ПРЕОДОЛЕНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПРЕОДОЛЕНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Лю Ичэнь 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Беспокойство исполнителя на сцене – очень распространённая проблема у музыкантов. Основной признак тревожного поведения проявляется в том, что исполнитель испытывает сильный страх и панику перед выступлением или в момент публичного выступления, что обычно сопровождается учащённым сердцебиениям, одышкой, дрожью, «размытым» зрением, окоченением рук и ног. В итоге все это окажет прямое влияние не только на качество выступления, но и на то, что музыкант начнет сомневаться в себе, в своих способностях. И, таким образом, под угрозой окажется его профессиональная карьера.

Многие известные музыканты испытывают сценическую тревогу, у некоторых наблюдаются тяжелые симптомы сценического беспокойства. Проводимые исследования в области медицины и искусства приводят к выводу о том, что беспокойство по поводу выступления – одна из самых существенных проблем для музыкантов. В целом, беспокойство перед выступлением – естественное явление, обостряющее бдительность, нацеливает на достижение лучшего выступления. С этой точки зрения умеренное беспокойство даже полезно. Но если состояние тревоги слишком сильное, выходит за пределы допустимого диапазона, который можно взять под контроль, и вызывает серьезное беспокойство у музыканта, необходимо уделять специальное внимания, чтобы решить эту проблему.

Причины сценического беспокойства у музыкантов могут быть различные. Их анализ позволит максимально полно решить эту важную проблему.

Прежде всего, на поведение музыканта на сцене влияют личностные факторы: индивидуальные наклонности, тип темперамента, возраст, пол и др. Характер музыканта напрямую влияет на эмоции, которые он испытывает.

Все люди делятся на экстравертов и интровертов. Экстраверты более жизнерадостны и оптимистичны, уверенны в себе, обладают устойчивыми бойцовскими качествами, позитивно настроены во время игры, имеют сильное желание выступать и относительно стабильны в работе. Интроверты, как правило, более напряжены в контакте с внешним миром, чувствительны, неуверенны в себе, склонны к застенчивости, более хрупки перед лицом неудач. Такой человек может испытывать серьезные трудности с выступлением на сцене перед другими людьми. Беспокойство музыкантов в меньшей степени определяется возрастом. Музыканты любого возраста могут ощущать тревожность. То же относится и к гендерной принадлежности: мужчина и женщина могут одинаково испытывать волнение перед концертом и во время исполнения.

Одна из причин сценического беспокойства связана с мотивацией выступления на сцене. Несомненно, что на то или иное состояние музыканта может оказать влияние важность выступления. Если исполнитель участвует в серьезном профессиональном конкурсе и расчитывает на высокую награду, боится неудачи, тогда чрезмерное стремление к идеальным результатам вызовет большое напряжение и сценическое беспокойство, что приведет к неминуемым ошибкам при исполнении на сцене. Неудача или, более того, провал во время важных сценических выступлений оставит серьезную психическую травму в подсознании музыканта и приведет к тому, что он в дальнейшем будет бояться неудач. Так возникнет некий замкнутый круг, из которого будет трудно выбраться. Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень тревожности и сценического напряжения, несомненно, связан с уровнем мотивации, когда музыкант нацелен на результат. В таком случае, чем важнее для него выступление, тем выше уровень сценической тревожности. В итоге легко возникает сбой в работе.

Обычно появление страха перед выступлением можно рассматривать как сигнал, указывающий на то, что музыкант не полностью подготовлен к выступлению. Как известно, раннее обучение и практика имеют решающее значение для выступления музыкантов, можно сказать, что это напрямую определяет успех выступления. Когда музыканту не хватает практики или он сталкивается с неудачами во время выступления, у него непроизвольно возникает неуверенность в себе. Иными слдовами, если во время подготовки к выступлению музыкант делает много ошибок, то у него растет убеждение в том, что важное сценическое выступление с большой вероятностью «провалится», что приводит к страху и ведет к тревоге на сцене. Напротив, когда музыкант проводит большую подготовительную работу, тогда у него, естественно, появдяется достаточная уверенность в себе, возрастет желание выступать на сцене и, в результате, снизижается уровень сценического беспокойства.

Снизить беспокойство могут некоторые рекомендации, которые должен знать музыкант.

Спортивная терапия

Физические упражнения играют значительную роль в нормализации нервной системы, регулировании эмоций. Исследования показывает, что аэробные упражнения могут эффективно снизить уровень тревожности. Они улучшают настроение и переключают внимание на другую сферу деятельности. Более того, люди получат удовольствие в процессе занятий спортом. С увеличением количества физических упражнений они могут достичь определенных результатов в спорте, что значительно укрепит их уверенность в себе, тем самым снизив уровень тревожности. С физиологической точки зрения физические упражнения, в первую очередь, влияют на изменения в дыхании и частоте сердечных сокращений. Длительные упражнения могут улучшить сердечно-сосудистую систему, а также увеличить секрецию химических нейротрансмиттеров в организме и эндорфинов мозга. Вышеперечисленные факторы повысят устойчивость к тревожным состояниям, заставят чувствовать себя счастливым. Музыканты могут выбрать те или иные аэробные и ритмические упражнения и продолжать тренироваться в течение длительного времени, чтобы уменьшить тревожность, в том числе и во время сценического выступления.

Самовнушение

Хорошо известно, что наши мысли влияют на наши эмоции. Чтобы лучше контролировать свои эмоции, мы должны сначала научиться управлять своим мозгом. Когда человек изо всех сил старается, но все равно терпит неудачу, он испытывает разочарование, в результате чего понижается его самооценка. В таком случае на помощь могут прийти простые фразы, подготовленные заранее. Например, музыкант допускает такую мысль: «Я лишком нервничаю, я не могу закончить сценическое выступление». Но в этот момент нужно сказать себе: «Сделай глубокий вдох, расслабься и наслаждайся музыкой, как обычно». Если приходит такая мысль, как «я не великий музыкант – я неудачник», то нужно ответить себе: «Ты сегодня хорошо поработал, а величайшего пианиста в этом мире нет». Всплеск неконтролируемых негативных мыслей перед выступлением можно обратить вспять с помощью серьезного эмоционального диалога и сильного самовнушения.

Подготовительный период

Для музыканта, испытывающего сценическое волнение, необходимо как можно чаще выходить на сцену. Пока есть такая возможность, старые и нежелательные реакции могут быть устранены, а новые модели поведения могут быть прочно установлены. Например, человек, который боится змей, может задать себе установку неоднократно контактировать с ними и, таким образом, происходит постепенное снижение уровня напряжения и боязни при каждом контакте. Для музыкантов с симптомами сценической тревожности очень полезно расслабиться, много раз выступая на публике и вступая в непосредственный контакт со слушателями.

Подготовка к выступлению

Источником страха и беспокойства является невежество и неуверенность людей в себе. Постижение некоторых законов сценического поведения и частая практика перед выступлением на сцене – ключ к преодолению страха. В повседневной учебе музыканты должны избегать постановки слишком высоких целей, выбирать для исполнения те сочинения, которые в данный момент соответствуют их подготовке. Иными словами – не завышать планку. Уверенность в себе является необходимым фактором для успешного выступления. Перед выходом на сцену музыканту необходимо хорошо настроиться на свое выступление, на музыку и не думать о вещах, которые не имеют ничего общего со сценическим исполнением, иначе сложно будет войти в то состояние, которое необходимо во время выступления. На сцене музыканты должны быть полны эмоций, сохранять уверенность в себе и оптимистичный настрой, не думать об успехе или неудаче и входить в естественное состояние выступления с хорошим настроением.

4

Просмотров работы: 17