Воспитание у младших школьников ценностного отношения к переработке бытовых отходов - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Воспитание у младших школьников ценностного отношения к переработке бытовых отходов

Бегеба А.В. 1, Макарова О.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Знакомство с переработкой бытовых отходов начинается еще с детских садов с целью формирования у воспитанников знаний о мусоре, отходах, необходимости их утилизации и переработки. В школе на уроках, посвященных изучению окружающего мира, а также во внеурочной деятельности педагоги формируют у детей различные знания, умения, навыки и привычки, в том числе и умение раздельного сбора отходов. Однако, на практике мы наблюдаем обратную ситуацию: младшие школьники не осознают экологического значения бытовых отходов и мусора в круговороте веществ на планете, не понимают необходимости их переработки. Таким образом, изученная школьниками в ходе уроков и классных часов информация остается на уровне «знаемых мотивов деятельности» (А.Н. Леонтьев), и, соответственно, не становится навыком и привычкой соблюдения экологических правил. Возникает проблема: как организовать учебный процесс, чтобы а) ресурсы планеты принимались школьниками как ценность, б) у подрастающего поколения сформировалась привычка сортировать бытовые отходы?

Поскольку заявленные нами характеристики относятся к личностным характеристикам ученика, то ведущим логично считать процесс воспитания, который, вслед за Ю. К. Бабанским, рассматривается в данной статье как «целенаправленная работа с целью оказания влияния на развитие личности и в том числе на «ее поведение в обществе» [1]. Отсюда, необходима целенаправленная систематическая работа по воспитанию у младших школьников ценностного отношения к различным ресурсам, обеспечивающим человеку комфортность жизнедеятельности. В определении термина «ценностное отношение» нам наиболее близка научная идея Н.Е. Щурковой. Характеризуя данный термин, она пишет: «Ценность есть то, что значимо для жизни человечества на земле. Категория ценности появилась в уме человека именно тогда, когда произведен был выход за пределы конкретной предметности вещного мира, когда в предельной обобщенности своей выделились понятия, отражающие то, без чего не может существовать на земле человеческая цивилизация. Именно в силу своей крайней обобщенности ценность незрима, она есть идея, она есть отношение, она есть абстрагированное и крайне обобщенное явление жизни, которое существует и которого не обнаруживаешь, если не научен «видеть» ценность» [2]. Данным определением детерминировано наше понимание того, что посредством воспитания должно быть сформировано у младшего школьника, а именно: умение видеть ценность ресурсов планеты, понимание важности того, что их нужно сохранять, а это значит, что бытовые отходы и мусор не являются таковыми, если могут еще послужить во благо, а также осознание факта, что без специальных действий не выживет человеческая цивилизация. Таким образом, ценностное отношение нами, так же, как и И.В. Бабуровой, рассматривается в качестве содержательной основы воспитания [3].

Поиск стратегии воспитания привел нас к пониманию того, что социально необходимые требования общества нужно трансформировать во внутренние стимулы личности каждого ребенка. Данная позиция поддержана исследованием А.Р. Муллагалиевой [4]. Следовательно, экологическая ситуация и потребность человечества в переработке отходов диктуют необходимость специального обучения и воспитания младших шокльников. Отметим, что дети данного возраста весьма эмпатичны и склонны к принятию ценностей на веру, поскольку в их сознании авторитет учителя пока еще высок. Кроме этого, младшие школьники любознательны и деятельностны – все новое привлекает их, побуждает к совершению различных действий и операций, выбору тактики поведения. Следовательно, можно утверждать, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования привычки раздельного сбора отходов и воспитания ценностного отношения к переработке ресурсов.

В ходе теоретического анализа нами установлено, что ценностное отношение имеет трехкомпонентную структуру (Л.Ю. Савинова, В.А. Ядов):

когнитивный компонент включает в себя понятия и представления о предмете;

эмоционально-оценочный компонент содержит переживания, оценки и ценностный смысл;

мотивационно-поведенческий компонент формируется посредством нажитого опыта и представляет собой готовность ученика действовать в соответствии с ценностью [5].

Охарактеризуем каждый компонент в контексте темы исследования. Так, когнитивный компонент рассматривается нами как комплекс усвоенных младшим школьником знаний о различных ресурсах планеты, о применении и способах переработки промышленных и бытовых отходов, об экологической взаимосвязи веществ и человека в природе, о важности ценности владения этими знаниями. Эмоционально-оценочный компонент будет содержать в себе продукты рефлексивной проработки и проживания учениками учебных и жизненных ситуаций, отражающих значимость когнитивного компонента. В процессе анализа у учеников возникают переживания, оценочные суждения, отношения; проявляется их модальность. Мотивационно-поведенческий мы видим, как проявление потребности и внутреннего – действенного (А.Н. Леонтьев) – мотива, направленного на заинтересованное овладение младшим школьником практическим опытом по раздельному сбору бытовых отходов, а также творческих способностей по их применению (вторая жизнь вещей). Считаем, что данные компоненты должны найти свое отражение в процессе учебной и внеурочной познавательной деятельности младших школьников. Реализация этих компонентов позволяет ученику проявить себя активным участником деятельности.

Практическая часть исследования началось с констатирующего эксперимента. Базой исследования стал 3 «В» класс общеобразовательной гимназии № 3 города Архангельска. В исследовании приняло участие 27 младших школьников.

Для сбора данных по теме исследования нами была предложена анкета. Ее проведение было направлено на уточнение наших представлений о качестве знаний и опыта практической деятельности учеников, об определении модальности отношения детей к проблеме переработки бытовых отходов. По итогам анализа анкеты мы пришли к следующим выводам.

Анализ показателей когнитивного компонента позволил установить следующее. Из всего класса 44% (12 чел.) показали низкий уровень понимания содержания процессов переработки и сортировки бытовых отходов. Это проявилось в том, что ученики в своих ответах отождествляют указанные процессы: если выкидывают мусор в бак для твердых бытовых отходов, значит уже перерабатывают. Вывод: ученики не вполне понимают, что под «переработкой» понимается совсем иное. Только 29% (8 чел.) обосновали необходимость и важность переработки бытовых отходов. Об этом свидетельствуют следующие ответы учеников: «отходы необходимо сортировать для того, чтобы вокруг было чисто», чтобы «сберечь ресурсы планеты», «сберечь природу», чтобы «мусора было меньше». Отметим, что 19 человек оставили вопрос без ответа.

Анализ эмоционально-оценочного компонента показал следующее. 22% (6 чел.) из класса считают, что нет необходимости в том, чтобы заниматься раздельным сбором отходов, основывая свою позицию на следующих аргументах: «я не хочу держать мусор в руках», «это очень сложно и долго», «я не понимаю, для чего это нужно делать, поэтому не хочу этим заниматься».

Мотивационно-поведенческий компонент нашел свое отражение в ответах тех детей о том, как отходы и мусор разделяются. В ответах учеников просматривается следующая тенденция: несмотря на то, что дети имеют некоторые представления о раздельном сборе отходов, но в силу жизненных обстоятельств они не сортируют дома их. основная причина, указанная учениками – отсутствие контейнеров для раздельного сбора отходов дома и рядом с ним.

По данным анализа ответов анкеты было выявлено, что только у одного ученика сформированы умения раздельного сбора бытовых отходов и осознанная привычка их разделять, что свидетельствует о воспитанности у него ценностного отношения к переработке бытовых отходов.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в образовательный процесс начальной школы необходимо внести коррективы, касающиеся воспитания у младших школьников ценностного отношения к переработке бытовых отходов. Для достижения поставленной задачи необходим, на наш взгляд, специальный проект, который мы планируем представить в следующей своей статье.

Список литературы

1 Бабанский, Ю.К. Сборник словарей [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/NuNsd , свободный (дата обращения : 15.11.2021). – Загл. с экрана.

2 Щуркова, Н.Е. Профессиональное обеспечение ценностно-ориентированного воспитания [Текст] / Н.Е. Щуркова // Сибирский педагогический журнал, 2007|. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-obespechenie-tsennostno-orientirovannogo-vospitaniya/viewer (дата обращения 28.01.2022)

3 Бабурова, И. В. Основные положения концепции воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе [Текст]: / Вестник СВФУ. 2009. №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-polozheniya-kontseptsii-vospitaniya-tsennostnyh-otnosheniy-shkolnikov-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 28.01.2022).

4 Муллагалиева, А.Р. Организация внеурочной деятельности с целью воспитания ценностных отношений младших школьников [Электронный ресурс]: // А.Р Муллагалиева. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №3-2. – URL: https: http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogic/articles/450/vospitanie.htm (дата обращения: 28.01.2022).

5 Савинова, Л.Ю. Трудности диагностики эмоционально-оценочного компонента ценностных отношений младших школьников [Текст]: // Л.Ю. Савинова Комплексные исследования детства. 2019. №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-diagnostiki-emotsionalno-otsenochnogo-komponenta-tsennostnyh-otnosheniy-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 31.11.2021).

Просмотров работы: 38