ОБРАЗ ТЕЛА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОБРАЗ ТЕЛА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Прозорова Н.А. 1, Прозоров А.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире уделяется большое внимание такому понятию, как образ тела. Средства массовой информации активно пропагандируют нам стандарты телесной красоты и критерии успешности, связанные с определенными репрезентациями тела. Эти стереотипные представления прямо влияют на сознание юношей, тем самым искусственно завышая значимость внешности, определенных форм и пропорций, что оказывает сильное влияние на их самооценку и формирует определенную культуру отношения к своему телу.

Рассматривая термин «образ тела», мы определяем его как «картину нашего собственного тела, которую мы создаем в голове, т.е. то, каким образом тело представлено нам» [3]. По мнению Т. Кэша, образ тела включает в себя связанные с телом самоощущения и самоотношения человека, в частности мысли, убеждения, чувства и поведение [4].

При обсуждении образа тела следует также принимать во внимание наличие различных оснований его определения. К ним относят: удовлетворенность телом, его внешним видом, точность представлений о размерах собственного тела, обеспокоенность по поводу собственного тела, ориентация на внешность, на телесную самооценку, на телесную дисфорию, телесную дисморфию, телесную схему, на восприятие собственного тела, искажение образа тела, нарушения образа тела и расстройства образа тела [5].

В данной работе исследуется влияние образа тела на студентов. Студенчество – это новый этап в жизни девушек и юношей, который характеризуется серьезными изменениями во всех сферах и соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Это время, когда формируется собственный взгляд на вещи и происходит самоопределение и самопознание. И, естественно, уделяется много внимания собственному внешнему виду, происходит формирование самооценки.

В рамках магистерской работы «Формирование культуры тела у юношей в процессе физического воспитания» было проведено исследование с целью оценки влияния образа тела на современных студентов. В исследовании приняли участие 23 студента среднего профессионального учебного заведения – из них 11 девушек и 12 юношей. Средний возраст студентов составил 19±0,67 лет.

В исследовании применялись переведенные на русский язык и прошедшие адаптацию [1] 2 методики исследования образа тела, разработанные Т.Ф. Кэшем: «Опросник ситуативной неудовлетворенности образом тела» (SIBID), «Опросник влияния образа тела на качество жизни» (BIQLI).

Опросник BIQLI (влияние образа тела на качество жизни) разработан в 2002 году. Он количественно определяет положительное или отрицательное влияние образа тела на качество жизни. Преимущества данного опросника состоят в его относительной краткости и универсальности рассматриваемых категорий, а также в простоте обработки данных. Этот опросник является ценным инструментом для исследования влияния воспринимаемого индивидом образа тела на различные сферы жизнедеятельности: самоощущение, социальное функционирование, физическая активность и т.д. Низкий показатель по тесту показывает большую неудовлетворенность собственным телом, большую зависимость самооценки от удовлетворенности собственной внешностью, большую склонность следовать культурно навязанным стандартам красоты и большую массу тела

● норма для мужчин – 1,24 со средним квадратичным отклонением 0,99 (σ),

● норма для женщин – 1,00 со средним квадратичным отклонением 1,09 (σ).

Опросник SIBID (ситуативная неудовлетворенность телом) разработан Т. Кэшем в 1994 г. для оценки негативного отношения к собственному телу в контексте каких-либо определенных ситуаций (когда нам требуется посмотреть на себя в зеркало, встать на весы, общаться с привлекательными для наслюдьми и т. д.).

● норма для мужчин – 1,17 со средним квадратичным отклонением 0,76 (σ),

● норма для женщин – 1,80 со средним квадратичным отклонением 0,90 (σ).

В результате статистической обработки данных, были получены следующие результаты, которые отображены в таблице 1.

Таблица 1 – результаты статистической обработки

Пол

Опросник BIQLI

Опросник SIBID

Женский

0,65,σ - 1,26

1,85, σ – 1,19

Мужской

0,91, σ - 0,82

0,9, σ – 0,78

По опроснику BIQLI показатели в обеих группах ниже нормы, что свидетельствует об отрицательном влиянии образа тела на качество жизни. Рассмотрим конкретные примеры, из общего числа опрошенных, мы получили

Самое негативное влияние образа тела происходит на такие области, как ощущение собственной ценности, повседневные эмоции, чувство собственной приемлемости в качестве сексуального партнера, удовлетворенности сексуальной жизнью, способность контролировать свой вес, действия по поддержанию физической формы.

По опроснику SIBID в обеих группах показатели практически не выходят за пределы нормы, что свидетельствует об отсутствии негативных эмоций и удовлетворенности телом в отдельных ситуациях, например, общения, необходимости встать на весы, после плотного обеда или при виде красивых людей на экране телевизора.

Исходя из вышесказанного, мы можем утверждать, что при ситуативном удовлетворении своим телом, студенты одновременно низко оценивают положительное влияние тела на качество жизни. Можно сделать вывод, что в определенных ситуациях студенты не концентрируются на том, как они выглядят в глазах окружающих. Но, тем не менее, для них довольно значим внешний вид, и он влияет на их повседневную жизнь.

Список литературы

1. Баранская Л.Т., Ткаченко А.Е., Татаурова С.С. Адаптация методики исследования образа тела в клинической психологии // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2008. N 3(51). С. 63–69.

2. И.А. Синицина, Л.Н. Уварова Телесная культура как фактор формирования здоровья созидающего поведения личности, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Уфа, Россия

3. Каминская Н.А., Айламазян А.М. Исследования образа физического «Я» в различных психологических школах. // Национальный психологический журнал. 2015. № 3(19).

4. Стойчева С.С. Образы тела взаимоотношения духовного и реального мира в физическом воспитании европейской культуры, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал Тюменского государственного университета, г. Ишим)

5. Cash T.F. Body image: past, present, and future. // Body Image.№ 1. 2004.

6. Cash T.F., Szymanski M.L. The development and validation of the Body Image Ideals Questionnaire // Journal of Personality Assessment. 1995. 64. P. 466—477.

Просмотров работы: 215