ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЧЕЛОВЕКА, ПОДВЕРЖЕННОГО АДДИКТИТВНОМУ (ЗАВИСИМОМУ) ПОВЕДЕНИЮ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЧЕЛОВЕКА, ПОДВЕРЖЕННОГО АДДИКТИТВНОМУ (ЗАВИСИМОМУ) ПОВЕДЕНИЮ

Кулагин В.И. 1, Гуремина Н.В. 1
1ФГАОУ ВО "Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие «зависимое поведение» в последнее время получило распространение не только в научных кругах, но и в обыденной жизни. Зависимое поведение – это привязанность, имеющая определенную выраженность и недопустимая с точки зрения общественных норм, угрожающая здоровью, причиняющая психологические страдания самой личности. Согласно статистике, по причинам, связанным с зависимостями, погибает больше людей, чем в результате воин и преступлений. В круг зависимых попадают люди разного возраста, образования, профессионального статуса, этнической принадлежности и уровня благосостояния.

В психологию термин «аддикция» пришел из английского языка (от англ. «addiction» – склонность, пагубная привычка, зависимость). Аддиктивное поведение – это форма девиантного поведения, с формированием стремления ухода от реальности путем изменения своего психического состояния [1]. Аддикция становится универсальным способом «бегства» от реальной жизни, когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении. Любая аддикция формируется на основе последовательного чередования специфических психологических состояний, при которых переживание боли, чувства одиночества сменяется сильным положительным ощущением. Мозг запоминает путь приобретения этого опыта устранения неприятностей. Следовательно, важны интенсивность переживаний и специфический способ смены эмоциональных переживаний, при этом чем сильнее эмоция, тем сильнее формируется зависимость [2].

Зависимости могут быть:

- системные (охватывающие все отношения личности) – элементарные: (наркомания, алкоголизм, фанатизм – спортивная, ургентная, запойное чтение и др.);

- осознанные (спортивная) – неосознаваемые (религиозная, наркотическая);

- социально одобряемые (трудоголизм, спортивная зависимость) и неодобряемые (токсикомания, наркомания);

- химические (наркомания, алкоголизм) – нехимические (пищевая, игровая зависимость);

К нехимическим аддикциям также относят: гемблинг, любовную аддикцию, шопоголизм, ургентную аддикцию, трудоголизм, булимию, анорексию, спортивную аддикцию и многие другие. Выделяют 4 основные стадии зависимости: эксперимент, результат, злоупотребление, зависимость. В большей степени это проявляется для зависимостей, который носят химический и физический характер [3].

Каков же психологический портрет человека, подверженного зависимому поведению? Выделим его характерные черты:

Инфантильность – это термин, которым обозначают незрелость личности в психическом, психологическом, социальном или правовом отношении. Это состояние, при котором взрослый человек ведет себя как ребенок и не желает нести ответственность за свои поступки.

Низкая фрустрационная толерантность – понятие, используемое для описания неспособности переносить неприятные чувства или стрессовые ситуации. Она проистекает из ощущения, что реальность должна быть такой, какой хочется, и что любое разочарование должно разрешаться быстро и легко.

Заниженная самооценка – это неуверенность в себе, в собственных силах и поступках, постоянная самокритика, совокупность внутренних комплексов, мешающих объективно признавать свои достоинства и усугубляющих недостатки.

Психологическая ригидность – это черта личности, которая характеризуется негибкостью, сильным сопротивлением или неспособностью к изменению поведения, мнения или отношения.

Манипулятивность – это форма психологического воздействия, которая исполняется (может быть разыграна) специально и ведет к скрытому желанию у другого человека намерений, которые не совпадают с его желаниями, имеющими актуально существующий характер.

Отсутствие образа будущего и неумение планировать свое будущее (отсутствие заботы о себе в будущем).

Избегание – защитный механизм психики, заключающийся в уклонении (отказе, уходе) от ситуаций и источников неприятного воздействия.

Дефицитарность (от лат. «deficit») — это недостаток чего-либо, требуемого для нормального развития и функционирования. Когда человек не может удовлетворить свои потребности, возникают дефицитарные психологические состояния.

В рамках данного исследования был проведен опрос среди студентов 2-го и 3-го курсов. В опросе участвовало 80 человек, в том числе 30 девушек и 50 юношей. На рисунках 1-4 представлены результаты опроса.

Рисунок 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Курите ли Вы?».

Как видно из рисунка 1, большинство опрошенных (62 человека, 77%) являются курильщиками.

Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос

«В каком возрасте Вы начали курить?».

Как видно из рисунка 2, большинство респондентов начинают курить в возрасте 15-17 лет (52%). На долю более младшего возраста (12-14 лет) приходится 16%, а в более старшем возрасте начинают курить 32% отпрошенных. Также респондентам был задан вопрос: «Если вы не курите, то пробовали ли вы когда-либо курить?», результаты которого представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Распределение ответов респондентов на вопрос:

«Если вы не курите, то пробовали ли вы когда-либо курить?».

Как видно из рисунка 3, большое количество опрошенный (94%) в своей жизни хотя бы один раз пробовали курить и только 5% опрошенных никогда не курили. При этом большинство тех, кто курит, знает о вреде курения и не хотят избавиться от вредной привычки, а 12 человек пытались бросить курить.

На рисунке 4 представлены причины, из-за которых опрошенные начинают курить.

Рисунок 4. Распределение ответов респондентов на вопрос

«Причины, из-за которых Вы начали курить».

Как видно из рисунка 4, основной причиной возникновения вредной привычки является групповой фактор и желание присоединиться к компании курящих. 19% опрошенных с помощью курения пытаются справиться со стрессом и решить свои личные проблемы. 8% опрошенный рассматривают курение как способ расслабиться. При этом среди основных факторов борьбы с вредной привычкой половина опрошенных указала силу воли, а 10 человек никогда не пытались побороть эту вредную привычку.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных студентов, к сожалению, курят. Также в ходе исследования были выявлены самые распространенные причины курения:

1. Сигареты позволяют расслабиться.

В современной культуре люди практически утратили способность формировать здоровые привычки и расслабляться с помощью активного отдыха. Курение помогает расслабиться, потому что, как и музыка, этот процесс обладает определенным ритмом. Курение дает человеку законное оправдание задержаться чуть дольше после еды, приостановить работу в течение нескольких минут, чтобы просто посидеть дома, не делая ничего, что требует усилий. Вот комментарий одного из респондентов на эту тему: «После долгого учебного дня спокойно выкурить сигарету – вот все о чем я могу думать». Успокоительный эффект умеренного курения объясняет, почему люди, постоянно испытывающие стресс, курят больше.

2. Курение помогает «думать».

Опрошенные нами курильщики утверждают, что им намного проще сосредоточиться, когда отключены все внешние раздражители. Курение в буквальном смысле представляет собой своего рода «дымовую завесу», которая помогает не отвлекаться. Это объясняет, почему многие люди не могут думать и писать без сигареты. Они утверждают, что умеренное курение позволяет им сконцентрировать свое внимание.

3. Курение как развлечение.

Природу психологического удовольствия от курения можно отнести к всеобщему стремлению к самовыражению. Человеку постоянно хочется ощутить свободу и беззаботность, а курение для многих людей становится заменой детской привычки следовать спонтанным желаниям и законным оправданием для перерыва в работе. Один из респондентов так объяснил эту ситуацию: «Иногда просто устаешь постоянно напряженно работать. Если откинуться на спинке стула и выкурить сигарету, гораздо свежее потом себя чувствуешь. Не думаю, что мог бы позволить себе такое без сигареты. Сигареты – это просто повод».

По данным экспертов России по борьбе с курением выяснилось, что в нашей стране по причинам, связанным с курением, ежегодно умирают 300-400 тыс. человек. Установлено, что до 90% людей начинают курить в молодости. Ученые утверждают, что молодым курильщикам (до 18 лет) гораздо труднее расстаться с сигаретой до конца жизни. Молодые студенты уверены, что бросить курить легко. Но далеко не всем удается избавиться от никотиновой зависимости [3].

После проведения опроса был выбран 1 из 80-ти опрошенных студентов, у которого есть вредная привычка, но который хочет избавиться от нее. На рисунке 5 представлен психологический портрет человека, подверженного аддиктивному поведению в виде эскиза персоны. Эскиз персоны представляет собой набросок характеристик потенциального клиента, на удовлетворение нужд которого направлена психологическая практика. Данный инструмент позволяет увидеть поведение, эмоциональное состояние, повседневную деятельность, демографические характеристики, нужды и цели клиента.

Характеристики, черты:

ФИО: Валерия Р.

Возраст: 20

Гражданство: Россия

Пол: Женский

Род занятий: студент

Поведение:

1. Учится на юриста.

2. Подрабатывает официанткой.

3. Живет в общежитии

4. Малоподвижный образ жизни.

5. Не следит за своим здоровьем

Задачи:

Бросить курить.

Начать заниматься спортом.

Найти подходящий способ контроля за своим здоровьем.

Цели:

Вести здоровый образ жизни.

Поддерживать здоровье.

Иметь хорошую работу и возможности для развития.

Рисунок 5. Эскиз персоны человека, подверженного аддиктивному поведению.

В заключении выделим несколько практических советов и рекомендаций для профилактики курения как вида зависимого поведения:

Проявляйте заботу о себе.

Не формируйте вредные привычки из любопытства.

Не вступайте в конфликты.

Разбирайтесь в своих эмоциях, постарайтесь фиксировать и описывать свое настроение, прислушивайтесь к себе.

Проходите психологические тестирования, чтобы лучше понять себя и разбираться в себе.

Соблюдайте режим сна и отдыха.

Заведите себе здоровое хобби (спорт, творчество, музыка, искусство).

Консультируйтесь с психологами.

Учитесь и самостоятельно повышайте свою квалификацию в сфере психологии.

Список источников

Демильханова А.М. Психология аддиктивного поведения: учебно-справочное пособие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.lib.krsu.edu.kg/uploads/files/public/5937.pdf

Информационно-методическое пособие «Саморазрушающее (аддиктивное) поведение детей и подростков» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://18.xn--b1aew.xn--p1ai/upload/site22/document_file/addiktivnoe_povedenie.htm

Николаева Е.И. О механизмах аддиктивного поведения: психофизиологических, психологических и социальных [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://psyjournals.ru/files/93092/vestnik_psyobr_2012_n1_Nikolayeva_2.pdf

Просмотров работы: 465