НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГАРМОНИИ В ПРЕЛЮДИЯХ А. С. АРЕНСКОГО - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГАРМОНИИ В ПРЕЛЮДИЯХ А. С. АРЕНСКОГО

Матына Е.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Композиторы романтической эпохи привнесли в эволюцию музыкального языка целый ряд новых гармонических средств. В данный период обнаруживаются новации в области гармонии, связанные с формированием новых ладовых структур, расширением тональности (хроматические субсистемы и побочные функции, мажоро-минорные смешения), линеарными связями, опорой на неустой, функциональной инверсией, диссонантными рядами, появлением ярких функциональных оборотов, усилением звукоизобразительности, а также усложнением аккордовой структуры, что, в свою очередь, связано с добавлением побочных тонов, широким применением альтерации. Гармония становится главным средством выразительности в творчестве композитора-романтика.

В отечественной музыкальной культуре наиболее ярко принципы романтической гармонии отразились в творчестве композиторов рубежа XIX-XX столетий. В этом контексте исследовательский интерес представляет творчество Антона Степановича Аренского, где ярко проявились принципы романтической гармонии.

В его творческом наследии огромное значение имеют фортепианные сочинения. Можно отметить, что фортепианный стиль композитора продолжает традиции Ф. Шопена с его тонкой пассажной орнаментикой. С творчеством Р. Шумана композитора связывает стремление к полифонизации музыкальной ткани и многопластовости фактуры. Большое влияние на становление молодого композитора оказало его сближение с П. Чайковским и С. Танеевым, чье воздействие привнесло в музыку Аренского выразительную напевность песенно-романсового типа.

Среди фортепианных миниатюр Антона Аренского основное место занимают этюды, прелюдии, танцевальные пьесы, а также различные программные сочинения. Нередко пьесы объединены в фортепианные циклы, например, наиболее часто можно встретить циклы, состоящие из трех пьес как в ор. 19 (этюд, прелюдия, мазурка) и ор. 42 (прелюдия, романс, этюд), четырех – ор. 30 (прелюдия, серенада, колыбельная, скерцо), шести – ор. 53 (прелюдия, скерцо, элегия, мазурка, романс, этюд), опус 36 представлен 24 пьесами для фортепиано. В ранний и средний периоды творчества автор группировал пьесы по принципу жанрового контраста, позже сочинял моножанровые циклы («Двенадцать прелюдий» ор.63).

Прелюдии Аренского отличаются оригинальностью и свободой. Этот жанр так же как этюды, ноктюрны, экспромты можно назвать сквозным в его творчестве. Прелюдии представляет интерес во многих отношениях, в том числе и с точки зрения формообразующей роли гармонии.

Прелюдия у А. Аренского – это тот жанр, где наиболее ярко раскрылись романтические черты гармонии. Свои фортепианные миниатюры Аренский объединял в циклы, где в одних – прелюдии выполняют функцию вступления, а в других – самостоятельного сочинения:

Цикл миниатюр

Год создания

Прелюдия (тон-сть)

3 пьесы для фортепиано ор.19

1888г.

№ 2 e-moll

4 пьесы для скрипки и фортепиано ор.30

1891-1893гг.

№ 1 c-moll

24 пьесы для фортепиано ор.36

1894г.

№ 1 C-dur

3 пьесы для фортепиано ор.42

1898г.

№ 1 F-dur

6 пьес для фортепиано ор.53

1901г.

№ 1 e-moll

12 пьес для фортепиано в 4 руки ор.66

1903г.

№ 1 e-moll

К жанру прелюдии Аренский обращался в разные периоды своего творческого пути, начиная с ор. 19 (1888 год). В ранний и средний периоды творчества Аренский объединял прелюдию с другими жанрами фортепианной миниатюры в один опус (мазурка, вальс, этюд, экспромт, скерцо, элегия). Если перекинуть арку от прелюдии ор. 19 к ор. 66, то сразу можно заметить большую разницу между этими пьесами, несмотря на то, что они разъединены временным периодом всего лишь в 15 лет (ор. 66 – 1903 год). Различие проявляется в фактурных решениях. Если в ранней прелюдии фактура более простая – арпеджио по звукам аккордов с добавочными и вспомогательными тонами, то в прелюдии ор. 66 фактура приобретает более импровизационный характер.

Рассмотрим, как гармония выстраивает форму в экспозиционном разделе на примере прелюдии из цикла пьес ор. 36.

Этот цикл включает в себя 24 пьесы, представленные в различных жанрах: прелюдия (№ 1 C-dur), этюд (№ 13 Fis-dur), скерцо (№ 14 fis-moll), вальс (№ 7 Es-dur), мазурка (№ 20 a-moll), ноктюрн (№ 3 Des-dur) и другие. Первый номер – прелюдия, выполняющая роль вступления к данному циклу.

Прелюдия написана в тональности C-dur в вариационной форме (ABA¹B¹A²B²). Первый раздел (А, 8 тактов) представляет собой модулирующий период из C-dur в G-dur. Уже с первых тактов проявляются свойства колористической гармонии, которые связаны с фактурным расположением аккорда в сочетании с тембром, динамикой: аккордовая фактура, широкий диапазон, динамика фортиссимо. Композитор начинает этот период с тоники, однако тоника звучит на слабом времени и в большей степени ее звуки являются вспомогательными к Sp.

В этой прелюдии интерес представляет постепенное усложнение аккордов субдоминантовой сферы. Если в первом разделе (A) S появляется в третьем такте в виде S6 и в восьмом такте в виде Sp65 без квинты, то разделе (A¹) S в g-moll мажорная (S+) уже во втором такте, в разделе (B¹) в третьем такте S7 с побочным тоном. Таким образом, в процессе развития происходит усложнение аккордов субдоминантовой группы.

Разделы A¹ и B¹ изложены в минорном ладу (g-molld-moll). Смена лада выделяет эту часть как контрастную лирическую середину. Уже с первых тактов можно отметить функциональную инверсию и перегармонизацию, которые характерны для романтической гармонии:

В сочинении ор. 63 Аренский так же, как и Ф. Шопен, А. Скрябин, Д. Шостакович обратился к созданию целого цикла прелюдий, который состоит из 12 пьес. Здесь можно проследить связь с традициями музыкального прошлого, в частности с циклом «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха, который показал выразительность и красоту каждой тональности. Но если у Баха и Шопена прелюдии представлены в 24 тональностях, то у Аренского в цикле всего 12 прелюдий. В цикле Баха тональный план располагается по хроматической гамме, у Шопена – по квинтовому кругу, у Аренского они имеют следующий тональный план:

12 прелюдий для фо-но ор.63

№1

a-moll

№2

A-dur

№3

gis-moll

№4

As-dur

№5

g-moll

№6

G-dur

№7

E-dur

№8

es-moll

№9

Es-dur

№10

d-moll

№11

D-dur

№12

Des-dur

Так же, как и Ф. Шопен, А. Аренский использует прием парного контраста (мажор – минор).

Первая прелюдия ор. 63 написана в сложной трехчастной форме с развивающей серединой, в тональности a-moll. На протяжении первой части (начальные 28 тактов) гармоническое развитие охватывает целый ряд тональностей: в первом предложении (1–5 тт.) происходит модуляция из a-moll в e-moll, во втором предложении (6–10 т.) осуществляется модуляция из e-moll в G-dur. Далее круг тонального развития расширяется, охватывая h-moll, d-moll, C-dur, F-dur, e-moll, a-moll.

Фактура этой прелюдии на первый взгляд довольно проста – это гармоническая фигурация шестнадцатыми длительностями, льющаяся непрерывно до самого конца.

Во второй, третьей и четвертой прелюдиях ор.63 композитор обращается к различным приемам, характерным для романтической гармонии. Например, в прелюдии №2 использует разработку аккорда и функциональную инверсию.

Характерно, что уже на экспозиционных участках формы А. Аренский применяет достаточно сложные гармонические средства: функциональную инверсию, разработку аккордов, многотерцовые и альтерированные аккорды доминанты и субдоминанты.

В развивающих разделах формы композитор достигает еще большего разнообразия гармонии. Рассмотрим гармонию в развивающем разделе прелюдии ор. 36. Данный раздел отличается яркостью и контрастом по отношению к крайним частям, выполняя функцию контрастной середины. Контрастность может выражаться по-разному, находя отражение в темпе, гармонии, фактуре, ритмике, мелодике, динамике, смене регистра. В прелюдии ор. 36 контраст выражен сменой лада: разделы A¹ и B¹ представлены в минорном ладу (g-molld-moll), тогда как фактурный и ритмический рисунок остаются неизменными. В развивающем разделе применяется прием перегармонизации, а также функциональной инверсии.

Реприза – раздел, содержащий повторение музыкального материала после его развития. Наличие этого раздела способствует цельности формы, создавая ее симметрию. Возвращая начальный тематический материал, реприза подчеркивает его роль как основного музыкального материала по отношению к средней части. Заключительный раздел не обязательно повторяет начальный, чаще всего он фактурно варьируется.

Рассмотрим гармонию в репризном разделе прелюдии ор. 36. Здесь Аренский не меняет фактуру и динамику, но увеличивает его в размерах за счет дополнения и усложняет гармонию. Так, в первом такте звучит не просто тоника, а Т с секстой без квинты. А в пятом такте композитор применяет Т6 без примы. Интересен и выбор тональности, в которую происходит отклонение. Если в экспозиционном разделе это была тональность доминанты, то в репризе композитор выбирает тональность субдоминаты, что соответствует функции завершающего раздела формы.

В заключение можно сделать вывод о том, что прелюдии А. Аренского отличаются яркостью, разнообразием используемых красок, динамизмом формы. В них отчетливо проявляются особенности, свойственные романтической гармонии.

7

Просмотров работы: 26