К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧИ-ПОВЕСТВОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧИ-ПОВЕСТВОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Шашкова М.В. 1, Градова Г.Н. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Связная речь демонстрирует способность ребёнка размышлять логически, а также отражает навык осмысления воспринимаемого содержания, способность его выразить в структурированной речи. Исходя из того, как ребёнок выстраивает своё связное высказывание, можно сделать вывод об уровне его речевых навыков и их развития.

В младшем школьном возрасте ребёнок учится правильно выражать свои мысли, что необходимо для общения со сверстниками. Правильно построенная, логичная, насыщенная средствами выразительности речь является признаком высокого развития обучающегося.

Установлено, что «речь-повествование – это тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях и имеющий специфические языковые средства [6, с. 144]».

Понимая повествование как один из функционально-смысловых типов речи, вид речевого сообщения по способу выражения мыслей, Э. Г. Азимов выделяет объекты и виды повествования. Объектами повествования являются действия, события, последовательность действий и событий. Это связано с тем, что целью повествовательной речи является сообщение о каком–либо событии, при этом соблюдая хронологическую последовательность, произошедших друг за другом событий. Виды повествования – это события, состояния и настроение, переживания и краткое сообщение о фактах [1].

Для речи-повествования характерно употребление различных глагольных форм, благодаря чему у человека образуются яркие и динамичные образы. Также помимо глаголов в повествовательной речи часто используются простые и сложноподчинённые предложения, которые способны обозначить сразу несколько ситуаций. Именно глаголы помогают «двигать» сюжет. Как только действие завершается, его заменяет следующее. Таков механизм сочетания глаголов совершенного вида, передающих в повествовательной речи последовательность событий. Эту функцию прошедшего времени совершенного вида отмечал В. В. Виноградов, говоря, «что оно толкает – по разным линиям или по прямому направлению – сюжет к развязке, к заключительному финалу. Прошедшее время совершенного вида, свойственное быстрому рассказу, повествованию, отличается динамизмом» [4, с. 301].

Л. В. Балашова и В. В. Дементьев выделяют следующие языковые средства, с помощью которых ведётся повествование: обозначение места, обозначение действия, название лиц, производящих действия и обозначения самих действий. Отраженные в событии действия имеют свою логическую последовательность и закономерно связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого. Текст отвечает на вопросы «Что? Где? Когда? Что случилось? Где и с кем произошло? Когда случилось?»[3].

Повествовательный текст базируется на основе всех тех смысловых связей, которые были продиктованы рассказчику своим жизненным опытом. Последовательность событий в повествовательной речи определяется фактическим ходом данных событий.

Повествовательной речи характерна жесткая структура, не допускающая изменений. Она проявляется в конкретной логической последовательности происходящих событий, не допуская их перестановки между собой. В тексте-повествовании выделяют три части: начало, основная часть и заключение. В начале повествовательного текста, как правило, может указываться общая мысль повествования или же место, время, а также действующее лицо. Основная часть текста обычно включает в себя начало события, развитие события и его окончание. Для этой части рассказа характерны такие слова: внезапно, вдруг, затем, потом, наконец. В заключительной части следует указать, каким образом закончилась история [2].

Доказано, что для речи-повествования дошкольников с ОНР характерно отсутствие чёткости, логической последовательности изложения. Причинно-следственные взаимоотношения и взаимодействия персонажей в повествовании зачастую не устанавливаются. Характерны нарушения структуры предложения. [5, 8].

В своих исследованиях В. П. Глухов пишет, что значительные нарушения связности повествования связаны с отсутствием смысловой и синтаксической связи между отдельными фразами [7, с. 28].

Установлено, что повествовательная речь формируется в процессе обучения рассказыванию и пересказыванию повествовательных текстов. С учетом данного положения нами разработана методика изучения особенностей устной повествовательной речи младших школьников с ОНР, состоящая из трех заданий.

Задание 1. Составление повествовательного пересказа.

Цель: изучение способности пересказывать повествовательный текст.

Процедура: ребёнку предлагается прослушать текст и пересказать его. Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Послушай его и перескажи».

Задание 2. Составление рассказа-повествования по сюжетной картинке «Зимние забавы».

Цель: изучение способности составлять повествовательный рассказ по сюжетной картинке.

Процедура: ребёнку предлагается картинка; он должен составить по ней рассказ. Инструкция: «Внимательно рассмотри картинку и составь по ней рассказ».

Задание 3. Составление рассказа-повествования по серии сюжетных картинок «Бабушка печёт пирожки».

Цель: изучение способности составлять повествовательный рассказ по серии сюжетных картинок.

Процедура: ребёнку предлагается набор сюжетных картинок; он должен разложить их в нужной последовательности и составить по ним рассказ. Инструкция: «Разложи картинки в нужном/правильном порядке и составь рассказ».

Критерии оценки выполнения заданий:

Установка причинно-следственной связи:

3 балла – причинно-следственные связи установлены правильно;

2 балла – причинно-следственные связи установлены с незначительными неточностями;

1 балл – причинно-следственные связи установлены с грубыми ошибками;

0 баллов – причинно-следственные связи не установлены.

Связность повествования:

3 балла – предложения между собой связываются при помощи разнообразных средств;

2 балла – в повествовании используются подчинительные и сочинительные связи;

1 балл – в повествовании используются сочинительные связи;

0 баллов – повествование не имеет связности.

Соблюдение структуры повествования:

3 балла – повествование имеет четкую структуру;

2 балла – в повествовании достаточно полно отражено содержание; возможны пропуски отдельных деталей, которые не нарушают соответствия сюжету;

1 балл – пропуски отдельных эпизодов или целого фрагмента;

0 баллов – повествование не имеет четкой структуры.

Использование лексических средств:

3 балла – лексические средства использованы правильно;

2 балла – лексические средства использованы с незначительными неточностями;

1 балл – лексические средства использованы с грубыми ошибками;

0 баллов – лексические средства не использованы.

Использование синтаксических средств:

3 балла – использует синтаксические средства правильно;

2 балла – использует синтаксические средства с незначительными неточностями;

1 балл – использует синтаксические средства с грубыми ошибками;

0 баллов – синтаксические средства не использует.

Таким образом, разработанная методика позволяет изучить у младших школьников с ОНР состояние качественных характеристик речи-повествования, таких как возможность устанавливать при повествовании причинно-следственные связи, соблюдать структуру и связность повествования, использовать лексические и морфо-синтаксические средства.

Список литературы

1. Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст]: словарь методических терминов и понятий) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – Москва: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

3. Балашова Л. В., Дементьев В. В. Курс русского языка [Текст]: учеб. пособие / Л. В. Балашова, В. В. Дементьев. – Саратов: Лицей, 2005. – 1054 с.

4. Виноградов, В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / Под. ред. Г. А. Золотовой – 4-е изд. [Текст]: учеб. пособие / В. В. Виноградов. – Москва: Рус. яз., 2001. – 720 с.

5. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: учеб. пособие / В. К. Воробьева. – Москва: Астрель-Транзиткнига, 2006. – 158 с.

6. Граудина Л. К., Ширяев Е. Н. Культура русской речи. Учебник для вузов [Текст]: учебник для вузов / Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. – Москва: Издательская группа НОРМА–ИНФРА М, 1999. – 560 с.

7. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст]: учебник для вузов / В. П. Глухов – Москва: АРКТИ, 2002. – 144 с.

8. Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие [Текст]: учебник для вузов / Т. А. Ткаченко – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 126 с.

Просмотров работы: 53