МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ НАСЛЕДИЯ А.Ф. ЛЬВОВА КАК ДУХОВНОГО КОМПОЗИТОРА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ НАСЛЕДИЯ А.Ф. ЛЬВОВА КАК ДУХОВНОГО КОМПОЗИТОРА

Дымская М.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Выдающийся скрипач, композитор, хормейстер, музыкально-общественный деятель и музыкальный теоретик А. Ф. Львов внёс весомый вклад в одну из ветвей русской музыкальной культуры – церковно-певческое искусство. Однако творческая судьба его произведений не достаточно исследована до конца и требует пристального внимания, научного подхода.

Своеобразие творческой линии композитора в русском искусстве формировало эстетические признания современников – «русский артист-генерал», «композитор Болонской академии», «почтенный перелагатель», «царедворец-победитель». Они сохранились в истории в назидание последующим поколениям1. Особенно ценны заслуги композитора в области духовной музыки.

Церковная музыка – живая, органичная часть русской культуры, является хранительницей национальных стилевых певческих традиций. Архиепископ Херсонский Иннокентий отмечал: «Без всякого преувеличения можно сказать, что мастерский труд Ваш [Львова] составит собою новую эпоху в церковном пении и послужит всегдашним памятником о Вас, не пред любителями только гармонии, а пред лицом всей Православной Церкви, которой Вы оказали незабвенную услугу» [1, 306]. Однако на сегодняшний день А.Ф. Львов как композитор остается малоизвестен, а его духовные сочинения наименее изученными, несмотря на их художественную ценность для русской музыкальной культуры.

Отнюдь не заурядная, противоречивая фигура А.Ф. Львова стала ключевой в судьбах русской духовной музыки XIX столетия. Наиболее ярким периодом творческой деятельности композитора являются годы службы в Придворной певческой капелле – с 1837 по 1861. Еще до назначения на высокую должность он сложился как личность и музыкант: исполнитель, композитор, деятель. Это не могло не отразиться на развитии певческого искусства в целом, на том, что А. Львов пропагандировал и внедрял в дальнейшем.

Богослужебное певческое искусство – явление многогранное, имеющее исторически обусловленный устно-письменный характер бытования, развивалось в опоре на целый свод гимнографических источников, богослужебных книг, роспевов, подчиняющихся определенной системе канонических правил в условиях сосуществования местных традиций. Духовные искания А. Львова были направлены на изучение древних роспевов. Через освоение древнерусской певческой культуры композитор стремился найти пути к унификации церковного пения.

Творчество А. Ф. Львова охватывает самые разнообразные жанры. Помимо духовных произведений: хоровых концертов, песнопений Всенощного бдения, Литургии, Великого поста и Страстной седмицы, а также песнопений на разные случаи, среди которых – «Приидите всемирное Успение празднуем», «Виждь мою скорбь и болезнь», «Виждь моя пребеззаконная дела», «Архангельский глас», перу А. Львова принадлежат: 24 этюда для скрипки, драматический скрипичный концерт, «Le Duel для скрипки и виолончели», «Увертюра С-dur», «Фантазия для скрипки с мужским хором» и другие. Оперное творчество композитора представлено такими сочинениями как «Bianca е Gualtiero», «Ундина» (на текст Жуковского), «Староста Борис, или Русский мужичок и французские мародеры в 1812 году» и оперетта «Варвара». Эти произведения с успехом ставились на русской сцене и за рубежом.

Однако в историю русской музыки А. Львов вошел, прежде всего, как духовный композитор. Среди его духовно-музыкальных сочинений выделяются 4 крупных концерта: «Приклони Господи ухо Твое», «Возлюблю Тя Господи», «Глаголы моя внуши Господи», «Услыши Господи». Все они вошли в сборник «Духовные сочинения А. Львова», датированный 1854 годом и выпущенный печатней Ершова. Сборник содержит 38 номеров, написанных для разного исполнительского состава – однородного мужского и женского, для смешанного хора, двухорные композиции. Помимо указанных выше концертов издание включает песнопения Литургии, Всенощного бдения, стихиры: на стиховне первой седмицы Великого поста «Желающе Божественныя Пасхи причаститися» и на Рождество Христово «Слава во Вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем седящаго», Причастен на Преображение «Господи, во Свете Лица Твоего, пойдем», а также два Прощальных Гимна, предназначенных для женских учебных заведений – Патриотического Института и Царскосельского духовного Училища.

Особого внимания заслуживает фактура хоровых сочинений: хоральность,  полифонизация музыкальной ткани, дублировки и вариантное развитие. Также характерно для письма А. Львова применение принципов моно- и лейттематизма.

Отметим еще одну существенную особенность, заключающуюся в особой любви А. Львова к неповторимому своеобразию древних роспевов. Помимо знаменного, он применяет в своих переложениях киевский роспев и ярославский2 напев. Использование звуковой палитры роспевов станет характерной приметой в художественной стилистике творчества композитора.

Первый опыт в создании духовных хоровых произведений относится к середине 30-х годов XIX столетия, когда композитор, вдохновленный поэтическим языком псалмов Давида стал автором своих первых концертов – «Глаголы моя внуши, Господи»3, «Что хвалишися во злобе, сильне», «Внуши, Боже, молитву мою», в основу которых легли положенные на музыку богодухновенные тексты псалтири4. Именно с этого периода начинается формирование А. Львова как церковного композитора. Важно отметить, что из трех концертов, только один – «Глаголы моя внуши, Господи» сохранился, его первое издание относится к 1834 году. В этом концерте можно обнаружить важные стилистические признаки, которые в дальнейшем найдут свое продолжение в последующих хоровых произведениях. К сожалению, многие сочинения композитора так и остались не изданными и были утрачены. Согласно автобиографической рукописи А.Ф. Львова, среди большого количества произведений, написанных им в ранний период творчества (до середины 30-х годов XIX века) – три фантазии для скрипки, две из которых впоследствии вышли в свет в Германии и народный Гимн[2, 55].

Хоровые сочинения А. Львова звучали в репертуаре многих профессиональных хоровых коллективов еще при жизни композитора. В частности, они широко исполнялись в концертных программах и богослужебной практике Синодального хора.

Список литературы:

Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Том II. История. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. – 605 с.

Павлинова В. П. Проблемы хронологии жизни и духовно-музыкального творчества А. Ф. Львова // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. – Вып. 27. – 2017. – С. 52 – 68.

1За заслуги перед отечеством А. Львов был награжден российскими орденами: Св. Анны и Св. Станислава 1-й степени, Св. Георгия 4-го класса, Св. Владимира 3-й и 4-й степени с бантом; иностранными: Меча с бриллиантовыми украшениями (Швеция), Св. Иоанна Иерусалимского и Красного орла 3-го класса (Пруссия), Св. Леопольда (Австрия), Св. Михаила (Бавария), Короны (Вюртемберг), Белого сокола 2-й степени (Веймар), Льва и Солнца 2-й степени с бриллиантами (Персия).

2 В творчестве А. Львова, единственный пример ярославского напева – «Милость мира».

3 За создание концертов «Глаголы моя внуши, Господи» и «Возлюблю, Тя, Господи» А. Львов был удостоен звания почетного члена академий – Святой Цецилии в Риме и Берлинской академии пения.

4 На этот факт указывает В.П. Павлинова.

Просмотров работы: 63