ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ХОРМЕЙСТЕРА НАД ХОРОВЫМ СОЧИНЕНИЕМ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ХОРМЕЙСТЕРА НАД ХОРОВЫМ СОЧИНЕНИЕМ

Дзеранова Я.О. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Исполнение музыкального произведения — сложный процесс, объединяющий предварительное представление о произведении и размышление об особенностях интерпретации; конкретные знания об эпохе создания, стилевом направлении, творчестве композитора и интуитивное постижение воплощенной в нем идеи; эмоциональную увлеченность исполнителя и его непременный кропотливый труд.

Для хорового дирижера избранное для исполнения сочинение представляет не абстрактную схему, включающую ноты и поэтический текст, а музыку, которая обретет свою жизнь в переплетении многих певческих голосов. Для того, чтобы интерпретация хормейстера вызвала интерес у исполнителей и слушателей, необходима серьезная подготовка, осмысление и «вживание» в текст. С целью реализации творческого замысла дирижер должен на подготовительном этапе погрузиться в поэтический текст и выявить особенности его прочтения композитором. Для этого музыканты применяют различные подходы и методы постижения музыкального и поэтического текста, в том числе сравнение, анализ, обобщение и др., которые дают наиболее полное представление о сочинении.

Хоровой дирижер — не просто исполнитель музыкально-поэтического произведения, он — соавтор композитора и поэта, продолжая их творческую работу в направлении интерпретации уже созданного творения. От того, насколько точно и глубоко хормейстер поймет замысел произведения и реализует его в своем воплощении, будет зависеть дальнейшая судьба этого сочинения.

Хоровое произведение, в отличие от инструментальной музыки, проходит несколько ступеней в своем становлении: сначала определенная художественная идея, рождаясь в сознании поэта, получает реализацию в поэтическом тексте; затем композитор, выбрав из множества других образцов именно этот текст, в своем воображении выстраивает соответствующий музыкально-звуковой образ и фиксирует его на нотной бумаге; далее хоровой дирижер представляет свою собственную интерпретацию хорового опуса и, наконец, эта цепь находит завершение в исполнении данного сочинения хоровым коллективом.

Хормейстер, обнаружив путем анализа стабильные, однозначно трактуемые элементы текста и музыкальной речи и опираясь на них, осмысливает мобильные элементы музыкального языка, к которым относятся динамика, темп, агогика, хоровой строй, ансамбль, темброво-колористические детали, и предлагает свою исполнительскую версию. Та или иная интерпретация возникает в результате глубокого погружения в сочинение, выявления и расшифровки заложенных в нем определенных знаков и значений. Несомненно, все это требует от хорового дирижера не только серьезных музыкально-теоретических и специальных знаний, в том числе в области истории музыкальных стилей, специфики жанров, музыкальных средств выразительности, формообразования, но и художественного чутья, музыкальной восприимчивости, интуиции, то есть качеств, синтез которых которых позволяет найти верное, убедительное, интересное художественное решение.

Таким образом, анализ хорового произведения — важный этап в работе дирижера над хоровым произведением. Чем глубже дирижер осмыслит произведение, тем своеобразнее будет его интерпретация.

Особый интерес для хормейстеров представляет современная музыка. Ее интерпретация — сложная задача, что объяснимо недостаточной изученностью в теоретическом музыкознании многих явлений, складывающихся в музыкальном искусстве на протяжении XX-XXI вв. Обращаясь к исполнению того или иного современного хорового произведения, хормейстер должен обладать знаниями о личности композитора, его творчестве, поэтических приоритетах, месте и значении хоровых сочинений, особенностях хорового письма. Рассмотрим некоторые из этих позиций на примере такой выдающейся личности как Б. Н. Лятошинский.

Творчество Бориса Николаевича Лятошинского — яркое явление в культуре XX столетия. Оно представляет значительную веху не только в украинском, но и в европейском музыкальном искусстве в целом. Творческий путь композитора охватывает более половины века: его первый опус датируется 1915 г., а последний – 1968 г.

Жизненный и творческий путь композитора нельзя назвать ровным, стремительные взлеты чередовались с серьезными падениями. Так, профессиональное признание в связи с назначением на должность профессора Киевской и Московской консерваторий было омрачено срывом исполнения Второй симфонии в Москве; утверждение в должности руководителя правления Союза советских композиторов Украины на Первом республиканском съезде композиторов в феврале 1939 г. сопровождалось непониманием и, в связи с этим, неприятием большинства из его произведений пропартийными критиками и музыкантами, продолжающимся на протяжении всего жизненного пути; награждение Сталинской премией за «Украинский квинтет» в июне 1946 г. сменилось преследованием за Вторую Третью симфонии, что вполне объяснимо в контексте тревожных событий 1948 года.

Лятошинский обращался практически ко всем музыкальным жанрам. Среди них важнейшее место принадлежит симфонической музыке. Композитором созданы пять симфоний (1918, 1936, 1951–1954, 1964, 1966), симфонические поэмы «Гражина» (1955), «Поэма Воссоединения» (1950), «На берегах Вислы» (1958), симфонические увертюры, среди которых наиболее значительными являются такие, как«Увертюра на четыре украинские темы» (1926), «Славянская»(1961), «Торжественная»(1968). Безусловно интересны и театральные жанры Лятошинского — оперы «Золотой обруч» (1929) и «Щорс» (1938). В список сочинений входят также сюиты, камерно-инструментальные произведения, в том числе фортепианный цикл «Отражения» (1925), сонаты для фортепиано, для скрипки и фортепиано, струнные квартеты (1915, 1922, 1928, 1943), два трио (1922 и 1926), «Украинский квинтет» (1942).

Лятошинский — автор вокальных сочинений. Более шестидесяти романсов композитора опубликовано, однако, огромное количество сочинений для голоса вплоть до настоящего времени хранится в архивах композитора.

Хоровая музыка Лятошинского является важным вкладом в сокровищницу современного хорового искусства. Им созданы как оригинальные сочинения, так и обработки украинских народных песен. Композитор обращался к музыкальной интерпретации поэтических шедевров Г. Гейне, М. Метерлинка, К. Ф. Геббеля, П. Б. Шелли, Т. Шевченко, А. Пушкина, Ф. Тютчева, И. Бунина, М. Рыльского, А. Фета.

Хоровое творчество Лятошинского до сих пор остается малоизвестным не только в исполнительских, но и в музыковедческих кругах. Внимание исследователей в большей степени привлекает симфоническое творчество композитора. Изучению симфоний посвящены исследования И. Бэлзы (ученика Лятошинского) [1], интерес представляет и осмысление данной области творчества современным специалистом по творчеству Лятошинского М. Копицей [2].

Среди хоровых произведений выделяются такие сочинения, как «Шевченкиана» — пять хоров разных лет, написанных на слова Т. Шевченко, и четыре хора на слова А. Пушкина. Другие хоры композитора исполняются нечасто, а также редко используются как учебный материал в классах по дирижированию.

Незаслуженно забытым является один из последних хоровых циклов композитора – «Пять смешанных хоров без сопровождения на слова Максима Рыльского» op. 64, представляющий интересный образец позднего стиля Лятошинского. Его изучению посвящены статьи И. Ляшенко [3] и Л. Хиврич [4], упоминается данное сочинения также в статье А. Торбы [5].

На цикличность мышления композитора, как характерную черту его хорового стиля обратил внимание А. Торба в статье «Хоровое творчество Б. Лятошинского в контексте национальных хоровых традиций». Автор, особо подчеркнув симфоничность мышления композитора, отмечает: «Симфонизм как направляющий принцип композиторского стиля находит выражение в хоровом творчестве как на уровне общей драматургии циклов, так и на уровне интонационного решения отдельных хоров в рамках цикла» [5, с. 36-37]. Сам Лятошинский также указывает на связь между хорами и симфониями, оценивая хоровые жанры как более демократичные и простые для восприятия по сравнению с симфоническими.

Характерной тенденцией современного музыкального искусства является активное взаимодействие различных жанров. Интерес композиторов к определенным жанрам накладывает свой отпечаток и на другие сферы их творчества. Это отражается, например, на симфонизации оперы или театрализации инструментальных жанров. В связи с творчеством Лятошинского исследовательский интерес может представить влияние сонатно-симфонического цикла на хоровую музыку.

Поэтическую основу хорового цикла a'cappella Лятошинского «Из прошлого» (op. 69) составляют тексты А. Фета («Ты спишь один...»), Ф. Тютчева («Рим ночью»), И. Бунина («В старом городе») и неизвестного автора XIX века в переводе В. Катульской («Менуэт»). Важнейшим фактором целостности цикла, органического единства четырех хоров является сходство манер и художественных пристрастий поэтов, избранных композитором. Приоритеты в творчестве А. Фета, Ф. Тютчева, И. Бунина всегда были направлены на постижение внутреннего мира человека, глубокое погружение в этот мир, интерес к его нравственным и философским проблемам. Эти поэты почти не освещали социальные и политические вопросы, однако, их стихи своеобразно и достаточно ярко отражали общественно-психологическую атмосферу своего времени.

Музыка Б. Лятошинского отражает духовный мир композитора, его художественную натуру. Он восставал против равнодушия и компромиссов, занимая по-житейски мудрую и безгранично гуманную позицию. И в хоровом творчестве Лятошинского нашла воплощение противоречивость жизни с ее бесконечным движением и борьбой. Композитор стремился понять и в своей музыке найти пути отражения самых сокровенных дум и чаяний человека. В его сочинениях широко представлены масштабные, философски насыщенные, драматические концепции, а вместе с тем и тончайшие движения человеческой души. Эти образы, эмоции, настроения заложены в поэтических текстах, которые искусно, своеобразно интерпретирует композитор.

Список литературы:

Бэлза, И. Б. М. Лятошинский / И. Бэлза. – Киев: Мистецтво, 1947. – 62 с.

Копиця, М. Драматургічні колізії симфоній Бориса Лятошинского: навч.-метод. пос. / М. Копиця. – Київ: НМАУ ім. П. І. Чайковського, 2007. – 121 с.

Ляшенко, И. О хоровых миниатюрах Б. Лятошинского на слова М. Рыльского в контексте одного нереализованного замысла / И. Ляшенко // Борис Николаевич Лятошинский: сб. ст. / сост. М. Копица. – Київ: Музична Україна, 1987. – С. 11-19.

Хіврич, Л. Акапельні хори Б. Лятошинського на слова М. Рильського: особлива строфічна будова віршів та її втілення у формі хорової мініатюри / Л. Хіврич // Музичний світ Бориса Лятошинського: зб. ст. / упор. М. Копиця. – Київ: Центрмузінформ, 1995. – С. 43-45.

5. Торба, О. Хорова творчість Б. Лятошинського в контексті національних хорових традицій / О. Торба // Музичний світ Бориса Лятошинського: зб. ст. / упор. М. Копиця. – Київ: Центрмузінформ, 1995. – С. 33-37.

Просмотров работы: 46