ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКОСТИ У СПОРТСМЕНОВ-ТХЭКВОНДИСТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКОСТИ У СПОРТСМЕНОВ-ТХЭКВОНДИСТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бочарова К.С. 1, Яранцева М.И. 1, Бояркин А.А. 1, Абрамова М.А. 1
1Северный Арктический Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Упражнения на гибкость должны занимать значительное место в занятиях по таэквондо (первый год обучения) для спортсменов 7-8 лет, так как именно в детском возрасте она развивается наиболее успешно [5].

Наиболее универсальной и эффективной является форма тренировочного занятия. Обязательные части занятий - подготовительная, основная и заключительная. Даже если формой является игра, ей должна предшествовать подготовительная часть - разминка и организация игры, основная - собственно игра и заключительная - плавное снижение нагрузок.

В качестве методических основ развития гибкости можно широко использовать в занятиях обще подготовительные упражнения, с элементами сгибаний и разгибаний, наклонов и поворотов туловища. Эти упражнения направлены на повышение подвижности во всех суставах и осуществляются без учета специфики вида деятельности. Вспомогательные упражнения подбираются с учетом специфики тхэквондо [1].

Упражнения на гибкость могут носить активный, пассивный и смешанный характер. Арсенал средств, применяемых для развития гибкости, также разделяется на развивающие пассивную, активную и смешанную гибкость. Развитию активной гибкости способствуют упражнения, выполняемые как без отягощении, так и с отягощениями.

К ним относятся маховые и пружинящие движения, рывки и наклоны. Отягощения повышают эффективность упражнений вследствие увеличения амплитуды движения, за счет использования силы инерции.

Наряду с использованием таких упражнений в отдельных частях занятия, они могут составлять программы отдельных тренировочных занятий. Однако упражнения на гибкость часто включаются в комплексные занятия, в которых наряду с развитием гибкости планируется развитие и других качеств, например, силы. Упражнения на гибкость могут составлять и значительную часть утренней гимнастики и мероприятий, проводимых в режиме дня учащихся [4].

 При планировании работы по развитию гибкости необходимо иметь в виду, что активная гибкость развивается в 1,5-2 раза медленнее пассивной (с помощью партнера, отягощении и др.). Разное время требуется и на развитие подвижности в разных суставах. Этот показатель зависит от многих факторов: от структуры сустава и мышечной ткани, возраста ребенка, а в конечном счете - от построения тренировочных воздействий[7].

В зависимости от характера упражнений, применяемых для развития гибкости, особенностей конкретного сустава, возраста и пола учащегося, темпа движений продолжительность упражнений может колебаться в пределах от 20 секунд до 2-3 минут. При этом активные статические упражнения непродолжительны. Пассивные сгибательные и разгибательные движения могут выполняться длительное время.

Также упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.

Домашние занятия должны развивать навыки самостоятельной работы учащихся [2]. Занятия должны быть не утомительными для детей, обеспечивать переключение с одних видов деятельности на другие, способствовать укреплению здоровья и физическому развитию школьников.

Одним из ежедневно выполняемых комплексов несложных упражнений является утренняя гимнастика, которая обычно сочетается с закаливающими процедурами и применяется главным образом с целью укрепления здоровья, повышения жизнедеятельности и общей работоспособности школьников, развитию гибкости как отдельных частей тела, так и всего организма в целом [3].

Ежедневные занятия утренней гимнастикой - этот минимум двигательной деятельности, может быть обеспечен в любое время года, при любых условиях.

Время от времени нужно проверять, как ребята делают дома зарядку: предложить отдельным учащимся показать комплекс упражнений, как общеукрепляющих, так и на развитие гибкости, спросить, в какой дозировке они их выполняют [5].

Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию: выводит организм из пассивного состояния и подготавливает к предстоящей активной деятельности.

Физические упражнения настраивают центральную нервную систему на рабочий ритм, совершенствуют координацию движений, увеличивают скорости крово- и лимфообращение, укрепляют кровоснабжение тканей. Более глубоким и ритмичным становиться дыхание. Увеличивается поступление к мозгу, к мышцам и внутренним органам кислорода, что в свою очередь способствует повышению уровня укрепительных процессов в тканях [3].

Комплекс утренней гимнастики обычно состоит из упражнений, обеспечивающих всестороннее развитие на организм. Упражнения комплекса утренней гимнастики выполняют в определенной последовательности:

Начинают с упражнений, которые постепенно втягивают организм в работу, - с ходьбы и легкого бега.

За ними выполняют упражнения типа «подтягивание», на формирование осанки.

Затем приступают к упражнениям, воздействующим набольшие группы мышц всех частей тела (ног, плечевого пояса, живота, спины), различного рода поворотам и наклонам.

За ними следуют упражнения более сложного характера (например, движения туловища в сочетании с движениями ног и рук: приседания с движениями рук и ног, выпады с наклонами туловища и другие), которые оказывают еще более интенсивное влияние на деятельность внутренних органов, способствуют развитию пластики и гибкости[6].

После этого мышцам дают небольшой отдых: выполняются упражнения на расслабление.

Хорошо освоенные упражнения становятся постепенного легкими для занимающихся, интерес к ним снижается. Поэтому надо каждые 1-2 недели комплекс менять [2].

Более эмоционально проходят упражнения при музыкальном сопровождении.

В сочетании с прогулкой и водными процедурами легкая гимнастика перед сном создает благоприятные условия для отдыха. Нужно приучать к ней юных спортсменов-таэквондистов с первых же месяцев занятий. Такая гимнастика состоит главным образом из дыхательных упражнений по 5-6 раз каждое, медленное и плавное потягивание различных частей организма, что приводит к внутренней гармонии и способствует не только развитию гибкости, но и внутреннему сосредоточению и подготовки ко сну. Темп - медленный, движения плавные.

Заключение.

При формировании гибкости у юных спортсменов-таэквондистов необходимо учитывать координационную сложность применяемых упражнений, их влияние на вегетативные органы и энергетические затраты при их выполнении. Младшие школьники успешно осваивают простые по координации движения, состоящие из одного-двух элементов, которые не требуют при выполнении большой точности и больших мышечных движений.

Увеличение показателей гибкости позволяет повысить функциональные возможности подвижности позвоночного столба и в значительной мере ускорить достижение хорошей физической формы и получение значительных спортивных результатов у юных спортсменов-тхэквондистов. Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы.

Список литературы
1. Бакулев, А.В. Павленко, В.А. Чистяков,Павленко А.В. Методика формирования базового технического арсенала на этапе начальной подготовки в тхэквондо: учеб. пособие / А.В. Павленко. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. -130с

2. Головихин Е.В. Программа по тхэквондо - Нижневартовск: РБСИ,.ознакомительный отрывок. Жанр: Спорт, 2012.

3. Карпов М.А., Воронцов В.В. Спортивная подготовка тхэквондистов на основе индивидуализации:журнал.ВестникЮжно-уральского Университета. Выпуск 1 том 5 -2013г.

4. Ким, Су. Тхэквондо: ЧаЁнРю— естественный путь / СуКим; пер. с англ. Е.Гупало— М.: ФАИР — ПРЕСС, 2011. — 480с.: ил.

5. Мавлеткулова, А. С. Развитие специальных физических качеств тхэквондистов-юношей: автореф. дис. канд. пед. Наук. / МавлеткуловаАйгульСабитовна. - СПб., 2009.- 25 с.

6. Осьмак, Константин Растяжка, шпагат и гибкость в любом возрасте / Константин Осьмак. - М.: Издательские решения, 2019. - 639 c.

7. Скоблина, Н.А. Физическое развитие детей: фундаментальные и прикладныеаспекты [Текст] : учеб. пособ. ; ФГБОУ ВО РНИМУ Им. Н.И. Пирогова Минздрава России Ассоциация организаций и специалистов в сфере гигиены «Союз гигиенистов»/ Н.А. Скоблина, О.Ю. Милушкина. – Москва: ФГБОУ ВО РНИМУ Им. Н.И. Пирогова, 2018. – 179 с.

Просмотров работы: 42