Профессия педагога всегда считалась одной из самых трудных и напряженных профессий, относящихся к типу «человек-человек». И это неудивительно, ведь в основе данной профессии лежит серьезная интеллектуальная и эмоциональная работа. Человек, решивший посвятить себя педагогике, должен постоянно воспитывать и обучать не только других, но и самого себя. Это ремесло требует огромной самодисциплины и самоотдачи.
В XVII веке голландский врач Ван Туль-Пси попытался выразить характер социально-направленных профессий с помощью символической эмблемы. На ней была изображена горящая свеча, а рядом находилась надпись «Светя другим, сгораю сам». Данный постулат означает то, что специалисты социальных областей беззаветно отдают всего себя профессии и другим людям, вкладывают все свои физические, душевные и нравственные силы. И результатом подобного самоотверженного служения людям становится «выгорание» [6].
Впервые термин «профессиональное выгорание» (burnout) применил в 1974 году американский психиатр Герберт Дж. Фреденберг, который работал в альтернативной службе медицинской помощи и наблюдал за своими коллегами. В результате своих наблюдений, у некоторых работников он заметил сходные состояния: падение интереса к работе, понижение работоспособности, появление апатии, нарушение сна. Дальнейшее изучение Г. Фреденберга было направлено на характеристики психологического состояния здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном общении со своими клиентами, пациентами в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [4].
В 1976 году американские психологи К. Маслач и С. Джексон попытались найти в явлении эмоционального выгорания структуры, позволяющие глубже изучить данный феномен и качественно диагностировать его наличие у специалистов. Результатом их совместной работы стал опросник, предназначенный для измерения степени «выгорания» специалистов социальной сферы. Данный опросник включает в себя 22 утверждения, с которыми предлагается согласиться либо отвергнуть в зависимости от наличия представленных состояний у испытуемых. Итогом опросника служат три шкалы: «эмоциональное истощение» – сниженный эмоциональный фон; «деперсонализация» – деформации в отношениях с другими людьми; «редукция личных достижений» – снижении самооценки, занижении своих профессиональных достижений.
Также, по мнению К. Маслач и С. Джексон, признаками профессионального выгорания являются:
- чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения;
- негативное профессиональное самовосприятие – ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства [3].
В 1981 году американский академик Э. Морроу предложил термин «запах горящей проводки» (профессиональное выгорание), а также определил, что основой профессионального выгорания является стресс, являющийся выше человеческих возможностей к преодолению [2].
Мысль о том, что профессиональное выгорание развивается под влиянием стресса поддержали многие психологи. Так, например, кандидат психологических наук Н.В. Самоукина предложила следующее определение: профессиональное (эмоциональное) выгорание – это синдром, который начинает развиваться у работающего человека на фоне хронического стресса и постепенно приводит к полному истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов. Прежде всего, хронический стресс появляется из-за внутреннего накапливания отрицательных эмоций и невозможности «освободиться» от них [10].
Профессор В.В. Бойко охарактеризовал выгорание как динамический процесс, который проявляется поэтапно согласно механизмам формирования стресса в качестве психологической защиты, которая в ответ на конкретные травмирующие воздействия выступает в форме частичного либо абсолютного выключения эмоций [2]. Отечественные учёные Старченкова Е.С и Водопьянова Н.Е. определяют синдром выгорания как неблагоприятную реакцию на профессиональные стрессы, включающие в себя психофизиологические, психологические и поведенческие составляющие [5].
Проанализировав теоретические и эмпирические исследования можно выделить внешние, объективные факторы эмоционального выгорания педагогов, связанные с деятельностью, и внутренние, субъективные – те индивидуальные особенности личности профессионала, которые влияют на процесс возникновения и развития выгорания. К объективным факторам возникновения выгорания исследователи относят:
1) неблагоприятный социально-психологический климат педагогического коллектива (частые конфликты, повышенная напряженность в отношениях с коллегами и руководством, отсутствие поддержки и сплоченности в коллективе). Подобный климат негативно отражается на индивидуальных психических состояниях всех его членов, создает тягостные переживания, которые, закрепляясь, могут привести к эмоциональному выгоранию;
2) недостатки в организации педагогической деятельности – ее регламентация, степень автономности педагога, характер распределения учебной нагрузки, характер стимулирования труда учителя, перспективы профессионального роста, характер включения педагога в управление учебным заведением.
В качестве субъективных факторов исследователями выделяются:
1) эмоциональная неустойчивость индивида,
2) неуравновешенность нервно-психических процессов, включающая в себя повышенную возбудимость, частые проявления реактивности и преобладание негативно окрашенных эмоциональных состояний [2].
Поскольку эмоциональное выгорание является следствием продолжительных рабочих стрессов, то можно предположить, что от совладания со стрессом зависит развитие синдрома выгорания.
Понятие совладающего поведения возникло в 1940-е гг. ХХ века с исследований Г. Гартмана. А сам термин «копинг» в 1966 г. ввел Р. Лазарус в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» . Данный термин получил свое название от английского глагола сope , что означает «справляться, совладать, преодолевать».
Р. Лазарус и С. Фолкман описывают копинг-поведение в виде постоянно изменяющихся когнитивных и поведенческих усилий, прилагаемых человеком для того, чтобы справиться со специфическими внешними или внутренними требованиями, которые чрезмерно напрягают или превышают ресурсы человека [7].
По определению А. Маслоу, копинг-поведение – это форма поведения, которая предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. Психологическое предназначение копинг состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и таким образом погасить стрессовое действие ситуации. То, что делает человек, чтобы справиться со стрессом получило название «копинг-стратегии» [5].
Копинг-стратегии, по мнению М.С. Мищенко, включают четыре вида преодоления, такие как:
1) когнитивное преодоление – понимание причин стресса, осмысление ситуации и включение ее образа в целостное представление;
2) эмоциональное подкрепление – осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, контроль динамики переживания и др.
3) поведенческое (деятельностное) преодоление – перестройка поведения, коррекция стратегий и планов, активизация или дезактивация поведения или деятельности.
4) социально-психологическое преодоление – изменение направленности личности, коррекция жизненных ценностей или их приоритетов, расширение пространства социальных ролей, позиций и межличностных отношений [9].
Ф. Кохен и Р. Лазарус на основе проведённых исследований сформулировали пять задач копинга, от реализации которых зависит успешность преодоления. Это:
1) максимальное уменьшение негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления (выздоровления);
2) терпение, приспособление, преобразование жизненных ситуаций;
3) поддержание уверенности в своих силах, создание позитивного, положительного «образа Я»;
4) сохранение эмоционального равновесия;
5) поддержание достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми.
К копинг-стратегиям также можно отнести избегание проблем и поиск социальной поддержки. Копинг-поведение здесь реализуется через использование стратегий, берущих за основу ресурсы личности и среды. Одним из наиболее важных ресурсов среды является социальная поддержка, а к личностным можно отнести позитивную самооценку, потенциал к эмпатии, способность к межличностному взаимодействию и многие другие психологические структуры [1].
Также, по мнению Р. Лазаруса, во всех проблемных ситуациях можно выделить два основных стиля реагирования:
- проблемно-ориентированный (problem-focused) стиль – рациональный анализ проблемы, связанный с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации, его проявление можно увидеть в таких реакциях: самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации;
- субъективно-ориентированный (emotion-focused) стиль – следствие эмоционального реагирования на ситуацию. Он не сопровождается конкретными действиями, а проявляется в виде попыток не думать о проблеме, вовлечением других в свои переживания, желанием забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе, наркотиках или компенсировать отрицательные эмоции едой [7].
Успешность преодолевающего поведения, по мнению М.В. Борисовой, можно оценить по следующим показателям:
– устранение физиологических и уменьшение психологических проявлений напряжения;
– возникновение возможности восстановить дострессовую активность;
– избавление индивида от психического истощения, предотвращение возникновения дистресса [2].
Из свойств личности, которые способствуют успешному совладанию со стрессами, можно назвать: способность руководить своими действиями и поступками, быть ответственным перед собой за все происходящее (уровень субъективного контроля). Наличие таких качеств личности, как: эмоциональная зрелость, устойчивость, уверенность в себе, спокойствие, низкое эго-напряжение, социальная смелость.
Эмоциональная устойчивость обеспечивает субъекту в условиях негативного влияния различных стрессогенных факторов сохранение оптимального эмоционального состояния и высокой эффективности деятельности, в то время как эмоциональная неустойчивость является фактором, способствующим возникновению эмоционального выгорания. [8].
С помощью приведенных копинг-стратегий и личностной работы каждый педагог может и должен преодолевать синдром эмоционального выгорания, ведь состояние педагога имеет огромное влияние не только на него самого, как на профессионала, но и на всех участников учебного процесса.
Литература:
Асмаковец, Е.С. Взаимосвязь синдрома «эмоционального выгорания» и копинг – поведения / Е.С. Асмаковец // Психология и школа. – 2012. – № 2. – С. 94-99.
Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2005. - № 2. – С. 96-103.
Бойко В. В. Энергия эмоций. Взгляд на себя и других. – СПб.: Питер, 2004.
Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009.
Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - 2 - е изд. – СПб.: Питер, 2009.
Грабе, М. Синдром выгорания – болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять / М. Грабе; пер. с нем. – СПб.: Речь, 2008.
Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования /Р.Лазарус // Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви. – М.: Медицина, 1970.
Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г.Маклаков // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 16 – 24.
Мищенко М.С. Особенности исследования синдрома эмоционального выгорания с помощью методики «диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко // Молодой ученый. – 2015. – № 4-3(19). – С.105-109.
Самоукина, Н.В. Синдром профессионального выгорания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=4143. (дата обращения: 26.01.2022).