Введение. В настоящее время идёт активное расширение сети автомобильных дорог, в том числе увеличивается протяженность платных дорог. Государственная компания «Автодор» опубликовала план строительства скоростных магистралей до 2035 г., согласно которому общая протяженность скоростных дорог вырастет с 5,1 тыс. км до 17 тыс. км [1]. Растущий спрос на транспортные услуги, сопровождающийся интенсивным развитием инфраструктуры сетей и ростом транспортных потоков, вызывает негативные последствия, связанные с воздействием на окружающую среду [2]. В условиях постоянного транспортного потока формируется зона повышенного содержания вредных веществ в атмосферном воздухе [3], действию которых наиболее подвержены участники дорожного движения, а также сотрудники, чьи рабочие места расположены непосредственно на автомобильной дороге либо в полосе отвода. Согласно данным измерений концентрации РМ2,5 и РМ10, проведенным на автомобильной дороге М-4 «Дон» на пункте взимания платы (ПВП) и перегоне, периодически наблюдаются превышения ПДК на территории ПВП.
С учетом необходимости обеспечения нормативного качества воздуха на рабочих местах была выбрана и рассчитана система вентиляции воздуха для кабин операторов ПВП. Расчёты производились по требуемой мощности кондиционера и системы отопления только для одной кабины оператора – кассира. Подобных кабин может быть больше десяти на одном пункте взимания платы, и, поскольку все помещения одинаковы по своим размерам и относятся к одной категории, можно считать, что расчёты однотипны для всех кабин.
Требуемый расход воздуха определялся по нескольким методикам [4]: по площади помещения, по санитарным нормативам, по кратности воздухообмена, из которых выбирался максимальный.
Наилучшей системой вентиляции для комфортной работы персонала ПВП являются настенные кондиционеры (сплит-системы для настенного монтажа), основные преимущества которых заключаются в оптимальной конструкции для маленьких помещений (до 15 м2); обеспечении интенсивного воздухообмена и качественной фильтрации воздуха; пониженном уровне шума по сравнению с кондиционерами другого типа. Согласно результатам расчета [5], наиболее подходящей моделью для каждого помещения при заданной необходимой мощности может послужить сплит-система Hitachi RAK-25PEC/RAC-25WEC. Также можно спроектировать комплексную систему кондиционирования одновременно всех кабин операторов-кассиров, для которой лучше всего подойдут мульти-сплит системы.
Кроме системы вентиляции и кондиционирования необходимо предусмотреть систему очистки воздуха от основных загрязнителей, выбрасываемых автомобильным транспортом.
Таким образом, анализ существующих систем кондиционирования помещений показал, что для ПВП экономически целесообразно применять сплит-систем, рассчитанные на каждую кабину, которые позволят поддерживать комфортную температуру в ПВП, а применение дополнительных систем очистки обеспечит необходимую очистку воздуха от отработавших газов автомобилей.
1. Буранов И. «Автодор» обнародовал планы строительства магистралей до 2035 года // Коммерсантъ, №224 от 05.12.2019, с. 5. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4181143 (дата обращения: 30.01.2022 г.)
2. Экология транспорта и устойчивое развитие: Учебник для бакалавров и магистров/ Под редакцией И.В. Карапетянц, Е.И. Павловой. М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2019. 370 с.
3. Базаров Б.И. Экологическая безопасность автотранспортных средств: учеб. пособие. Ташкент: ТАДИ, 2004. 104 с.
4. СП 60.13330.2020. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха.
5. ГОСТ 22270-2018. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Термины и определения.