ВОЕННО-НАУЧНАЯ РАБОТА КУРСАНТОВ КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ВОЕННО-НАУЧНАЯ РАБОТА КУРСАНТОВ КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Щипачкин И.О. 1
1ВУНЦ ВВС "ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: в статье предлагается использовать военно-научную работу курсантов как форму политического воспитания. Обосновывается, почему с помощью военно-научной работы возможно эффективно формировать политические убеждения, необходимые будущим офицерам для осуществления профессиональной деятельности.

Современное строительство Вооруженных Сил страны осуществляется в сложной социально-экономической, политической и информационной обстановке, о чем свидетельствуют следующие реалии:

1) на фоне усиления интеграционных процессов появление новых геополитических центров мировой системы, сопровождаемых ростом как глобальной, так и государственной нестабильности;

2) интенсивное информационное давление на Россию, навязывание извне инаковых норм, осуществление попыток манипулировать сознанием молодых граждан и стимулировать межнациональные и межконфессиональные противоречия и, как следствие, размывание национальных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей;

3) сформированность острой необходимости нового содержания воспитания военнослужащих, которое отвечало бы современным политическим вызовам и способствовало решению задач в области военно-политической подготовки войск.

При описанных обстоятельствах становление гражданской позиции и политическая подкованность курсантов имеет стратегическое значение для эффективного обеспечения национальной безопасности государства.

В данной связи актуализируется проблема политического воспитания курсантов. Вооруженные Силы обеспечивают выполнение двух критически важных задач: обеспечение суверенитета государства и его защиту. Учитывая это, политическое воспитание сегодня необходимо во-первых, для формирования у курсантов высоких гражданских качеств, основывающихся на полном осознании личной ответственности за выполнение поставленных задач, патриотических ценностях, морально-психологической стойкости; во-вторых, для формирования боеспособности армии, отражающей максимальную степень готовности переносить испытания боевых действий и достигать выполнения поставленных задач.

Именно поэтому политическое воспитание, т.е. формирование такого политического сознания, которое позволяет, анализировать и понимать межгосударственные и межнациональные отношениях [2, с.23], является в современных условиях приоритетным направлением воспитательной деятельности в армии.

Понятие «политическое воспитание» базируется на двух категориях: «воспитание» и «политика». В рамках исследуемой темы для нас имеют значение следующие характеристики педагогической категории «воспитание»: не мыслимо без образовательного процесса и является его неотъемлемой частью; предполагает преобразование в сфере личностных смыслов и имеет огромное влияние на развитие личности [6].

Политологическая категория «политика» рассматривается исследователями как способ установления регулируемых общественных отношений. Исходя из характеристик данных категорий, видится возможным согласиться с определением политического воспитания военнослужащих, как формирования и развития определенного отношения личности к государственной политике в области обороны и военной безопасности страны [7]. Соответственно, политическое воспитание направляет человеческую активность на освоение политических норм и ценностей, способствует выбору в сфере политических предпочтений и убеждений и, как следствие, обуславливает формирование у военнослужащих психологической устойчивости и способности противостоять негативному информационно-психологическому воздействию.

Ценность политического воспитания в современных условиях заключается в том, что оно, как нам видится, решает следующие актуальные задачи: формирование военно-политического сознания; развитие чувства патриотизма; формирование осознанности в отношении к выполнению воинского долга; формирование стремления к профессиональному росту. Тем более, что сегодня курсанты остро нуждаются в необходимых жизненных ориентирах, на основе которых они бы могли приобрести тот уровень политической и гражданской культуры, который необходим для выполнения профессиональных служебных задач в сфере обеспечения национальной безопасности. С помощью политического воспитания представляется возможным ненавязчиво, исключая прямое или косвенное принуждение к принятию политических идей, обеспечить индивидуальный путь политического становления личности курсанта.

Одной из форм политического воспитания на ряду с учебной деятельностью и воспитательной работой, исследователи называют такой вид внеучебной деятельности, как военно-научная работа курсантов [3]. Именно в рамках военно-научной работы курсант может получать педагогическую помощь в том, чтобы осознать все многообразие политических явлений и выбрать такую политическую позицию, которая способствовала бы осознанному выполнению воинского долга.

Эффективность военно-научной работы, как формы политического воспитания современных курсантов на наш взгляд обусловлена следующими факторами:

- приоритет воспитания над обучением;

- практико-ориентированность – возможность апробирования своих научных теоретических изысканий на практике (на конференциях, конкурсах научных работ, научных эссе и т.д.)

- способствование глубокому усвоению основ политики российского государства, в том числе военной, формирование положительного отношения к ним;

- возможность личностной рефлексии относительно новой сплачивающей национальной идеи;

- закрепление патриотических культурно-нравственных ценностей, развитие навыков критического анализа, навыков компенсации недостатка знаний, мотивации, логики мышления у курсантов;

- возможность формирования у курсантов политических убеждений, т.е. единства политических знаний и практических действий, включающих в себя также морально политические чувства и политическую волю, проявляющуюся в образцовой служебно-боевой деятельности [4].

Важно ответить, что политические убеждения, формируемые в процессе политического воспитания, имеют следующие характеристики:

1) являются ядром научного мировоззрения офицера;

2) обладая колоссальной побудительной силой, выполняют регулятивную функцию профессионального поведения;

3) определяют характер профессиональной деятельности и направленность поступков.

Сформированные политические убеждения в очень большой доле определяют профессиональную направленность личности курсантов. Среди критериев, по которым можно охарактеризовать уровень сформированности политических убеждений, называются следующие:

- усвоенность политических знаний;

- присутствие реакций на социально-политические процессы в стране и за ее пределами;

- общественно-политическая активность и результаты служебной деятельности [4].

Политическое воспитание будущих офицеров представляется возможным реализовывать в рамках военно-научной работы в ходе исследования тем, касающихся политической теории и практики, истории войн и военного искусства.

Исследования могут быть теоретическими, теоретико-экспериментальными или экспериментальными в зависимости от применяемых методов и средств научного исследования.

Результаты теоретических исследований как правило сводятся к определению новых закономерностей явлений и должны быть подтверждены практикой.

Теоретико-экспериментальные исследования предполагают экспериментальную проверку результатов теоретических исследований.

Экспериментальные исследования, подтверждая или опровергая выдвинутые теоретические предположения, осуществляются в лабораторных или производственных условиях и устанавливаются новые свойства и закономерности [5]. Результаты военно-научной работы курсантов могут быть отражены в публикованных научных статьях по результатам проводимых исследований и в выступлениях с докладами на научно-практических семинарах и студенческих научных конференциях. Совместно с преподавателями на основе исследований могут быть также разработаны презентации материалов для мультимедийного сопровождения учебного процесса. Курсанты могут участвовать в творческих конкурсах и выставках различного уровня, в том числе конкурсах на получение грантов.

Таким образом, военно-научная работа курсантов может и должна служить формой политического воспитания, с помощью которой у будущих офицеров формируются политические убеждения, определяющие их профессиональную направленность, развивающие у них стремление понимать текущие политические процессы национального и мирового уровня, а также формирующие у них потребность в политическом самообразовании.

Отсутствие политического воспитания снижает государственно-патриотическую и военно-политическую направленность чувств, привычек, настроений, мнений, мировоззренческих установок на выполнение служебно-боевых задач будущих офицеров. Вот почему курсанты должны активно привлекаться к военно-научной работе - важнейшему компоненту профессиональной подготовки квалифицированных военных кадров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Бакун М.В. Влияние военно-политического фактора на социальное воспитание военнослужащих // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-voenno-politicheskogo-faktora-na-sotsialnoe-vospitanie-voennosluzhaschih (дата обращения: 09.04.2021).

2 Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: «Академия», 2007. 176 с.

3 Лопуха Т.Л., Подмаренко А.А. Организация политического воспитания курсантов военного вуза // МНКО. 2017. №3 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-politicheskogo-vospitaniya-kursantov-voennogo-vuza (дата обращения: 19.03.2021).

4 Лопуха Т.Л., Подмаренко А.А. Политическое воспитание курсантов военных вузов: современный подход // МНКО. 2015. №6 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskoe-vospitanie-kursantov-voennyh-vuzov-sovremennyy-podhod (дата обращения: 20.03.2021).

5 Морозов В.Б. Научно-исследовательская работа студентов как элемент методики высшего профессионального образования на кафедре «Технологические системы пищевых и перерабатывающих производств» // Известия ТулГУ. Технические науки. 2013. №7-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-kak-element-metodiki-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-na-kafedre-tehnologicheskie (дата обращения: 05.03.2021).

6 Поляков С.Д. Основы педагогическо-психологической теории социального воспитания // Известия Саратовского университета. 2016. Т.5. No 3 (19). С. 260–269.

7 Самедова Ю.А. Политическое воспитание военнослужащих: историко-педагогический аспект // Социальная компетентность 2019 Т.4. № 4(14). С. 352-362.

Просмотров работы: 73