Аннотация. В статье рассматриваются понятие индивидуальной траектории обучения в дополнительном профессиональном образовании. задача образования сегодня состоит в том, чтобы развивать все способности каждого, формировать готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, создание развивающей образовательной среды в образовательном учреждении, обеспечивающей построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся, стимулирование активной учебно-познавательной деятельности обучающихся. Решить эти задачи можно только создав соответствующий инструментарий. Одним из таких инструментов является индивидуальная образовательная траектория.
Цель и содержание обучения в системе дополнительного профессионального образования должны быть направлены на достижение результата, выражающегося в развитии профессиональной компетентности, которая обеспечивает подготовку высокообразованного специалиста, способного комплексно решать разнообразные профессиональные задачи в сфере трудовой деятельности. В условиях инновационных преобразований образовательной сферы обучаемый обладает возможностью самостоятельного выбора образовательную траектории обучения [1]
Индивидуализация образовательной траектории обучающегося является одним из ключевых требований при реализации федерального государственного стандарта нового поколения. Это связано с тем, что в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2018-2025 годы» миссия системы образования рассматривается как создание возможностей для реализации всеми гражданами личностного позитивного потенциала (культурного, экономического, социального). То есть, образование каждого обучающегося должно строиться в соответствии с его образовательными возможностями и потребностями. Также современное общество предъявляет существенные требования к мобильности квалификации. А это в свою очередь сильно влияет на состав компетенций формируемых в ходе обучения.
Обобщая, можно сказать, что задача образования сегодня состоит в том, чтобы развивать все способности каждого, формировать готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, создание развивающей образовательной среды в образовательном учреждении, обеспечивающей построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся, стимулирование активной учебно-познавательной деятельности обучающихся. Решить эти задачи можно только создав соответствующий инструментарий. Одним из таких инструментов является индивидуальная образовательная траектория.
Тема исследования –практика проектирование индивидуальных траекторий обучения специалистов в организации дополнительного образования.
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Индивидуализация – одна из центральных тенденций развития образования в современном мире. Она представляет собой процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок. При индивидуализации позиция ученика становится активной, т.е. ученик выступает в качестве субъекта обучения. Основной задачей индивидуализации является научить обучающегося самостоятельно управлять своей образовательной траекторий. В такой ситуации педагог выступает как помощник, наставник, репетитор. При этом он помогает ученику выявлять и нарабатывать свои собственные техники, приемы работы, необходимые в построении своей индивидуальной образовательной программы.
В современных исследованиях используются два близких по смыслу понятия: «образовательный маршрут» и «образовательная траектория»
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С. В. Воробьева, Н. А. Лабунская, А. П. Тряпицына, Ю. Ф. Тимофеева и др.)[2].
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г. А. Бордовский, С. А. Вдовина, Е. А. Климов, B. C. Мерлин, Н. Н. Суртаева, И. С. Якиманская и др.)[1], обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).
Таким образом, Индивидуальная образовательная траектория — представляет собой индивидуальный образовательный маршрут (содержание образования), снабжённый конкретными технологиями его организации
По мнению Г.П.Щедровицкого, индивидуальная образовательная траектория – это «…выбор и самостоятельное осуществление возрастноадекватных и вневозрастных видов деятельности, требующих осмысленного освоения и применения социального, культурного опыта» [3]. А.М.Маскаева представляет индивидуальную траекторию как «…процесс и результат развития опыта и личностных качеств обучающегося на основе вариативного обучения» [4]
С позиции современной педагогики индивидуализация процесса обучения есть формирование «персональной судьбы» ребенка как ученика, который, опираясь на индивидуальные качества и способности, выстраивает свой образовательный путь. Таким образом, индивидуальный подход в обучении предполагает, что педагогический процесс проходит с учетом индивидуальных способностей обучающихся (темперамента, характера, склонностей, мотивов, интересов и т. д.). Для его успешной реализации педагог в своей деятельности использует различные формы и методы с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому.
Поэтому в дополнительном профессиональномобразовании индивидуальная образовательная траектория представляет собой персональный путь реализации личностного потенциала каждого с учетом его индивидуально-личностных способностей и характеристик, своего темпа работы, уровня самооценки своих способностей.
К.Д.Ушинский особое внимание уделял проблеме учителя и системе его подготовки. В своих трудах он подчеркивал величие и благородство профессии учителя, его огромную роль в общественном развитии, а также определил ведущие к нему требования: идейная убежденность, высокий нравственный облик, любовь к детям и к своей профессии, всестороннее 2 развитие личности ребенка, широкая эрудиция, педагогическое мастерство и педагогический такт [5].
В настоящее время существенно меняется характер педагогической деятельности учителя. Образовательные запросы учащихся неоднородны, расширение спектра образовательных предложений зависит, в том числе, и от высокой мотивации учителя, так как именно он реализует принцип максимально расширенного диапазона возможностей для развития личности. Значит, учитель должен быть адаптивен и способен обеспечить высокопрофессиональное педагогическое сопровождение учащихся должен развивать свои метапредметные компетенции.
Анализ практической деятельности учреждений дополнительного образования по переподготовке и совершенствованию профессионализма специалистов свидетельствует о том, что в основном внимание уделяется повышению профессиональной компетентности, развитию профессиональных навыков специалиста, при этом недостаточно учитывается индивидуализм его профессиональных особенностей, преобладание унифицированных методов и приемов работы, направленных на совершенствование их всесторонних умений. Поэтому важно развивать метапредметные компетенции: современный специалист должен быть активным, самостоятельным, целеустремленным, конкурентоспособным, знающий, чего он хочет добиться в своей профессиональной деятельности, что именно, каким образом, и на каком уровне изучить и освоить необходимый материал, учитывая свои способности и возможности. Также он должен ориентироваться на формирование активной жизненной позиции, на выстраивание индивидуальной траектории профессионального развития, что представляет особую важность в повышении профессионального мастерства. Цель развития профессиональной компетентность специалиста определяется готовностью решать актуальные и перспективные проблемы и задачи. Обучение по дополнительным образовательным программам (переподготовки, повышения квалификации и прочее), проектирую свою индивидуальную образовательную траекторию позволяет достигнуть как развития профессиональной компетенции, так и развития метапредметных.
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это инновация в системе непрерывного образования, которая способствует определению перспективы формирования и дальнейшего профессионального роста, направлений, средств, методов и форм повышения квалификации. Индивидуальная образовательная траектория обеспечивает расширение возможностей образовательного пространства, выбор наиболее эффективных и удобных для специалиста способов непрерывного образования, роста профессиональной компетентности. Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития помогает учесть индивидуальные потребности и профессионально-личностные запросы специалиста, его опыт, уровень подготовки, психофизиологические и когнитивные особенности. Выпускнику высшего учебного заведения или СПО необходимо «на пороге» своей карьеры сделать предпочтение тем или иным потребностям, чтобы в процессе профессиональной деятельности выстроить собственную индивидуальную образовательную траекторию, которая может быть как индивидуальноличностно-ориентированной, так и социально-личностной или профессионально-личностной. Также специалисту необходимо владеть навыками проектирования собственного развития, использование которых приведет к целенаправленному выбору модели и содержания собственного повышения квалификации, выстраиванию индивидуальной образовательной траектории.
Исходя из вышеизложенного, проектирование индивидуальной образовательной траектории это последовательный процесс повышения профессиональной компетентности, формирования новых знаний и умений, развитие личностных характеристик на основе активизации субъектной позиции, самостоятельного выбора цели, содержания, форм, методов и средств вариативного обучения по программа дополнительного профессионального образования.
Литература и интернет-ресурсы
1 Бероева Е.А. Ииндивидуальная образовательная траектория как средство развития профессиональной компетентности специалиста в системе дополнительного профессионального образования
2. Шеманаева М. А. О трактовках термина «индивидуальная образовательная траектория» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S12. – 0,3 п. л. – URL: http://ekoncept.ru/2017/470154.htm
3 Щедровицкий, Г.П. Очерки по философии образования / Г.П.Щедровицкий. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1993. – 235 с
4 Маскаева, А.М. Проектирование ИОТ обучающихся / А.М.Маскаева // Инициативы 21 века. – 2010. – №3.
5 Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К.Д.Ушинский. – М.: Педагогика, 1990. – Т.5 / сост. С.Ф.Егоров. – М.: Педагогика, 1990. – 528с