ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Д. А. ОСИНОВСКОГО - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Д. А. ОСИНОВСКОГО

Барсамова К.К. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Его имя известно тысячам и тысячам ставропольцев. Да и как возможно представить музыкальную жизнь города без яркой творческой личности Даниила Аркадьевича Осиновского – известного композитора, вдохновенного музыканта, дирижера, руководившего уникальными оркестрами страны, на протяжении 69 лет радовавшего своим искусством горожан и гостей Ставрополя?!

Родился Д. А. Осиновский 9 февраля 1928 г. в г. Днепропетровске в рабочей семье Аркадия (Абеля) Марковича, мебельного мастера, работавшего с ценными породами красного дерева, и швеи Любови Даниловны. Однако Аркадий Маркович прекрасно владел искусством игры на гитаре, являлся большим почитателем и ценителем музыки. Любовь Даниловна – обладательница великолепного голоса – также была неравнодушна к музыке. В их доме часто принимали художников, архитекторов, музыкантов, артистов. Но именно сыну суждено было стать первым представителем интеллигенции в роду – он навсегда свяжет свою жизнь с искусством.

С ранних лет Даниила преследовала мечта стать дирижером и художником. В городских садах, парках играли духовые оркестры, которые пленяли его воображение. Накануне Великой Отечественной войны его отец купил непозволительную по тем временам роскошь – пианино. Так 14-летний Даниил приобщился к миру музыки. Но война перечеркнула все планы и надежды. Семья эвакуировалась в г. Кисловодск, куда в это же время вывезли из Ростова-на-Дону школу военно-музыкантских воспитанников, в состав которой Осиновский был зачислен в 1943 году. Тогда он впервые надел военную форму, с которой простился лишь через 35 лет.

По окончании школы музыкантских воспитанников Даниил Аркадьевич был направлен в Москву в качестве музыканта военного оркестра. А в 1948 году он поступил учиться на военный факультет Московской государственной консерватории, где преподавали выдающиеся музыканты страны, хотя причины, по которым все они оказались собраны на военно-дирижерском факультете, были трагичны. Дело в том, что в конце 40-х годов вышла целая серия так называемых ждановских постановлений. Это был методичный, жестокий, бессмысленный разгром творческой и научной интеллигенции. Постановление ЦК КПСС об опере «Великая дружба» Вано Мурадели нанесло огромный ущерб отечественной музыкальной культуре, сыграв роковую роль в судьбе многих талантливых музыкантов и педагогов Московской консерватории. Но дальновидный начальник факультета Иван Васильевич Петров, чтобы сохранить кадры, сумел привлечь их к педагогической работе. На факультет были «сосланы» лучшие кадры мирового масштаба, такие, как музыковед, доктор искусствоведения, профессор Лев Абрамович Мазель; композитор, выдающийся педагог, профессор, а позже и ректор Московской консерватории Виссарион Яковлевич Шебалин; композитор, профессор Николай Павлович Иванов-Радкевич; дирижер Григорий Арнольдович Столяров; музыкальный теоретик, профессор Московской консерватории Иосиф Игнатьевич Дубовский; музыковед, доктор искусствоведения Израиль Владимирович Нестьев; музыковед, кандидат искусствоведения Лев Васильевич Данилевич; главный дирижер «Мосфильма», кинокомпозитор, альтист, скрипач Григорий (Герман) Семёнович Гамбург и другие. Председателем аттестационной комиссии у Осиновского был знаменитый композитор, пианист и педагог Дмитрий Дмитриевич Шостакович, а его заместителем – композитор и дирижер Вано Ильич Мурадели. Они высоко оценили талант молодого музыканта.

В 1952 году Даниил Аркадьевич, выпускник Московской консерватории, был направлен военным дирижером в Северный округ, где служил в 215-м гвардейском стрелковом орденов Суворова и Кутузова полку, которым командовал подполковник Михаил Бабуевич Дзилихов. Первые композиторские опусы были посвящены 215-му полку. Это и марш полка, и строевые песни. Жизненные ситуации непредсказуемы и через много лет судьба вновь свела их в Ставрополе, куда генерал Дзилихов прибыл в качестве краевого военного комиссара.

В середине 50-х годов Осиновского направили служить на Плесецкий ракетный полигон. Тогда это был строго засекреченный объект, а если учесть, что Даниил Аркадьевич прибыл на нулевой цикл становления полигона, то ему пришлось «хлебнуть» настоящей армейской службы, которая и закалила, и обогатила большой практикой в самых сложных условиях. Так появился в части космических войск на знаменитом космодроме Плесецк первый духовой оркестр, созданный Осиновским.

В 1964 году в жизни Осиновского возник Ставрополь, где он в течение 14 лет служил военным дирижером оркестра училища связи. «С первых же дней работы Д. А. Осиновский проявил себя зрелым профессионалом и инициативным руководителем. Кроме работы над репертуаром и мастерством оркестра, он организовал ”курсантский абонемент”, цель которого заключалась в приобщении будущих офицеров к мировой музыкальной культуре. Здесь дирижера ждала очень благоприятная обстановка, в которой он за несколько лет создал оркестр училища – один из лучших коллективов Северо-Кавказского военного округа (СКВО) – и плодотворно занимался композиторским творчеством. Его произведения исполнялись симфоническими оркестрами г. Ростова-на-Дону, Кисловодска, Нальчика. Он писал песни, сотрудничая с поэтами Г. Фатеевым, В. Ащеуловым, В. Пятко, Г. Орловским. К 200-летию Ставрополя написал кантату «Город степной стороны» на слова И. Кашпурова и приветственную увертюру.

В 1977 году закончилась военная служба, и Даниил Аркадьевич в звании майора вышел в отставку. Началась гражданская жизнь, по-прежнему связанная с музыкой и оркестром.

С 1978 г. он преподавал в музыкальном училище, раскрывая все секреты инструментовки и оркестрового дирижирования студентам; заведовал отделом в краевом Доме народного творчества, работал главным дирижером цирка, многие годы являлся главным дирижером краевых марш-парадов духовых оркестров, был избран ответственным секретарем краевого музыкального общества, в открывшемся Дворце культуры и спорта профсоюзов создал эстрадно-симфонический оркестр. Во время перестройки и перевода учреждений культуры на самоокупаемость оркестр расформировали, но Д. А. Осиновский не смирился с этим и задумался об организации профессионального коллектива.

Мысль о создании штатного оркестра появилась у него давно, еще в тот период, когда он был военным. Во многих крупных городах страны уже были сформированы профессиональные духовые оркестры, вначале – в столицах, а чуть позже и на Кавминводах. Наконец и мечте Даниила Аркадьевича суждено было осуществиться. Для решения гамлетовского вопроса «быть или не быть?» Осиновскому понадобился почти год. Несмотря на ряд сложностей, связанных с укомплектованием коллектива, его размещением, в сентябре 1992 года при поддержке главы города М. В. Кузьмина и спонсорстве Ставропольского фонда культуры был создан муниципальный концертный духовой оркестр, который в нынешнем году отметит свое 30-летие. Толчком к рождению коллектива также послужило расформирование парковых оркестров. Администрация города и отдел культуры принципиально поставили вопрос о создании оркестра. С первых дней своего существования коллектив начал выступление на открытых площадках, исполняя популярную музыку, а вечерние репетиции были посвящены работе над серьезной программой концерта-презентации. В состав оркестра вошли около 30 музыкантов. Его основу составили ведущие исполнители, имеющие большой опыт и прекрасно владеющие инструментами. Это – концертмейстер оркестра кларнетист И. Антонов, баритонист О. Паутов, трубач В. Филоненко, корнетист В. Данилов, фаготист В. Решетило.

Презентация оркестра состоялась на праздновании Дня города, в выступлении приняли участие ведущие солисты, музыканты краевой филармонии, училища искусств. Несмотря на малый срок совместной работы, оркестр продемонстрировал великолепное исполнение танцев из второго акта оперы М. Глинки «Жизнь за царя», солистка Ставропольской краевой филармонии представила романс Антониды из этого произведения и арию Виолетты из первого акта оперы Дж. Верди «Травиата». Сложные задачи были поставлены перед музыкантами в исполнении ноктюрна «Грезы любви» Ф. Листа. В оригинале эта пьеса написана для фортепиано и надо было иметь известную смелость, чтобы сделать транскрипцию для духового оркестра. Д. Осиновский продемонстрировал глубокие знания в работе над партитурой и ощущение природы каждого инструмента.

В 1995 году оркестр стал лауреатом конкурса профессиональных духовых оркестров Юга России. Многие произведения музыканты исполняли в аранжировке Д. Осиновского.

Концерты – лишь одна из сторон деятельности коллектива, который принимал участие практически во всех городских культурных мероприятиях и празднествах, выступал перед ветеранами войны и труда, студентами вузов, выезжал в районы края. Ввиду того, что оркестр представлял собой музыкальный коллектив с универсальными возможностями, выбор репертуара был неограничен. Исполнялись произведения от «садово-парковых» до классических зарубежных и русских композиторов. Звучали произведения Грига, Штрауса, Верди, Гуно, Россини, Листа, Глинки, Чайковского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Свиридова, Шостаковича, Дунаевского, то есть лучшие образцы отечественной и зарубежной музыки. Коллектив быстро завоевал заслуженную популярность. А в 2013-м году за счет расширения состава оркестра музыкантами эстрадно-джазового направления стали исполняться произведения Джорджа Гершвина и Дюка Эллингтона. В библиотеке ДКиС до сих пор находится огромное количество произведений инструментальной и вокальной музыки в высокопрофессиональных переложениях для духового оркестра, написанных Даниилом Аркадьевичем, а известные в крае инструменталисты и вокалисты и по сей день стремятся сотрудничать с концертным оркестром, названным его именем.

В 2000 году за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства, большой вклад в укрепление дружбы, сотрудничества, сближение и взаимообогащение культур наций и народностей Д. А. Осиновский был награжден орденом Дружбы – высшей государственной наградой России, стал лауреатом премий М. В. Ломоносова и В. И. Сафонова, а также получил звание Заслуженного работника культуры Российской Федерации.

С 2002 года Даниил Аркадьевич начал преподавательскую деятельность в Ставропольском государственном университете на факультете искусств, с 2012 года – в Северо-Кавказском федеральном университете на факультете истории, философии и искусств.

В это время он установил тесное творческое сотрудничество между возглавляемым им оркестром и оперной студией, благодаря которому было осуществлено огромное количество творческих проектов, в том числе поставлены сцены и целые акты из оперных произведений В. А. Моцарта («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан»), А. С. Даргомыжского («Русалка»), П. И. Чайковского («Евгений Онегин»), Дж. Верди («Риголетто»), Ж. Бизе («Кармен»), К. В. Молчанова («Зори здесь тихие»), Д. Д. Шостаковича («Раек») и других.

Студенты факультета активно участвовали в концертных программах, получая хорошую практику исполнительства, приобщения к искусству.

Даниилом Аркадьевичем написано и опубликовано огромное количество статей для печатных изданий:

- «Открытой газеты»: «Парк культуры… без культуры» (о проблемах организации концертов и театральных представлений на территории Кисловодского национального парка);

- «Вечернего Ставрополя»: «Родине славу принес» [к 100-летию со дня рождения композитора Бориса Мокроусова], «Муниципальный духовой оркестр»;

- «Польских ведомостей»: «Музыкальная совесть страны» [к 37-летию со дня смерти Дмитрия Дмитриевича Шостаковича];

- «Ставропольской правды»: «Соревнуются юные музыканты» [о смотре детских духовых оркестров накануне марш-парада], «Праздник музыки» [о XI краевом марш-параде духовых оркестров], «Афиша на заборе» [о концерте Государственного духового оркестра УССР], «Праздник народной музыки» [о заключительном туре краевого смотра оркестров, ансамблей и исполнителей на народных инструментах, посвященном 65-летию Ленинского комсомола], «Пусть играют оркестры» [о проблемах развития духовой музыки на Ставрополье], «Торжественная песнь государства» [об истории государственных гимнов и, в частности, о Гимне СССР], «Размышления после концерта» [о выступлении Ульяновского государственного симфонического оркестра], «Мастерство ансамбля» [о жемчужине русской оперной классики – «Евгении Онегине» Чайковского в поставке Саратовского театра оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского], «Тоска» [о гастролях Молдавского государственного театра оперы и балета и его постановке оперы «Тоска» Джакомо Пуччини], «Травиата» [о гастрольном спектакле Куйбышевского государственного театра оперы и балета], «Большое искусство» [об обширном репертуаре гастролей Воронежского государственного театра оперы и балета, включающем такие произведения, как «Мазепа» П. Чайковского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини, «Фауст» Ш. Гуно, «Кармен» Ж. Бизе, «Демон» А. Рубинштейна];

- «Молодого ленинца»: «Содружество увлеченных» [о струнном квартете Ставропольской филармонии];

- «Красного знамени»: «Включились в фестиваль» и «Военной песне – широкие крылья» [о смотре-конкурсе художественной самодеятельности].

За свою долгую жизнь он создал огромное количество аранжировок классической, эстрадной, духовой музыки; писал симфонические, инструментальные произведения, марши, песни, которые востребованы по всей стране. Большинство его песен – о войне, ведь он прошел почти всю Великую Отечественную, как «сын полка», уже в мирное время дослужился до звания майора. Самая первая из них – «Полковое знамя» – была написана в 1953 году.

Д. А. Осиновский работал и со Ставропольским краевым академическим театром драмы, и с Пятигорским театром оперетты. Его симфонические сочинения исполняли оркестры Кисловодской, Ростовской, Нальчикской филармоний, а духовые произведения звучали в Северном, Одесском, Северо-Кавказском военных округах. Марши, написанные Осиновским, стали своеобразной визитной карточкой многих военных частей, в которых он служил, а его песни, посвященные Ставрополю, знает и любит уже не одно поколение горожан.

В феврале 1998 года по случаю 70-летнего юбилея Даниила Аркадьевича оркестр дал концерт, исполнив множество его сочинений, таких, как сюита из музыки к пьесе Лопе де Вега «Крестьянка из Хетафе», концерт для трубы с оркестром, кантату «Город степной стороны», посвященную Ставрополю1, фантазию на темы двух казачьих и одной городской песни под названием «За горами, за долами».

Даниил Аркадьевич обладал твердым, несгибаемым характером и всегда отличался высокой жизненной активностью. Секрет его был прост: он ни на минуту не терял присутствие духа, всегда был в творческом поиске. Д. А. Осиновский – ярчайший представитель творческой интеллигенции, истинных патриотов России с присущим им высоким гражданским сознанием, деятельным участником жизни города и края.

1 Кантата была написана в 1988 году. Ее премьера состоялась не в Ставропольской, а в Тамбовской филармонии из-за отсутствия в крае академических хоровых коллективов.

6

Просмотров работы: 27