МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТНЕРСКОГО ДИАЛОГА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТНЕРСКОГО ДИАЛОГА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Попова Д.Д. 1, Градова Г.Н. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В процессе диалога сначала со взрослым, потом со сверстниками ребенок познает мир, приобретает навыки общения, усваивает нормы языка, по подражанию учится грамматически правильно строить предложения, отвечая на вопросы собеседника, осваивает невербальные средства ведения диалога.

В исследованиях А. М. Щетининой отмечается, что «…партнерский диалог – это вид диалогической речи, который проявляется как коммуникативная функция языка и является первичной естественной формой языкового общения [5, с. 51]».

Изучая становление диалогической речи в онтогенезе установлено, что предпосылки для ее развития закладываются еще в младенческом возрасте, уже в довербальный период развития устанавливается эмоциональная и коммуникативная связь между ребенком и близким ему человеком. В раннем возрасте во время общения с взрослым ребенок не только познает мир, но и также учится нормам поведения и нормам этикета. К двум годам в речи детей появляются двухсловные предложения. У ребенка 3-4 лет в речи преобладает повелительная форма обращения. В речи младших дошкольников можно заметить просьбы, запреты, приказы и жалобы. К среднему дошкольному возрасту у детей появляется стремление рассказать собеседнику о своих переживаниях и наблюдениях. Дети в возрасте 4-5 лет отвечают на вопросы по поводу предметов, качеств предметов и действий с ними, отвечают на вопросы по теме взаимоотношений с окружающими и учатся сами задавать вопросы собеседнику. К старшему дошкольному возрасту ребенок способен составить диалог сложный по структуре. К 6-7 годам ребенок способен во время ведения диалога задать вопрос, требующий более развернутого ответа. Дети к 7-8 годам в процессе ведения диалога могут договориться, решить конфликтные ситуации, обсудить правила игры, у них совершенствуется интонационная выразительность оформления речи, дети во время ведения диалога пользуются невербальными средствами выражения своих эмоций. Тем самым, уже к старшему дошкольному возрасту дети овладевают значимыми навыками партнерского диалога [1, 2, 4, 6].

Доказано, что дети с общим недоразвитием речи (ОНР) к старшему дошкольному возрасту недостаточно овладевают правилами ведения партнерского диалога. При этом у дошкольников с ОНР выявлена недостаточная мотивация к коммуникации и ведению речевого диалога, как с взрослым, так и со сверстниками. У детей с ОНР нарушен ряд диалогических умений: вступать в общение, проявлять инициативу в общении, поддерживать общение, начинать/ завершать диалог, слушать и слышать собеседника; выразительно говорить, пользоваться интонацией диалога; правильно вести диалог; соблюдать правила речевого этикета; вести диалог, сопровождая свою речевую деятельность невербальными средствами общения [3]. Перечисленные выше особенности, на наш взгляд, могут определять специфику партнерского диалога старших дошкольников с ОНР.

Для решения задач исследования нами разработана план-программа экспериментального обучения, направленного на формирование навыков партнерского диалога посредством коммуникативных упражнений, понимаемых как творческие упражнения, способствующие развитию диалогической речи и коммуникативных навыков. Для формирования партнерского диалога подходят ситуативные коммуникативные упражнения, которые способствуют подготовке детей к реальному общению в различных речевых ситуациях. Суть данных коммуникативных упражнений состоит в том, что необходимо создать естественную обстановку общения, в которой ребёнку даётся инструкция в побудительной форме, например, попросить что-либо у своего собеседника, поинтересоваться о чем-то, т.е. при выполнении коммуникативного задания дети упражняются в ведении партнерского диалога.

Например, инструкция ребенку: «Ты потерялся в большом торговом центре, к тебе навстречу идет взрослый человек. Как ты поступишь в такой ситуации? Обратись за помощью к этому человеку!». Данное коммуникативное упражнение может продолжиться построением детьми диалога, т.е. после обращения ребенка к «взрослому» «взрослый» может дать ответ «потерявшемуся ребенку» в соответствии с разыгрываемой ситуацией. Перед этим проводится предварительная работа с детьми: детям рассказывается про важность «вежливых слов». Про то, насколько они волшебные и как от них влияет реакция человека на какую-либо просьбу. С детьми разучиваются «вежливые слова», им рассказывается не только про то, какие «вежливые слова» бывают, но и также про то, когда, в каких ситуациях, мы используем те или иные «вежливые слова». После проведения подготовительной работы выполняются коммуникативных упражнений.

На первом этапе дети принимают участие в коммуникативных упражнениях, с опорой на коммуникативные ситуации.

Цель упражнений: развитие умений: начать диалог; эмоционально «подстроиться» под своего партнера; формулировать свои мысли, сопровождая их мимикой и пантомимикой; усвоение детьми правил речевого этикета ведения диалога.

«Коммуникативные ситуации».

1. «Твой друг обиделся на тебя, что ты скажешь ему? Как исправишь данную ситуацию?»

2. «К тебе в гости пришел друг, как ты представишь друга своей маме? Тебе нужно показать другу свою комнату и игрушки, что ты скажешь ему?»

3. «Ты пришел домой с прогулки голодный, что ты скажешь маме?»

4. «Тебе очень хочется поиграть вместе с ребятами из твоей группы, что ты им скажешь, чтобы они тебя взяли в игру? Что делать, если ребята не захотели тебя принимать в игру?»

5. «Ты видишь, что кто-то из ребят твоей группы плачет, что ты скажешь ему?»

«Угадай, кто говорит».

Цель: развитие умения ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях и в социальных ролях людей.

Ход: дети стоят по кругу, один из них выходит в центр круга и разыгрывает речь из пяти предложений. Задача остальных детей - догадаться, кому принадлежит эта речь: учителю, врачу, фотографу, герою мультфильма, спортсмену и также необходимо определить, для какой ситуации характерны сказанные слова. Например: «Что у вас болит?» - слова врача, ситуация – пациент у врача на приёме.

На втором этапе дошкольники с опорой на план-схему самостоятельно составляют диалог на заданные коммуникативные ситуации:

Коммуникативная ситуация «Пациент и врач».

Дети оставляют диалог в парах, предварительно распределив роли пациента и врача. Формируя диалог, дети опираются на план-схему:

- на схеме под цифрой 1 графическое изображение рукопожатия, т.е. «пациент и врач» здороваются;

– на схеме под цифрой 2 графическое изображение частей тела (нога, рука, голова, нос, глаза) означает, что пациент должен сказать врачу, что у него болит, соответственно сначала вопрос задаёт врач: «Что у вас болит?/ Что вас беспокоит?»;

– под цифрой 3 графическое изображение средств лечения (таблетки, микстура, солнце) означает, что «врач» должен порекомендовать «пациенту» необходимые средства для выздоровления;

– под цифрой 4 графическое изображение «благодарности» означает, что пациент должен вежливо поблагодарить врача;

– под цифрой 5 графическое изображение «ладонь» означает, что пациент и врач должны попрощаться: сказать друг другу: «До свидания!».

Коммуникативная ситуация «Магазин».

Дети составляют диалог в парах, предварительно распределив роли продавца и покупателя. Продавец не знает, что хочет купить покупатель, задача продавца расспросить его, что он хочет купить, задавая покупателю необходимые вопросы. Формируя диалог, дети опираются на план-схему:

- графическое изображение рукопожатия, т.е. «продавец и покупатель» здороваются;

- графическое изображение различных товаров означает, что продавец должен спросить у покупателя, что он хочет купить;

- графическое изображение «пожимания плечами» означает, что покупатель должен сообщить продавцу, что не знает, что хочет купить и продавец должен посоветовать покупателю о выборе товара, задавая ему необходимые вопросы;

- графическое изображение монет напоминает покупателю, что он должен узнать цену товара у продавца;

- графическое изображение «благодарности» напоминает продавцу, что он должен поблагодарить покупателя за покупку, а покупатель должен поблагодарить за помощь в выборе товара, сказав «спасибо»;

- графическое изображение «ладонь» означает, что продавец и покупатель должны попрощаться: сказать друг другу: «До свидания!».

Для поддержания/развития партнерского диалога дети задают вопросы согласно следующей схеме:

- графическое изображение различных товаров: один товар – представитель отдела магазина: продукты питания, хозяйственный отдел, игрушки и т. д. – напоминает продавцу, что он должен спросить покупателя, из какого отдела загаданный товар;

- графическое изображение кружочков разных цветов означает, что продавец должен спросить у покупателя, какого цвета необходимый ему товар;

- графическое изображение геометрических фигур разных форм означает, что продавцу следует узнать у покупателя форму загаданного товара;

- графическое изображение кружочков разных размеров означает, что необходимо спросить про размер;

- графическое изображение кисти руки, обозначает действие: что можно делать с товаром, например, расчесываться – расческа, играть – игрушка и т.д.

Таким образом, формирование партнерского диалога посредством коммуникативных упражнений с опорой на план-схему проводится в три этапа. на первом этапе сообщается тема диалога, проводится беседа, разбирается лексика, соответствующая теме диалога. На втором этапе детям дается пример составления диалога с опорой на план-схему. На третьем этапе дети объединяются в игровые пары и составляют диалог по определенной теме, которая задает речевую ситуацию, обыгрывая которую дети должны использовать вербальные и невербальные средства ведения диалога.

Список литературы

1. Лепская, Н. И. Язык ребёнка. Онтогенез речевой коммуникации. М.: МГУ, 1997. - 151 с.

2. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина — М. : Педагогика, 1986. — 144 с.

3. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.

4. Цейтлин, С. Н. Некоторые особенности диалога «взрослый-ребенок»: функции реплик-повторов // Ребенок как партнер в диалоге : Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике. Выпуск второй. СПб.: Союз, 2001. - 224 с.

5. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.

6. Юрьева, Н. М. Экспериментальное исследование диалогического взаимодействия детей - сверстников в совместной деятельности.// Ребенок как партнер в диалоге. - СПб.: Издательство «Мозаика – синтез», 2003. – 264 с.

Просмотров работы: 27