№ 3. - С. 80-88.

Стивен Даггэн, Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО [Текст] // под ред.С.Ю. Князева; пер. с англ.: А.В. Паршакова. - М: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - 2020. - 44 с.

Корчагин С. А. Анализ тенденций применения технологий искусственного интеллекта в образовательной сфере [Текст] // Известия Саратовского университета.-2021.- № -1. С. 37-42.

Ракитов А.И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм [Текст] // Высшее образование в России.-2018.- № 6.- С. 41- 49.

Колонин А. Искусственный интеллект - благо или угроза для человечества? [Текст] // 2020. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/iskusstvennyy-intellekt-blago-ili-ugroza-dlya-chelovechestva/, [дата обращения 25.01.2022]

Алексеева Е.А. Возможен ли искусственный преподаватель? [Текст] // Технологос. -2020. -№ 4. -С. 40-55

Трегубов В. Н., Использование технологий искусственного интеллекта для дистанционного обучения [Текст] // Известия Саратовского университета.-2021.-№ 2. С. 222-227.

Просмотров работы: 13