Аннотация: в статье предлагается использовать военно-научную работу курсантов как форму политического воспитания. Обосновывается, почему с помощью военно-научной работы возможно эффективно формировать политические убеждения, необходимые будущим офицерам для осуществления профессиональной деятельности.
Современное строительство Вооруженных Сил страны осуществляется в сложной социально-экономической, политической и информационной обстановке, о чем свидетельствуют следующие реалии:
1) на фоне усиления интеграционных процессов появление новых геополитических центров мировой системы, сопровождаемых ростом как глобальной, так и государственной нестабильности;
2) интенсивное информационное давление на Россию, навязывание извне инаковых норм, осуществление попыток манипулировать сознанием молодых граждан и стимулировать межнациональные и межконфессиональные противоречия и, как следствие, размывание национальных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей;
3) сформированность острой необходимости нового содержания воспитания военнослужащих, которое отвечало бы современным политическим вызовам и способствовало решению задач в области военно-политической подготовки войск.
При описанных обстоятельствах становление гражданской позиции и политическая подкованность курсантов имеет стратегическое значение для эффективного обеспечения национальной безопасности государства.
В данной связи актуализируется проблема политического воспитания курсантов. Вооруженные Силы обеспечивают выполнение двух критически важных задач: обеспечение суверенитета государства и его защиту. Учитывая это, политическое воспитание сегодня необходимо во-первых, для формирования у курсантов высоких гражданских качеств, основывающихся на полном осознании личной ответственности за выполнение поставленных задач, патриотических ценностях, морально-психологической стойкости; во-вторых, для формирования боеспособности армии, отражающей максимальную степень готовности переносить испытания боевых действий и достигать выполнения поставленных задач.
Именно поэтому политическое воспитание, т.е. формирование такого политического сознания, которое позволяет, анализировать и понимать межгосударственные и межнациональные отношениях [2, с.23], является в современных условиях приоритетным направлением воспитательной деятельности в армии.
Понятие «политическое воспитание» базируется на двух категориях: «воспитание» и «политика». В рамках исследуемой темы для нас имеют значение следующие характеристики педагогической категории «воспитание»: не мыслимо без образовательного процесса и является его неотъемлемой частью; предполагает преобразование в сфере личностных смыслов и имеет огромное влияние на развитие личности [6].
Политологическая категория «политика» рассматривается исследователями как способ установления регулируемых общественных отношений. Исходя из характеристик данных категорий, видится возможным согласиться с определением политического воспитания военнослужащих, как формирования и развития определенного отношения личности к государственной политике в области обороны и военной безопасности страны [7]. Соответственно, политическое воспитание направляет человеческую активность на освоение политических норм и ценностей, способствует выбору в сфере политических предпочтений и убеждений и, как следствие, обуславливает формирование у военнослужащих психологической устойчивости и способности противостоять негативному информационно-психологическому воздействию.
Ценность политического воспитания в современных условиях заключается в том, что оно, как нам видится, решает следующие актуальные задачи: формирование военно-политического сознания; развитие чувства патриотизма; формирование осознанности в отношении к выполнению воинского долга; формирование стремления к профессиональному росту. Тем более, что сегодня курсанты остро нуждаются в необходимых жизненных ориентирах, на основе которых они бы могли приобрести тот уровень политической и гражданской культуры, который необходим для выполнения профессиональных служебных задач в сфере обеспечения национальной безопасности. С помощью политического воспитания представляется возможным ненавязчиво, исключая прямое или косвенное принуждение к принятию политических идей, обеспечить индивидуальный путь политического становления личности курсанта.
Одной из форм политического воспитания на ряду с учебной деятельностью и воспитательной работой, исследователи называют такой вид внеучебной деятельности, как военно-научная работа курсантов [3]. Именно в рамках военно-научной работы курсант может получать педагогическую помощь в том, чтобы осознать все многообразие политических явлений и выбрать такую политическую позицию, которая способствовала бы осознанному выполнению воинского долга.
Эффективность военно-научной работы, как формы политического воспитания современных курсантов на наш взгляд обусловлена следующими факторами:
- приоритет воспитания над обучением;
- практико-ориентированность – возможность апробирования своих научных теоретических изысканий на практике (на конференциях, конкурсах научных работ, научных эссе и т.д.)
- способствование глубокому усвоению основ политики российского государства, в том числе военной, формирование положительного отношения к ним;
- возможность личностной рефлексии относительно новой сплачивающей национальной идеи;
- закрепление патриотических культурно-нравственных ценностей, развитие навыков критического анализа, навыков компенсации недостатка знаний, мотивации, логики мышления у курсантов;
- возможность формирования у курсантов политических убеждений, т.е. единства политических знаний и практических действий, включающих в себя также морально политические чувства и политическую волю, проявляющуюся в образцовой служебно-боевой деятельности [4].
Важно ответить, что политические убеждения, формируемые в процессе политического воспитания, имеют следующие характеристики:
1) являются ядром научного мировоззрения офицера;
2) обладая колоссальной побудительной силой, выполняют регулятивную функцию профессионального поведения;
3) определяют характер профессиональной деятельности и направленность поступков.
Сформированные политические убеждения в очень большой доле определяют профессиональную направленность личности курсантов. Среди критериев, по которым можно охарактеризовать уровень сформированности политических убеждений, называются следующие:
- усвоенность политических знаний;
- присутствие реакций на социально-политические процессы в стране и за ее пределами;
- общественно-политическая активность и результаты служебной деятельности [4].
Политическое воспитание будущих офицеров представляется возможным реализовывать в рамках военно-научной работы в ходе исследования тем, касающихся политической теории и практики, истории войн и военного искусства.
Исследования могут быть теоретическими, теоретико-экспериментальными или экспериментальными в зависимости от применяемых методов и средств научного исследования.
Результаты теоретических исследований как правило сводятся к определению новых закономерностей явлений и должны быть подтверждены практикой.
Теоретико-экспериментальные исследования предполагают экспериментальную проверку результатов теоретических исследований.
Экспериментальные исследования, подтверждая или опровергая выдвинутые теоретические предположения, осуществляются в лабораторных или производственных условиях и устанавливаются новые свойства и закономерности [5]. Результаты военно-научной работы курсантов могут быть отражены в публикованных научных статьях по результатам проводимых исследований и в выступлениях с докладами на научно-практических семинарах и студенческих научных конференциях. Совместно с преподавателями на основе исследований могут быть также разработаны презентации материалов для мультимедийного сопровождения учебного процесса. Курсанты могут участвовать в творческих конкурсах и выставках различного уровня, в том числе конкурсах на получение грантов.
Таким образом, военно-научная работа курсантов может и должна служить формой политического воспитания, с помощью которой у будущих офицеров формируются политические убеждения, определяющие их профессиональную направленность, развивающие у них стремление понимать текущие политические процессы национального и мирового уровня, а также формирующие у них потребность в политическом самообразовании.
Отсутствие политического воспитания снижает государственно-патриотическую и военно-политическую направленность чувств, привычек, настроений, мнений, мировоззренческих установок на выполнение служебно-боевых задач будущих офицеров. Вот почему курсанты должны активно привлекаться к военно-научной работе - важнейшему компоненту профессиональной подготовки квалифицированных военных кадров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Бакун М.В. Влияние военно-политического фактора на социальное воспитание военнослужащих // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-voenno-politicheskogo-faktora-na-sotsialnoe-vospitanie-voennosluzhaschih (дата обращения: 09.04.2021).
2 Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: «Академия», 2007. 176 с.
3 Лопуха Т.Л., Подмаренко А.А. Организация политического воспитания курсантов военного вуза // МНКО. 2017. №3 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-politicheskogo-vospitaniya-kursantov-voennogo-vuza (дата обращения: 19.03.2021).
4 Лопуха Т.Л., Подмаренко А.А. Политическое воспитание курсантов военных вузов: современный подход // МНКО. 2015. №6 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskoe-vospitanie-kursantov-voennyh-vuzov-sovremennyy-podhod (дата обращения: 20.03.2021).
5 Морозов В.Б. Научно-исследовательская работа студентов как элемент методики высшего профессионального образования на кафедре «Технологические системы пищевых и перерабатывающих производств» // Известия ТулГУ. Технические науки. 2013. №7-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-kak-element-metodiki-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-na-kafedre-tehnologicheskie (дата обращения: 05.03.2021).
6 Поляков С.Д. Основы педагогическо-психологической теории социального воспитания // Известия Саратовского университета. 2016. Т.5. No 3 (19). С. 260–269.
7 Самедова Ю.А. Политическое воспитание военнослужащих: историко-педагогический аспект // Социальная компетентность 2019 Т.4. № 4(14). С. 352-362.