Современная педагогика накопила множество различных концепций образования, исходя из которых строятся различные технологии обучения.
Чтобы сравнивать коучинг с образовательными технологиями, необходимо проанализировать обучение как процесс, связанный с реализацией определенных целей.
Обучение - это деятельность целенаправленная, потому что «педагог не может не ставить перед собой определенную цель: научить тому-то, воспитать такие-то качества личности (гуманность, нравственность, самостоятельность, способность к творчеству и т.д.).
В широком смысле это выполнение извечно существующей функции человеческого общества: передавать новым поколениям накопленный предыдущий социальный опыт.
Традиционная парадигма в образовании характеризуется тем, что цели образования в ней ставятся исходя из интересов общества и (или) государства и видятся прежде всего в формировании человека с заданными, нужными обществу или государству, качествами. Взаимодействие в такой парадигме носит однонаправленный характер и представляет скорее воздействие со стороны педагога. Формировать заданные качества удобнее «по частям», поэтому воспитание в традиционной парадигме дробится на отдельные направления (умственное, нравственное, физическое, трудовое и т.п.), а обучение – на отдельные операции. В педагогическом исследовании преобладают «точные», «естественнонаучные» методы, что позволяет получить достоверное знание об условиях, в которых происходит становление человека, но не дает возможности с достаточной степенью полноты понять внутренние процессы его саморазвития.
В гуманистической парадигме образовательные цели ставятся «от человека». Поэтому в качестве целей образования выступает наиболее полная самореализация человека, раскрытие его природных задатков на основе учета его интересов и способностей. Считается, что источник развития находится в самом развивающемся человеке. Человек, таким образом, фактически признается существом самодостаточным. Акцент делается на самом человеке, а не на его связях с окружающим миром и другими людьми. Результаты исследования проблем самопознания, самоактуализации, самоутверждения, самореализации, выполненные в рамках гуманистической парадигмы, имеют важное значение для «очеловечивания» взаимоотношений педагогов и воспитанников.
В настоящее время на смену гуманистической парадигме приходит гуманитарная парадигма. В центре ее интереса находится человек во всей его целостности, во всем многообразии его связей и отношений с окружающим миром. Главной характеристикой гуманитарного характера позиции педагога выступает диалогичность; целью же гуманитарности выступает развитие «человеческого качества», того, что составляет истинно человеческую сущность, в его соотнесенности с миром ценностей, культуры, человеческих отношений. В гуманистической парадигме наряду с традиционными используются и другие методы исследования, основанные на непосредственном постижении педагогических явлений и процессов.
Коучинг сочетает в себе деятельность и обучение. «Продуктом совместной работы коуча и клиента являются деятельность (action) и обучение. Эти две силы — деятельность и обучение — соединяясь вместе, создают изменение. Поскольку понятие деятельности (action), продвигающей клиента вперед, является центральным в коучинге, мы говорим, что одной из целей коучинга является «катализация деятельности» клиента. Другой движущей силой процесса изменения является обучение. Обучение не является просто побочным продуктом деятельности - это равномощная и дополняющая сила, которая создает новые ресурсы, расширяет возможности и дает силы для изменений». [15]
Коучинг направлен на выполнение поставленных целей и задач, по созданию своей жизни согласно ранее сформулированному видению. Однако коучинг связан не только с деятельностью, но в равной степени и с обучением. Поэтому можно сказать, что вторая часть работы коуча заключается в «углублении обучения».
Первым известным «коучем» считается Сократ. Философ, к которому часто обращались за советом, утверждал, что не может сказать ничего такого, чего его собеседник не знал бы о себе сам: «У каждого человека есть свой внутренний голос, – утверждал он, – но не каждый умеет его услышать» [2] . Свою роль он видел в том, чтобы помочь другому человеку «родить на свет собственную душу». Сократ не давал советов, не консультировал, не утешал, он задавал своим собеседникам вопросы. Фактически он лишь извлекал на свет то, что его собеседник уже «имел» внутри себя, но не видел или не хотел увидеть.
Коучинг как инструмент личностного и профессионального развития впервые стал применяться в 70- х гг. XX века. Однако сам термин «коучинг» был введен в начале 1990-х гг. английским бизнесменом и консультантом сэром Джоном Уитмором, и дословно на русский язык его можно перевести как «наставлять, подготавливать, тренировать». Но на самом деле понятие «коучинг» включает в себя нечто большее и существенное. Это учение, возникшее на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта.
Коучинг – это процессы раскрытия внутреннего потенциала человека и приведение в действие его системы мотивации, направленные на достижение целей в различных областях жизни максимально эффективно.
На отечественном рынке образовательных услуг понятие «коучинг» появилось сравнительно недавно, лет 10–12 назад, и первопроходцами в этом направлении стали специалисты тренинг-центра Александра Савкина вместе с Мэрилин Аткинсон, доктором психологии, ведущим специалистом в области коучинга и консалтинга.
«Коучинг как развивающая практика представляет собой развивающий диалог, в котором специалист (коуч) помогает клиенту самостоятельно уточнить, прояснить и сформулировать свои жизненные, профессиональные и/или деловые цели и задачи, сфокусировать внимание на задачах развития, искать внутренние и внешние ресурсы, искать и находить альтернативы действий, строить планы, проверять их на реалистичность, принимать на себя ответственность за их реализацию. Коучинг принципиально основан на субъект-субъектном взаимодействии, активной позиции человека». [14]
«Гэллвей достаточно точно определил сущность коучинга как «раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться. Ничего нового в этом не было: Сократ говорил о том же более двух тысяч лет тому назад, но его философия затерялась в суете материалистического редукционизма последних двух столетий. Маятник качнулся обратно, и коучинг, если не Сократ, остановит его для одного или даже двух поколений» [15].
В текущей профессиональной практике употребляются различные определения коучинга как развивающей практики и как профессиональной деятельности, в которых подчёркивается его развивающий и диалоговый характер. Приведем некоторые примеры определений коучинга, которые сложились в мировой литературе:
Коучинг – это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности (Тимоти Голви).
Коучинг – это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека (Майлз Дауни).
Коучингом называется процесс, построенный на принципах партнёрства, который стимулирует мышление и творчество клиентов, и вдохновляет их на максимальное раскрытие своего личного и профессионального потенциала. (ICF) (Международная Федерация Коучинга, 2008).
Коучинг – целенаправленный, ориентированный на результаты, систематический процесс, в котором один человек инициирует устойчивые изменения в другом человеке или группе людей, способствуя самостоятельному научению и личностному росту клиента коучинга.
Из указанных определений видно, что его основными характеристиками являются развивающая, диалоговая направленность и недирективный характер.
Таким образом, коучинг является больше личностно-ориентированой технологией самореализации, во главе которой стоят личные цели и стремления человека.
Коучинговая подготовка принципиально отходит от традиционного обучения, ориентированного на знания, её ядром является обучение в деятельности, сопровождение со стороны непредвзятого коуча.
Основные принципы, отличающие коучинг от других помогающих и образовательных видов деятельности.
Позиция равенства и непредвзятости.
Обращаясь к специалисту-коучу, человек работает с ним не в позиции ученика, как это принято в обучении, или стажёра - как в наставничестве, или пациента - как в психотерапии, а в позиции партнёра по исследованию и самоопределению своей жизненной позиции, своих намерений, интересов, приоритетов, целей, задач и планов. Профессиональный коуч осознанно воздерживается от директивного, направляющего влияния на человека, советов или подсказок, полностью признаёт за ним право выбора и принятия решений, действует из безоценочной позиции, не высказывая оценки идей и/или решения клиента.
Важнейшим условием для коучинга необходимо личное согласие и личный запрос на работу со стороны клиента: нет запроса – нет коучинга. Этот принцип основан на свойстве сознания концентрироваться на определенной поставленной во внимание задачи. Причем, речь идет не только об осознанном уровне, но и подсознательном.
При этом, коучинг как ответственная дисциплина и практика не может сводиться лишь к набору «делай раз-два» моделей, вытесняющих все остальное, и что существующие эффективные способы работы с клиентом могут и должны быть дополнены более глубоким, чутким и современным взглядом на человека, его поведение и развитие. Концептуальными для коучинга является принципы позиции коуча по отношению к клиенту и его ситуации. На мой взгляд, они предшествуют любым другим приемам и методикам, так как формируют необходимую психологическую базу для работы коуча.
Пять принципов знаменитого психотерапевта Милтона Эриксона, которые помогали ему и его последователям изменять мышление человека легли в основу коучинга. Эти принципы создают определенную «линзу», глядя сквозь которую, вы можете преобразовывать качество восприятия того, что предлагает вам жизнь. Принципы работают как способ создания глубоких отношений с людьми и с самим собой. Они содержат взаимосвязанные утверждения, которые формируют мышление успешного ресурсного взрослого человека.
Эти принципы гласят, что все люди:
Прекрасны такими какие они есть.
Изначально имеют все ресурсы, чтобы добиться успеха и быть счастливыми.
Совершают свои поступки, в основе которых всегда лежат благие намерения.
Делают для себя лучший выбор в данный отрезок времени.
Изменения неизбежны.
В книге Дж. Уитмора «Коучинг высокой эффектиности» [15, С.102] выделены еще два основных принципа коучинга: осознание и ответственность. Именно через развитие этих основных качеств коуч способствует достижению целей клиента.
При этом важнейшими правилами отношений между коучем и клиентом и залогом успешности этого процесса являются:
Вера в способности клиента.
Видеть в людях будущие возможности, а не прошлые дела.
Цель коуча — развитие осознания, ответственности и уверенности в себе обучаемого.
Достижение подопечным результатов на каждом занятии имеет первостепенное значение.
Для эффективного коучингового процесса необходимо использование нескольких навыков, которые требуют не столько обучения, сколько большого личностного внимания коуча и его особых психологических состояний и характеристик. В своей работе «Великолепный коучинг: как стать блестящим коучем на своем рабочем месте» [12, С. 34] Джулия Старр к ним относит:
Cоздание взаимопонимания и взаимоотношений
Умение задавать эффективные вопросы
Конструктивная обратная связь
Сконцентрированное внимание
Если посмотреть на то, что процедурно делает в своей работе коуч, то можно сказать, что он помогает клиенту:
1) прояснить свои цели, увязывая их с более глубокими потребностями, ценностями, смыслами жизни и повышая тем самым мотивацию их достижения;
2) найти множество решений для одной цели, расширяя вариативность видения, стратегий и действий и увеличивая шанс на успех;
3) прояснить и принять конкретные шаги и сроки для их исполнения;
4) продумать, как застраховаться от возможных препятствий на этом пути.
Изучение и применение основных правил коучинга – это одна из дорог к позитивной, осмысленной и наполненной жизни, которая является конечным пунктом назначения большинства развивающих практик.
Практика коучинга опирается, в первую очередь, на сильные стороны личности. Его философской основой является конструктивизм, в соответствии с основными положениями которого сознание субъекта не просто отражает окружающий мир, а активно создает его, конструирует. Поэтому в наших силах, руководствуясь осознанной целью, «создать» желаемую реальность в виде шагов движения к этой цели.
Если рассмотреть этот вопрос в философском аспекте, то речь идет о создании новой постантропологической парадигмы человека. Человека, способного развивать и изменять свое сознание, и в результате преобразовывать свою жизнь. Идея трансформации сознания и отчасти самой природы человека путем развития высших психических функций на основе низших – (данных природой), была предложена в начале XX в. Л. С. Выготским, автором культурно-исторической теории в психологии. Согласно этой теории, развитие сознания человека и его личности обусловлены наличием культурных орудий и знаков, с помощью которых и формируется собственно человеческое в человеке. Развивающие практики и коучинг, в частности, являются примерами таких культурных орудий.
«Парадигма развивающих психотехнологий, с нашей точки зрения, является альтернативой идеям трансгуманизма, в соответствии с которым природа человека может и должна меняться, в том числе и даже большей частью на основе применения новых био- и компьютерных технологий. Уже более чем вековой опыт применения развивающих психологических практик показывает естественные способности человека к трансформации и улучшению своей природы на основе изменений сознания» [5].
Коучинг, наряду с психотерапией и психологическим консультированием, можно рассматривать как одну из технологий изменения неэффективных шаблонов поведения и способов мыслить. Но, в отличие от психотерапии, коучинг работает не с прошлым, а направлен в будущее. Он основан на субъект-субъектной парадигме взаимодействия: человек, проходящий коучинг, является не пассивным объектом воздействия, а активным участником процесса.
Коучинговые технологии, хотя и имеют глубокие исторические корни и перекликаются с учениями и мнениями великих ученых и философов, но все же как единая технология используются сравнительно недавно, и нашли свое широкое применение в спортивном воспитании, бизнесе и менеджменте.
Согласно данным исследователей [1], использование коучинга приводит к следующим результатам:
- позволяют найти новые способы взаимодействия с окружающей средой, креативное отношение к жизни и к ситуациям;
- позволяют найти собственные ресурсы, осознать свои сильные стороны для преодоления жизненных трудностей;
- способствуют личностному росту;
- направлены на поиск причин, которые препятствуют раскрытию возможностей или получению необходимого опыта;
- позволяют клиенту самостоятельно находить выходы из ситуаций без советов и рекомендаций. - позволяют принимать себя объективно – как свои сильные, так и слабые стороны.
- основываются на определенных методиках работы с клиентом: задаются определенные вопросы, помогающие раскрыться клиенту.
- помогают улучшить контакт человека с окружающим миром и людьми.
Однако коучинговые технологии в образовании только начинают внедряться, в основном в качестве элементов и упражнений, а также в результате личной инициативы или педагогического таланта, поэтому не рассматриваются как обучающая технология.
Коучинговое сопровождение всё шире используется в бизнес-школах в программах МБА. Индивидуальная работа с профессиональным коучем поддерживает самостоятельную разработку и реализацию плана персонального развития студента, его карьерного движения; такая программа является гибкой и составляется под нужды конкретного студента. В зарубежной практике высшего образования некоторые вузы начинают обращаться к профессиональным коучинговым сервисам, которые предлагают специализированные организации-провайдеры.
Внедрение коучингового подхода в образовательный процесс проходит посредством изменения принципов педагогического взаимодействия. Сегодня основой профессиональных навыков являются следующие:
- компетентность в области личных качеств (умение видеть сильные стороны и перспективы развития каждого учащегося, умение создать доверительные отношения, умение организовать деятельность на достижение результатов, способность сохранять самообладание в ситуациях с высоким эмоциональным уровнем стресса, развивать чувство профессионализма и индивидуальности) [3];
- компетентность в постановке учебных целей и задач (способность вовлекать учащихся в постановку целей и задач обучения, создание видения наилучшего результата обучения и путей его достижения);
- компетентность в области мотивации (умение создать условия для успеха каждого учащегося, умение активизировать творческие возможности, поощрять выход за рамки требований программы, предоставлять возможности для постановки и решения проблем, связанные с высокой степенью свободы и ответственности за создание условий для расширения горизонтов знаний);
- компетентность в организации учебного процесса (учитывать и прислушиваться к мнению учащихся, при принятии педагогических решений учитывать мнение коллег, умение устанавливать отношения сотрудничества с учащимися и коллегами и наделять их положительными эмоциями и чувствами, способствовать разъяснению учения личностного смысла с использованием инструментов коучинга, предоставлять психологическую и педагогическую поддержку учебного процесса через коучинговый подход, создавать и изменять возможности для обучения, сочетая методы педагогической оценки и самооценки учащегося, включая использование таких инструментов как: шкала от 1 до 10, колесо баланса). Организация научно-исследовательской деятельности для учащихся с фокусом на достижениях и прояснение того, что можно сделать «по-другому» для достижения поставленного результата.
Учащиеся развивают способность принимать решения, работать с ключевыми вопросами и совершенствоваться (получать обратную связь, устанавливать приоритеты и темпы обучения, анализировать опыт для получения знаний) [9];
- компетентность в области управления информацией в ходе учебно-воспитательного процесса (владеет современными методами личностно-ориентированного обучения, использует коучинговые инструменты для достижения желаемых результатов: личные, междисциплинарные, тематические). Учитывает сложившуюся ситуацию в аудитории и принимает во внимание сложившиеся взаимоотношения учащихся, имеет «банк» учебных задач для студентов с различными индивидуальными потребностями) [5].
Учитель-коуч придерживается определения Международной Федерации Коучей (ICF), которое признает личный и профессиональный опыт учащегося и относится к каждому ученику как к ценному творческому ресурсу и целостной личности. В связи с вышеизложенным преподаватели в рамках коучингового подхода берут на себя ответственность за:
- поддержание учащихся в прояснении ими поставленных целей;
- создание ситуаций, в которых учащиеся достигают успеха посредством самостоятельных открытий;
- определение для учащихся стратегий и решений для развития;
- наделение и расширение ответственности и самоконтроля учащихся [8].
Создание коучинг-среды в образовательной организации позволяет работать с педагогами в формате практико-ориентированного подхода, апеллируя к собственному опыту, создавать новые, более эффективные модели педагогического взаимодействия через использование творческого потенциала. При планировании обучающих мероприятий, в структуру занятий с педагогами включаются техники по тайм-менеджменту, релаксационные упражнения, ролевые игры, элементы метафорической деловой игры, техники визуализации и тим-билдинга. Это позволяет педагогам выходить на более высокий профессиональный уровень, который соответствует современным образовательным стандартам.
Содержание, передаваемое с помощью методов воспитания, - особое. Это образ жизни как совокупность форм деятельности, которой занят человек, находящихся в единстве с условиями, в которых эта деятельность им реально осуществляется. Иными словами, это процесс самореализации личности, отражающий динамику повседневной жизни. Говоря о реальных условиях и динамике повседневной жизни, мы имеем в виду протекающую в самой действительности жизнедеятельность конкретных людей, в том числе учеников и воспитанников. Когда же речь шла о содержательной стороне обучения, рассматривалась действительность уже осмысленная, отложенная, «выкристаллизованная» в форме социального опыта.
Такую действительность в отличие от той, которая протекает «здесь и сейчас» и составляет содержание воспитания, можно определить как формализованную, или, выражаясь современным языком, «виртуальную». Усвоение социального опыта выступает как предпосылка включения в жизнь и его непременное условие. Можно сказать и так: условие воспитания — обучение. Оно реализуется в условиях, которые создаются в известной мере искусственно. Воспитательное же отношение, рассматриваемое теорией воспитания, непосредственно связано с жизнью, а самовоспитание представляет собой незамкнутую систему, открытую для прямого и повседневного внешнего воздействия.
«Трудный опыт разного рода педагогических новаций неоднократно подтверждал справедливость мнения, что импровизации, основанные на эмпирическом знании, никогда не вносили тех изменений, например, в общественную жизнь, которые необходимы». [3] От науки во многих случаях требуется разработать новое, то, чего еще нет в опыте практической деятельности.
Абдалина Л.В., И.А. Клименко Возможности коучинга в условиях психологического сопровождения бизнеса //Вестник ТГУ, № 9, 2010. С. 92
Гордон Эд., Гордон Эл. Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе. Ижевск: ERGO, 2008. 296 с.
Зеленко Н.В., Ковалева Ю.Ю. Коучинг как инновационная технология управления индивидуально-личностным развитием обучающихся // Технолого-экономическое образование. - 2018. - № 9. -С. 23-27.
Измагурова В. Л. Концепция непрерывного совместного развития как основа методологии коучинга // Непрерывное образование: XXI ВЕК. № 1, 2015. С. 1-5
Афанасьев В.В., Искуменко М.А. Тьюторское сопровождение студентов в процессе организации учебно-воспитательного процесса в современной образовательной организации // Фундаментальные и прикладные науки сегодня: Материалы X международной научно-практической конференции: в 3-х томах. - North Charleston, USA: CreateSpace, 2016. - С. 42-46.
Кларин М.В. Новая развивающая практика – коучинг. Новая профессия – коуч // Образовательные технологии. 2014. № 1. С. 71-80. URL: http://iedtech.ru/files/journal/2014/1/klarin-coaching.pdf
Липенская И.А., Зубова С.П. Коучинг как способ целенаправленного формирования психологических установок в образовательном процессе //Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4. С. 15-16.
Туарменский В.В. Сравнительный анализ мотивов профессионального выбора студентов государственного вуза / В.В. Туарменский, Е.С. Иванов, А.В. Барановский // Человеческий капитал. - 2017. -№ 6 (102). - С. 49-51.
Сорокопуд Ю.В., Уварова Н.Н. Педагогический коучинг как эффективное средство сопровождения одарённых студентов // Практики развития: новые отношения в образовании, их реализация и возможности управления: Материалы XXII научно-практической конференции. - Красноярск: Автономная некоммерческая образовательная организация «Институт психологии практик развития», 2016. - С. 173-178. Сластенин В.А. и др. Педагогика, Учеб. Пособие. – М. Издательский центр «Академия» - 2007. 386 с.
Сорокоумов А.В. Что такое коучинг? // Управленческая культура организаций. М. : Класс, 2004. 196 с.
Старр Д. Великолепный коучинг: как стать блестящим коучем на своем рабочем месте. — СПб.: ИГ «Весь», 2011. — 144 с.
Технологии профессионального образования: учебное пособие/ авт.-сост. Д. А. Хохлова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. – 413 с.
Уитворт Л., Кимси-Хаус Г., Сэндал Ф. Коактивный коучинг. Учебник. - Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2004. 360 с.
Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. /Пер. с англ. - М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. 286 с.
Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования И Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю. И. Дика,А. В. Хуторского. - М: ИОСО РАО, 2002. 256 с.