УРОВЕНЬ САМООРГАНИЗОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

УРОВЕНЬ САМООРГАНИЗОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прозоров А.А. 1, Прозорова Н.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном научном мире множество работ на стыке психологии и педагогики посвящено проблеме самоорганизации учащихся, как школ, так и средних и высших учебных заведений. Это связано в главной степени с тем, что в ходе самоорганизации происходит наиболее успешное самовоспитание (формирование ценностных установок), саморазвитие (приобретение психических новообразований), самообучение (выработка образовательных компетенций) и социализация (адаптация к социуму) учащихся. [2, с. 78]

Термин же самоорганизованность редко упоминается в научном сообществе, в основном рассматривается самоорганизация учащихся. С точки зрения морфологии слова, самоорганизованность – это определенное качество личности, а самоорганизация – процесс, которому подвержен человек. Со стороны толкования слов, самоорганизация рассматривалась в работах Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Л.И. Анцыферовой, А.К. Марковой, В.А. Бодрова, Т.И. Артемьевой, П.Н. Осипова. Собирательное определение самоорганизации учащегося можно дать как «процесса самостоятельной организации учащимся распределения своего времени». Рассматривается самоорганизация как учебной, так и внеучебной деятельности. [3]

Самоорганизованность как качество личности раскрывается в работе Арабова К.Т. как осознанная работа по организации своей деятельности, умению распределять время на учебу и другие дела. Дополнительно автор определяет самоорганизованность личности как мотивацию на совершенствование морально-волевых и эмоциональных качеств личности, направленных на развитие и решение социально и личностно значимых задач. [1, с. 7]

В исследованиях Л. И. Рувинского, А. К. Осницкого, В. С. Юркевич рассматривается организованность как усиленная, напряженная деятельность, направленная на реализацию имеющихся задач. [4]

К процессам, раскрывающим особенности самоорганизации личности студентов, относят: повышение осмысленности жизни, формирование адекватной самооценки и уровня притязаний; повышение мотивации учебно-профессиональной деятельности, становление профессионального самосознания и самоорганизация знаний студентов. [5]

В рамках пилотного исследования формирования самоорганизованности студентов была создана анкета на базе опросников самоорганизации деятельности Е.Ю. Мандриковой и диагностики особенностей самоорганизации А.Д. Ишкова. В выборку вошли 20 студентов технологического колледжа города Архангельска в возрасте от 19 до 20 лет, как мужчины, так и девушки. Анкета состояла из трех блоков. Первый блок содержал общие вопросы, а также вопросы о длительности тех или иных видов деятельности студентов; второй блок включал в себя вышеуказанные опросники, направленные на оценку уровня самоорганизации.

В ходе обработки и анализа данных было выявлено следующее.

Опросник самоорганизации деятельности Е.Ю. Мандриковой выявил относительно похожие результаты у всех опрошенных, средний балл по тесту составил 16,41 со стандартным отклонением в 2,68 балла. При этом отмечается следующее:

1) Респондент с самым низким показателем самоорганизации деятельности тратит ежедневно больше всего времени на выполнение домашнего задания (ответ «более 3 часов ежедневно»), при этом шкала целеустремленности согласно опроснику равна 0, по шкале самоорганизации и ориентации на настоящее значения соответственно равны 3 и 6 . Студент в свободное время не занимается саморазвитием, спортом и иной активностью, основным родом занятий является просмотр фильмов или сериалов, чтение книг.

2) Респонденты с самыми высокими показателями самоорганизации деятельности тратят меньше времени на ежедневные домашние задания (в основном, ответ «менее двух часов ежедневно»), при этом в свободное время они не занимаются спортом, общественной или творческой активностью. Основным родом занятий также является просмотр фильмов или сериалов, зато отмечается наличие подработок и занятий самообразованием.

3) Средний показатель самоорганизации деятельности студентов, проживающих дома с родителями, оказался ниже среднего (14,57), в то время как у студентов, проживающих в общежитии или в отдельном от родителей жилье, он выше этого показателя – 17,97 и 16,86 соответственно. Отсюда следует промежуточный вывод, что отдельное от родителей проживание оказывает положительное влияние на показатель самоорганизации студентов, они более самостоятельные и нацеленные на результат – уровень целеустремленности «домашних» обучающихся составляет в среднем 13 единиц против 28 у «недомашних».

По диагностике особенностей самоорганизации А.Д. Ишкова получен результат со средним значением уровня самоорганизации в 58,98 балла. При этом разброс значений чрезвычайно велик – от максимального значения в 88,75 баллов до минимального в 12,50 единиц. Величина дисперсии составляет 339 единиц, что отражает большую амплитуду значений и не подтверждает нормальное статистическое распределение данных.

По результатам было отмечено, что студенты с высокими показателями уровня самоорганизации (более 70) проживают отдельно от родителей, тратят на выполнение домашних заданий менее двух часов, активно занимаются спортом, творческой деятельностью, работают и занимаются чтением книг. Учащиеся с низким показателем уровня самоорганизации (40 и менее) проживают дома с родителями, тратят менее часа на выполнение учебных занятий, и в то же время занятия спортом или полезной саморазвивающей деятельностью отсутствуют.

Анкетирование проведено в рамках исследовательской работы по написанию магистерской диссертации по направлению «Воспитательная деятельность с молодежью» и предварительные результаты отражают, что:

1) Качество самоорганизованности студентов проявляется сильнее у учащихся, проживающих отдельно от своих родителей – средний уровень по шкале целеполагания диагностики особенностей самоорганизации у них в 2.3 раза выше, по шкале планирования – в 2.6 раза.

2) Величина времени, свободного от выполнения занятий, не влияет на вид их основного досуга – у высокоорганизованных и низкоорганизованных студентов примерно одинаковое время уходит на выполнение домашних заданий, в то время как студенты с высоким уровнем самоорганизации оставшееся от учебы время используют на занятия по самообразованию, спорту, различным подработкам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Арабов К.Т., Формирование самоорганизованности как качества личности старшеклассников во внеучебной деятельности, автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Киров, 2009.

2 Клепиков В.Н. Самоорганизация исследовательской деятельности учащихся в школе, научно-методическое пособие для педагогов и руководителей образовательных организаций под редакцией М.Р. Мирошкиной. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». Москва, 2017, с. 77-83.

3 Уманский, Л. И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. Избранные труды. – Кострома: КГУ, 2001. – 208 с.

4 Фалеева, Л. В. Организованность и самоорганизация как качество личности: сравнительный анализ понятий // Современные проблемы науки и образования. 2012. - №4.

5 Ястребова К.А., Сущность и структура процесса самоорганизации учебной деятельности студентов на этапе среднего профессионального образования. // Научное периодическое издание «IN SITU». 2016. - №4. –
с. 91 - 94

Просмотров работы: 58