ПОЧЕМУ ДЕТИ БОЯТСЯ СЦЕНЫ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПОЧЕМУ ДЕТИ БОЯТСЯ СЦЕНЫ

Боровинская М.Е. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной работе рассматривается проблема подготовки юного музыканта к выходу на сцену. Раскрываются приемы преодоления сценического волнения. Приведены методы работы по снижению волнения юного исполнителя. Данная работа покажет методику подготовки ученика к публичному выступлению, полагаясь на личный опыт работы и детальное изучение проблемы стрессовых ситуаций.

Причины боязни сцены, которые можно выявить у всех сфер искусств: оценка, которую ставит комиссия; Оценка, которую ставит преподаватель; Оценка, которую ставит собственный родитель. Ученик не выполнял домашнее задание честно. Поэтому, в момент выхода на сцену ученик боится показать нулевой результат. Ученик боится осуждения со стороны сверстников. Ученик не успел попробовать клавиши инструмента (сыграть определенные части произведения). Ученик до выхода на сцену общался с одноклассниками и те ему говорили, что они боятся выходить на сцену. После этого, ученику действительно страшно выходить на сцену.

Меры преодоления страха выхода на сцену, когда ученик боится за исполнение произведения на сцене, в связи с этим проявляется страх выхода на сцену. Играть дома с закрытыми глазами (можно использовать платок для головы). Играть с открытыми, но поднять голову и смотреть во время игры в потолок. Играть отдельно каждой рукой, но при этом смотреть в лево или в право. Проговаривать нотный текст, как стихотворение; По возможности попасть на сцену несколько раз.

Почему дети боятся сцены? Боязнью сцены подвержены абсолютно все, будь это актер, музыкант или танцор. Но так ли зачастую, только понятие боязнь сцены заставляет детей бояться сцены? Многие преподаватели рассказывают, что ученики в большинстве случаев боятся плохой оценки. И этот страх заполучить плохую оценку, иногда, затуманивает их разум, что их игра очень сильно ухудшается от тех показателей, что были за день выступления. Еще моменты, которые следует учесть. Не все дети могут похвастаться хорошими, ответственными родителями, которые могут даже в 3 часа ночи разбудить и стоя с палкой в руках требовать исполнения всех домашних заданий.

Дети врут. Это факт, они смотрят в глаза родителей и говорят, что все сделали, но на самом деле они играют в игры в телефоне или уходят к своим подругам и об этом не говорят никому. Как говорил в воспоминаниях Н. А. Римский-Корсаков: чем хуже выучено произведение, тем больше волнение. Когда удаётся достучаться до совести учеников, или методы родителей, наконец-то пробудили в своих детях осознание, что скоро выходить на сцену. Они хором начинают кричать, что им страшно выходить на сцену. Они осознают, что они ничего не сделали, а играть уже через 10 дней (многие просыпаются за 5 дней до сдачи) и наспех все выучивают, но как правило, в дни сдачи произведение разваливается. Ученики могут не доиграть и срывая руки убегают со сцены. Рыдают. Нужно же время дать произведению. Пока все произведение ляжет на слух или ребёнок проучит от и до. А наспех- этот вариант лучше никогда не использовать. Главное, чтобы проснулась совесть намного раньше. Надо сигнализировать родителям учащихся. Ученик боится пространства и большего количества людей, что также способствует проявлению боязни сцены.

Очень часто встречаются ученики, когда преподаватель хочет проработать произведение, чтобы ученики выходя на сцену, не волновались за текст: -не хотим это учить! Зачем? Я же все помню. А вот и нет, они выучили, только обложку, а если заглянуть вовнутрь, то они ничего не помнят. Когда они сбиваются на сцене в момент игры, учитель видит панику в их глазах. Им определённо хочется скрыться с глаз. А когда они вспоминают, что учитель им говорил проучивать произведения определенными способами: играть с закрытыми глазами; играть с открытыми, но поднять голову и смотреть во время игры в потолок.; проговаривать нотный текст, как стихотворение.

Причины сценического волнения:

1- застенчивость.

2-боязнь забыть произведение.

3-страх сцены из-за неудач в предшествующих концертных выступлениях.

4-беспокойство за свою репутацию, конкуренция.

5-страх большого пространства и большого количества людей.

Основные типы реакции учащихся на стрессовую ситуацию:

1-Ученик зажимается (зажаты руки, кисти), не следит за мелодией, произведение исполняется слишком импульсивно.

2-Ученик уходит в себя от страха. Закрывает глаза, делает огромное количество ошибок (останавливается и опять пытается повторить место, которое забыл). Прекращает играть и сам уходит со сцены.

3-Ученик тормозит в произведение, реакция притупляется.

4-Ученик проявляет агрессию к инструменту, когда теряет контроль над собой. Просто ударяет по клавишам.

5-Ученик «Экстремал» в стрессовой ситуации увеличивает темп произведения. Появляется состояние «Драйва».

Методы работы по снижению концертного волнения:

1-Выбрать правильный репертуар (выбрать программу, которая по силам учащегося).

2-Проработка репертуара (анализ программы: формы; границы).

Данная методика даёт ученику навык исполнения произведения, начиная, практически с любого места.

Меры для учащихся, которые выучили программу, но боятся потерять текст из-за сценического волнения:

1-Играть дома с закрытыми глазами.

2-Играть с завязанными глазами (можно использовать платок для головы).

3-Играть с открытыми, но поднять голову и смотреть во время игры в потолок.

4- Играть отдельно каждой рукой, но при этом смотреть в лево или в право.

5-Проговаривать нотный текст, как стихотворение.

6-По возможности попасть на сцену несколько раз, если экзамен или концерт проходит в школе в которой вы учитесь.

7-Кушать сладкое особенно нужно.

8-Не употреблять таблетки, которые парализуют сознание.

Данные меры помогут преодолеть сценическое волнение.

Любой выходу на сцену – это профессиональный рост ученика. Это победа, прежде всего над собой. Они дают возможность проявить себя, победить свои страхи, выработать волю. Учат справляться с трудностями, вырабатывают сценическую культуру, выдержку, глубину эмоций. Учат быть посредником между композитором и слушателем, даже самых маленьких исполнителей.

Список литературы

1. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. 224 с.

2. Ляховицкая С. С. Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 3. М.: Музыка, 1971.С. 39-67.

2

Просмотров работы: 70