ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТРИНСТВУ ЖЕНЩИН - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТРИНСТВУ ЖЕНЩИН

Данченко С.А. 1, Меш Ю.П. 1
1ФГАОУ ВО "Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

В психологическом смысле женщина, ожидающая появления на свет ребенка, должна сознательно и спокойно разобраться в диалоге противоречивых тенденций. Она должна понять, что с рождением ребенка ей окончательно предстоит перейти рубеж к взрослому поколению, что сама она уже никогда не будет маленькой девочкой.

Актуальность изучения психологической готовности к материнству женщин среднего зрелого возраста продиктована высокими требованиями, которые предъявляются женщине в связи с рождением ребенка. Помимо воспитания, заботы, создания благоприятной ситуации для физического и психосоциального развития ребенка, социум предлагает, одновременно, занимать активную жизненную позицию, стремиться к личностному и социальному росту, быть интересной, разносторонней, творческой личностью.

Данная работа посвящена изучению психологической готовности к материнству женщин среднего зрелого возраста с целью выявления внутриличностного конфликта у женщин, который выражается в объектном отношении к ребенку и отсутствии эмоционального принятия себя в роли матери. Практическая значимость заключается в проведении профилактических мероприятий, направленных на устранение внутриличностного конфликта у женщин, помощи в становлении и принятии себя в роли матери.

Исследования, проведенные разными исследователями, позволили выделить три уровня психологической готовности к материнству [2, 5, 6]:

Низкий уровень готовности к материнству: женщины этого уровня отмечали наличие колебаний в принятии решения иметь ребенка, говорили о негативных ощущениях и переживаниях в период беременности. Эти женщины преимущественно ориентировались на соблюдение жесткого режима, были сторонницами «старого» воспитания. Такие женщины чаще указывали на отсутствие в детстве привязанности к матери, строгое отношение родителей по отношению к ним, они редко играли с куклами, а предпочтение отдавали детям старше трех лет.

Средний уровень готовности к материнству: у женщин этого уровня наблюдалась противоречивая установка на воспитание. Они не собирались часто брать ребенка на руки, не были сторонницами кормления по часам и прочее.

Высокий уровень готовности к материнству: женщины этого уровня не испытывали колебаний в принятии решения иметь ребенка. Они радовались, узнав о беременности. Они отмечали преобладание положительных ощущений и переживаний в период беременности. Ориентировались на соблюдение мягкого режима (кормление по потребности ребенка, чаще брать на руки и т.д.). В детстве все эти женщины имели благоприятный коммуникативный опыт. Были привязаны к матери, отмечали ласковое отношение родителей по отношению к ним, любили играть с куклами, нянчить их. Все без исключения отмечали, что любят детей младенческого возраста.

Описанные выше три уровня психологической готовности к материнству соответствуют разным типам материнского поведения. Такое материнское поведение устойчиво сохраняется на всех этапах жизни женщины и ее взаимодействии с ребенком.

Самый благоприятный период для рождения первого ребенка находится в промежутке 24-26 лет. Женщин этого возрастного периода гипотетически можно считать готовыми к материнству как физиологически, так и психологически. В более поздние возрастные периоды начинает снижаться способность к зачатию, интерес к материнству, есть риск рождения ребенка с дефектами развития [2, 5].

В работе эмпирически проверялась гипотеза о том, что психологическая готовность у женщин среднего зрелого возраста сформирована.

В исследовании приняли участие 28 женщин, разделенных на две группы. Одна группа экспериментальная, в нее вошли 15 женщин возрастом от 24 до 30 лет. Вторая группа контрольная, в нее вошли 13 женщин возрастом от 19 до 23 лет.

Женщина, понявшая, что она беременна, независимо от того радостное это событие или нет, оказывается в ситуации, имеющей все признаки кризиса. Это приводит к изменениям в системе отношений ее личности. Особенности этих изменений влияют на развитие психологического компонента гестационной доминанты (далее – ПКГД). Методологической основой психодиагностического исследования являются работы Г.Г. Филипповой в области проективного подхода к изучению феномена материнства и И.В. Добрякова в области изучения доминанты беременности. Применяемая методика позволяет не только определить тип ПКГД по преобладанию выбранных утверждений, но и произвести качественный анализ, выявить те отношения, которые нуждаются в коррекции [1, 3, 4, 6].

Ответы на диагностические вопросы по методике женщин экспериментальной и контрольной группы отражены в сравнительной Таблице №1 и представлены на рисунке 1.

Табл.1 Распределение типов ПКГД в обеих группах

Тип ПКГД

Женщины экспериментальной группы

Женщины контрольной группы

Оптимальный

5

1

Гипогестогнозический (игнорирующий)

3

5

Эйфорический

1

3

Тревожный

3

2

Депрессивный

-

1

Смешанный

3

-

Рис.1 Распределение типов ПКГД в обеих группах

Исходя из данных долей от выборки женщин среднего зрелого возраста, которые вошли в экспериментальную группу видно, что большую часть составляют женщины с оптимальным типом. Такие женщины без лишней тревоги, относятся к предполагаемой беременности, они будут следить за своим здоровьем, будут выполнять рекомендации врачей, при этом не будут снижать своей активности, заниматься на курсах дородовой подготовки. Однако, в равных долях присутствуют женщины, которые относятся к игнорирующему, тревожному и смешанному типу. Таких женщин характеризует нежелание менять свой жизненный сценарий, субъективная переоценка имеющихся проблем, тревога.

Исходя из данных долей от выборки женщин, входящих в контрольную группу, видно, что большую часть составляют женщины с игнорирующим типом. Этот тип характеризуется нежеланием менять свой жизненный сценарий в связи с беременностью. Встречается у молодых девушек, не желающих брать академический отпуск или отказываться от активной социальной жизни; у зрелых женщин, увлеченных своей карьерой. У них часто не хватает времени, чтобы в достаточной мере заниматься своим здоровьем, посещать врачей, встать на учет в консультацию.

Осуществили проверку на наличие значимых различий между результатами двух групп, применив статистический U-критерий Манна-Уитни.

Результат: Uэмп=71, Uкр при заданной численности сравниваемых групп составляет 54. 71>54, следовательно, различия уровня признака в сравниваемых группах статистически не значимы (p>0,05).

По результатам диагностических методик, используемых нами для определения психологической готовности женщин среднего зрелого возраста (диапазон от 24 до 30 лет) к материнству, можно сказать, что как женщины экспериментальной группы, так и женщины контрольной группы не показали значимые результаты, которые однозначно указывают на то, что женщины экспериментальной группы в большей степени психологически готовы к будущему материнству, чем женщины контрольной группы. У женщин экспериментальной группы преобладает тип отношения к предполагаемой беременности «Оптимальный», но на ряду с ним в равных долях присутствуют «Игнорирующий», «Тревожный» и «Смешанный» типы, а это не может говорить об устойчивой психологической готовности к материнству у женщин среднего зрелого возраста. Это может говорить о том, что женщины не желают менять свой жизненный сценарий, субъективно переоценивают имеющиеся проблемы, тревожатся.

Исходя из данных, полученных в результате исследования, можно сказать, что гипотеза о том, что психологическая готовность у женщин среднего зрелого возраста сформирована, не подтвердилась.

В настоящее время, когда общество предъявляет женщинам слишком много требований, некоторым из них сложно пройти путь «самопожертвования» и исполнить роль «хорошей матери». Внутриличностный конфликт, возникающий из-за конкуренции личностно значимых ценностей, среди которых материнство и карьера, материнство и саморазвитие, материнство и независимость, материнство и развлечения провоцирует появление нарушений эмоциональной сферы на этапе планирования беременности с формированием отклоняющихся форм материнского поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии 2002. №3- с.110-118.

Васильева Е.Н. Психологическая готовность к родительству: монография / Е.Н. Васильева, А.В. Щербаков. – Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. – 208 с.

Добряков И.В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: сборник материалов конференции под редакцией И.В. Добрякова, Н.П. Коваленко. СПб.: НИИ Ак. и Гинек. Им. Д.О. Отта, Межрег. Ассоц. Перинат. Психологии и Медицины России, 2001. – с.39-48.

Добряков И.В. Разработка и валидизация методики определения особенностей психического компонента гестационной доминанты. // Журнал «Психологическое здоровье». - №7. – 2011. – С.42-47.

Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. - №5. – С. 18-27.

Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002 – 240 с.

Просмотров работы: 47