Проблемные вопросы экспертизы кадастровой стоимости объектов недвижимости - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Проблемные вопросы экспертизы кадастровой стоимости объектов недвижимости

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

По делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости доказательствами, на основании которых судом устанавливается величина рыночной стоимости, являются отчет об оценке рыночной стоимости и заключение судебной оценочной экспертизы, содержащее выводы о рыночной стоимости объекта недвижимости. Практика показывает, что судебная экспертиза по такой категории дел назначается судом в том случае, если определенная отчетом об оценке величина рыночной стоимости объекта недвижимости вызывает сомнение у сторон и суда в своей обоснованности. Как правило, после проведения по делу судебной оценочной экспертизы свое решение в части размера рыночной стоимости, подлежащей установлению в качестве кадастровой, суд основывает именно на результатах судебно-экспертного исследования. [8]

За период с 01.01.2021 по 31.10.2021 в судах инициировано 13 368 споров о величине, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости в отношении 27 282 объектов недвижимости.

По указанным спорам административными ответчиками являются территориальные органы Росреестра, ФГБУ «ФКП Росреестра», в том числе филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъектам Российской Федерации, органы государственной власти (органы местного самоуправления), бюджетные учреждения, созданные субъектами Российской Федерации и наделенные полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, а также комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданные при территориальных органах Росреестра.

В качестве административного ответчика за указанный период Комиссия привлекалась 34 раза.

В суды c исковыми заявлениями в отношении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (далее – иски) обращаются как физические и юридические лица, так и органы государственной власти (местного самоуправления).

В целях оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в исках в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации указываются следующие основания:

установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (13 280 исков);

об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (17 исков);

об оспаривании решения или действия (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (71 иск).

За указанный период по состоянию на 31.10.2021 рассмотрено 7 534 иска: требования истцов удовлетворены в отношении 7 163 исков, не удовлетворены в отношении 371 иска.

На конец рассматриваемого периода на рассмотрении находится 5 834 иска.

В результате вынесенных в судебном порядке решений по искам, поступившим в суды в период с 01.01.2021 по 31.10.2021, наблюдается падение суммарной величины кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, по которым были приняты решения, по состоянию на 31.10.2021 приблизительно на 186,82 млрд. руб. (50,39%):

суммарная величина кадастровой стоимости до оспаривания составила около 370,77 млрд. руб.;

после оспаривания – около 183,95 млрд. руб. [10]

Таблица 1 – Количество судебных исков в отношении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости за определенные периоды [11-12-13]

Период

Количество судебных исков в отношении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости

С 01.01.2021 по 31.10.2021

13 368

С 01.01.2020 по 31.12.2020

20 746

С 01.01.2019 по 31.12.2019

22 373

С 01.01.2018 по 31.12.2018

16 114

Спецификой рассматриваемой категории дел является то обстоятельство, что подготовка к обращению в суд и последующее судебное разбирательство для административного истца связаны с необходимостью несения значительных судебных издержек, способных в конечном итоге минимизировать экономический эффект даже от положительного судебного решения. Общая сумма затрат, которые несет административный истец в связи с обращением с административным иском в суд, как правило, складывается из расходов на уплату государственной пошлины, составление отчета об оценке, проведение судебной оценочной экспертизы и оплату юридических услуг. Практика показывает, что в отдельных случаях административными истцами в качестве судебных также заявляются расходы, связанные с получением выписок из Единого государственного реестра недвижимости по оспариваемым объектам, копированием документов, обосновывающих заявленные требования, уплатой комиссии банку за перевод денежных средств на депозитный счет суда при предварительной оплате судебной экспертизы, оформлением доверенности на представителя.

В связи со значительным ростом дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости довольно остро встала проблема демпингования стоимости услуг по составлению отчетов об оценке, появились оценочные фирмы, как правило, только начинающие работать в области оценки недвижимости, которые оказывают услуги по составлению отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости за низкую цену. Естественно, многие административные истцы, пытаясь минимизировать свои затраты, стали обращаться в такие фирмы. К сожалению, приходится констатировать, что качество таких отчетов оказывается таким же низким, как и их цена. Даже не являясь специалистом в области оценки недвижимости, нетрудно заметить наличие в таких отчетах существенных нарушений требований оценочного законодательства:

ошибки при описании объекта оценки (площадь, этажность, материал стен, месторасположение и т.д.);

отсутствие анализа сегмента рынка, к которому относится объект оценки;

неоднородность подобранных объектов-аналогов;

отсутствие обоснованности введенных корректировок;

математические ошибки.

Следует отметить, что оценочное сообщество зачастую высказывает мнение о преувеличении судами значимости проведения судебной оценочной экспертизы и об отсутствии необходимости ее назначения, поскольку отчет об оценке готовится квалифицированным специалистом. Однако, с этой позицией трудно согласится, поскольку в отсутствие у судьи специальных знаний в области оценки при непредставлении административным истцом в качестве дополнительного доказательства положительного экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков только квалифицированный эксперт может ответить на вопрос о соответствии представленного административным истцом отчета об оценке требованиям оценочного законодательства и федеральных стандартов оценки, а также оценить полученную в результате проведенных оценщиком расчетов (особенно при применении затратного или доходного подхода) рыночную стоимость объекта недвижимости на предмет ее обоснованности и достоверности.

Судебная практика показывает, что между рыночной стоимостью объекта недвижимости, определенной оценщиком и судебным экспертом, зачастую может возникать кратная разница (имеются случаи занижения оценщиком рыночной стоимости объекта недвижимости), а в отдельных случаях, как правило, применительно к объектам капитального строительства по результатам судебной экспертизы полученная рыночная стоимость становилась выше оспариваемой кадастровой стоимости, и в этом случае производство по делу прекращается по причине отказа административного истца от иска.

Актуальным в связи с этим является вопрос выбора судом кандидатуры компетентного судебного эксперта.

Стремление административного истца минимизировать свои судебные расходы, приводит к появлению большого числа кандидатов в судебные эксперты, готовых провести экспертизу отчета об оценке по низкой цене. При этом специфика судебной оценочной экспертизы такова, что специалисты действуют в отсутствие единой общепризнанной методики проведения экспертного исследования. Более того, существует множество дискуссионных вопросов, связанных с оценкой недвижимости, разрешаемых по-разному в саморегулируемых организациях оценщиков (например, учет стоимости (кадастровой либо рыночной) земельного участка при определении рыночной стоимости нежилого помещения, применение удельных показателей кадастровой стоимости при расчете корректировки на местоположение, учет различных видов коммуникаций при определении стоимости земельного участка и т. д.). [9]

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами публичной власти федеральной территории, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. [4]

В случае обращения с исковым заявлением в суд, может быть назначена экспертиза кадастровой стоимости объекта недвижимости. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать.

Стороны, другие лица, участвующие в деле, имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту; заявлять отвод эксперту; формулировать вопросы для эксперта; знакомиться с определением суда о назначении экспертизы и со сформулированными в нем вопросами; знакомиться с заключением эксперта; ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы. [2]

В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего уполномоченного федерального государственного органа. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы.

Определение уровня квалификации экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего уполномоченного федерального государственного органа. Уровень квалификации экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет. [3]

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами публичной власти федеральной территории, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных статьей 24.18. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. [4]

Комиссии создаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органов или подведомственного ему государственного бюджетного учреждения, наделенного соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа и подлежащие обязательной ротации не менее чем на семьдесят пять процентов один раз в три года представители предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков.

Требования к входящим в состав комиссии представителям предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, порядок создания и работы комиссии, включая порядок представления кандидатур для включения в состав комиссии, в том числе в целях ротации, формы принимаемых комиссией документов устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области оценочной деятельности.

При этом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной и муниципальной службы, должны составлять не более половины членов состава комиссии.

Кандидатуры представителей предпринимательского сообщества, в том числе в целях ротации, выдвигаются некоммерческими организациями, основанными на членстве и объединяющими потребителей оценочных услуг. [4]

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании. Заявление может быть подано в комиссию путем его направления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или многофункциональный центр лично, почтовым отправлением или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг.

Днем подачи заявления в комиссию считается день его представления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или многофункциональный центр, день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае его направления почтовой связью), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

К заявлению об оспаривании прилагаются:

выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

Заявление об оспаривании не принимается к рассмотрению без приложения указанных документов.

Комиссия в течение трех рабочих дней со дня принятия заявления направляет отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, в бюджетное учреждение.

В большинстве случаев при отклонении заявлений по пересмотру кадастровой стоимости в качестве причины отказа указывают, что отчет не соответствует ст.11 Федерального закона от 29.07.1998 (ред. от 02.07.2021) г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в том, что отчет не соответствует принципу однозначности. При этом комиссия не указывает, в чем конкретно отчет не соответствуют указанному принципу, чтобы оценщик имел возможность устранить замечания. [4]

Лица, осуществившие определение кадастровой и рыночной стоимости, представляют пояснения для их рассмотрения на заседании комиссии, а также приглашаются для участия в заседании комиссии.

Комиссия в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления направляет уведомление о его поступлении и принятии к рассмотрению с указанием даты рассмотрения заявителю, собственнику объекта недвижимости и в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются.

Срок рассмотрения комиссией заявления об оспаривании не может превышать тридцать дней со дня его поступления.

Комиссия вправе принять:

решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;

решение об отклонении заявления об оспаривании.

В случае принятия комиссией решения об отклонении заявления в таком решении должно быть указано обоснование такого решения.

Комиссия в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения направляет в орган регистрации прав и бюджетное учреждение копию указанного решения. В случае принятия комиссией решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляет в орган регистрации прав и бюджетное учреждение копию указанного решения, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен на электронном носителе в форме электронного документа и на основании, которого оспорена кадастровая стоимость.

Решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления либо органом государственной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования или города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, но расположенного на соответствующей территории в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования или города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет либо бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя. [5]

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде по основаниям для их пересмотра, предусмотренным частью одиннадцатой статьи 24.18. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия комиссия направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и орган регистрации прав копию указанного решения. В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании определения в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения также направляет:

отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен в форме электронного документа и на основании, которого оспорена кадастровая стоимость, в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке;

сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав. [4]

При подаче жалобы в суд к исковому заявлению нужно приложить

отчет об оценки стоимости;

документ подтверждающий оплату госпошлины;

решение Комиссии об отказе в удовлетворении вашего заявления (не обязательно для физических лиц, так как они могут не соблюдать досудебный порядок урегулирования споров о кадастровой стоимости);

выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости.

Помимо выше перечисленных документов необходимо предоставить суду уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных копий административного искового заявления и приложенных к нему документов. Административными ответчиками в данном деле выступают: правительство региона, утвердившее отчет о Государственной кадастровой оценке и управление Росреестра по региону в котором находится объект недвижимости. Если суд сочтет предоставленный отчет и дополнительные доказательства недостаточными или ненадлежащими, в соответствии с нормами законодательства, он назначает судебную экспертизу. Судебная экспертиза может быть назначена по ходатайству одной из сторон: административного истца или административного ответчика, а также по инициативе суда. Поскольку от процессуального поведения сторон в деле зависит отнесение судебных издержек, на практике происходят случаи, когда на административного истца со стороны суда оказывается давление с тем, чтобы он заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы. В зависимости от ситуации, сложившейся в том или ином регионе, суд назначает судебного эксперта. Это может быть сотрудник государственной экспертной организации, негосударственной экспертной организации или физическое лицо, обладающее специальными знаниями, соответствующее установленным требованиям. [7]

В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"

При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. [3]

Однако при назначении судебной оценочной экспертизы суды зачастую не относятся должным образом к вопросу выбора экспертного учреждения или конкретного эксперта. Это выражается, в частности, в том, что выполнение судебной оценочной экспертизы поручается экспертному учреждению, не обладающему в своем штате специалистами с необходимой квалификацией в области оценочной деятельности.

Так, к примеру, судебная экспертиза по вопросу определения рыночной или кадастровой стоимости объекта недвижимости зачастую поручается эксперту в области строительно-технической экспертизы, не обладающему квалификацией в области оценочной деятельности, что является некорректным ввиду следующего.

Определение рыночной, кадастровой, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости объектов регулируется в обязательном порядке нормами Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», стандартами и правилами федеральных стандартов оценки (ФСО), а также другими нормативными актами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.

Статьей 4 Федерального Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков (СРОО) и застраховавшие свою имущественную ответственность. Оценщик в соответствии со ст. 15 указанного закона обязан быть членом одной из СРОО, при этом обязан строго соблюдать требования Федерального закона, федеральных стандартов оценки и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих деятельность в области оценочной деятельности.

Однако поскольку судебная оценочная экспертиза назначается судом в соответствии с Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», в котором отсутствуют какие-либо требования о применении Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при проведении оценочных экспертиз, то в качестве эксперта может выступать любое физическое лицо, обладающее специальными познаниями в определённой области. При этом эксперт может и не являться членом одной из СРОО, а также может не иметь полиса обязательного страхования ответственности, обеспечивающего имущественную ответственность оценщика перед заказчиками и третьими лицами.

Данные обстоятельства крайне важны, так как напрямую влияют на качество выполненной оценочной экспертизы, которая исследуется судом в качестве доказательств при рассмотрении дела. Результат проведенной оценочной экспертизы, безусловно, может затрагивать интересы сторон в гражданском судопроизводстве, так как в большинстве случаев заключение судебной экспертизы ложится в основу решения суда. В связи с этим компетентность специалистов, выполняющих судебную экспертизу, является важнейшим условием принятия объективного и правомерного судебного решения.

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривает профессиональное обучение оценщиков и получение квалификации в области оценочной деятельности.

Так, в соответствии со ст. 21.2 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» по результатам сдачи квалификационного экзамена и при наличии стажа (опыт) работы, связанной с осуществлением оценочной деятельности не менее трех лет, оценщику выдается квалификационный аттестат. При этом оценщик в течение каждых трех календарных лет, после получения квалификационного аттестата, обязан подтверждать квалификацию путем сдачи квалификационного экзамена.

Таким образом, членство в одной из СРОО обеспечивает уверенность в профессиональной подготовке и уровне квалификации эксперта в области оценочной деятельности.

Однако к судебному эксперту, не являющемуся членом одной из СРОО, процессуальное законодательство не вводит никаких дополнительных требований. В связи с этим на практике, в целях проведения оценки, в судебный процесс привлекается в качестве эксперта любое физическое лицо, имеющее специальное образование и занимающее должность эксперта. Необходимо отметить, что, к примеру, в области исследования объектов недвижимости наличие только строительно-технического образования у эксперта не подтверждает профессиональные познания эксперта в области оценочной деятельности.

Согласно п. 23 Инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также в соответствии с Методическими рекомендациями по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации, эксперт на основании проведенного исследования дает от своего имени письменное заключение. В указанных методических рекомендациях отсутствуют какие-либо требования к проведению оценки стоимости объектов экспертизы, отсутствуют также ссылки на необходимость применять требования Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки(ФСО).

Вследствие этого требования по производству судебных экспертиз не обязывают такого эксперта применять нормы об оценочной деятельности, в связи с чем создается благоприятная почва для различного рода злоупотреблений и манипуляций нормами закона.

Для определения рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной стоимости объектов существуют конкретные методики и подходы оценки, установленные правилами ФСО, утвержденные Приказами Минэкономразвития России, и другими нормативными актами.

Заключение оценочной экспертизы представляет собой письменный документ, содержащий на основании проведенного исследования сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности и другими нормативными актами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности. [6]

Если истец выиграет процесс, затраты на судебного эксперта ему не компенсируют. По получению результатов судебной экспертизы суд назначает судебное заседания, в ходе которого исследуются заключение судебного эксперта. При этом обе стороны имеют возможность указать на фактические ошибки, содержащиеся в заключении эксперта, предоставить рецензию, выполненную квалифицированным специалистом, потребовать исправление ошибок или ходатайствовать о назначении повторной судебной экспертизы. После обсуждения результатов судебной экспертизы суд выносит решение об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости. При этом в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости. В общем случае установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в единый государственный реестр недвижимости. [7]

……………………………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ (дата обращения: 12.12.2021)

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 01.07.2021) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (дата обращения: 17.12.2021)

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ (ред. от 1.07.2021) "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/12123142/ (дата обращения: 17.12.2021)

Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19586/ (дата обращения: 12.12.2021)

Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О государственной кадастровой оценке" [Электронный ресурс] URL: https://logos-pravo.ru/federalnyy-zakon-n-237-fz-o-gosudarstvennoy-kadastrovoy-ocenke (дата обращения: 12.12.2021)

Ю. В. Белякова, П. Л. Лихтер Проблемы качества судебной оценочной экспертизы в гражданском судопроизводстве [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kachestva-sudebnoy-otsenochnoy-ekspertizy-v-grazhdanskom-sudoproizvodstve/viewer (дата обращения: 17.12.2021)

Мазнева А.В. Проблемные вопросы экспертизы кадастровой стоимости объектов недвижимости // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018016911 (дата обращения: 12.12.2021)

Овсянкина Н.В.Судебная оценочная экспертиза по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sudebnaya-otsenochnaya-ekspertiza-po-delam-ob-osparivanii-rezultatov-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti-obektov-nedvizhimosti (дата обращения: 12.12.2021)

Овсянкина Н.В. Судебное оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Вопросы правоприменительной практики [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sudebnoe-osparivanie-kadastrovoy-stoimosti-obektov-nedvizhimogo-imuschestva-voprosy-pravoprimenitelnoy-praktiki/viewer (дата обращения: 17.12.2021)

Обобщенные сведения о рассмотрении споров в судах [Электронный ресурс] URL: https://rosreestr.gov.ru/activity/kadastrovaya-otsenka/rassmotrenie-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti-/informatsiya-o-sudebnykh-sporakh-v-otnoshenii-rezultatov-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti-obektov-/ (дата обращения: 17.12.2021)

Информация о судебных спорах в отношении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости за 2020 г. [Электронный ресурс] URL: https://rosreestr.gov.ru/activity/kadastrovaya-otsenka/rassmotrenie-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti-/informatsiya-o-sudebnykh-sporakh-v-otnoshenii-rezultatov-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti-obektov-/informatsiya-o-sudebnykh-sporakh-v-otnoshenii-rezultatov-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti-obektov-2020/ (дата обращения: 17.12.2021)

Информация о судебных спорах в отношении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости за 2019 г. [Электронный ресурс] URL: https://rosreestr.gov.ru/activity/kadastrovaya-otsenka/rassmotrenie-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti-/informatsiya-o-sudebnykh-sporakh-v-otnoshenii-rezultatov-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti-obektov-/informatsiya-o-sudebnykh-sporakh-v-otnoshenii-rezultatov-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti2019/ (дата обращения: 17.12.2021)

Информация о судебных спорах в отношении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости за 2018 г. [Электронный ресурс] URL: https://rosreestr.gov.ru/activity/kadastrovaya-otsenka/rassmotrenie-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti-/informatsiya-o-sudebnykh-sporakh-v-otnoshenii-rezultatov-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti-obektov-/informatsiya-o-sudebnykh-sporakh-v-otnoshenii-rezultatov-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti-2018/ (дата обращения: 17.12.2021)

Просмотров работы: 50