ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ГРУППАХ РАННЕГО РАЗВИТИЯ В ДШИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ГРУППАХ РАННЕГО РАЗВИТИЯ В ДШИ

Сверткова А.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Большинство из нас не задумывается, что мы будем работать с детьми. К сожалению, не приобретая нужного опыта, мы получаем в руки маленьких, хрупких детей, но уже с имеющимися характером и привычками. В столкновении молодого педагогического «эго» и юного упрямства, могут возникать конфликты недопонимания. Стоит обратить внимание, что в этот промежуток времени, опыт и образование получают, как ученик, так и учитель. К счастью для молодых педагогов, сейчас существует множество литературы, которые помогут первому общению с ребенком, но молодому специалисту нужно уделить большое количество времени на поиск подходящих книг, среди пучины информации и выделить для себя более подходящие методики, которые помогут сформировать свой штрих, свой стиль педагогики. Если говорить более объективно, то все дети разные, с разными интересами, вкусами, опытом. Родители детей разные, некоторые ответственно подходят к образованию своего ребенка, кто-то с творческим интересов, не обходится и без курьезных моментов, когда ребенка приводят: «Лишь бы по подъездам не ходил» и т.д. Сколько людей, столько и разных примеров. Поэтому каждый молодой педагог проходит свой, творчески–педагогический путь, который, за течением времени, будет меняться и идти по кривой дуге вверх с современностью.

После окончания среднего или высшего учебного заведения культурной направленности, бывший студент начинает свое личное плавание. Все наставления и поучения профессора позади, ГОСпрограмма сдана, диплом в руке и кажется, что тебе открыты все двери. Но он сталкивается с проблемой поиска работы, ведь оказывается, что каждый год выпускаются ребята по его специальности и лишь малая часть уезжает в свои родные города, а большинство не могут разорвать связь своей «Альма Матер» и множество вакантных мест в оркестрах и коллективах заняты такими же молодыми и талантливыми музыкантами, как и наш выпускник. Пытая счастье он попадает на работу в детскую музыкальную школу, помня свою исключительную фразу, что он: «Никогда не будет педагогом!», которая, как самый надоедлевый лейтмотив звучит у него в голове. Наш герой про музыкальную школу знает, только из своих воспоминаний и ощущений, как ученик, который никогда не бывал по ту сторону кулис. После небольшого инструктажа, получения множества незнакомых бланков, журналов, планов, справок ему дают основную нагрузку детей из группы раннего эстетического развития, ведь он перспективный и талантливый, но пока еще молодой педагог.

И вот наш молодой педагог приходит на первый рабочий день в Детскую музыкальную школу имени очень великого русского музыканта, а первый день начинается не первого сентября, как он раньше думал, а в середине августа. За это время новый сотрудник знакомится с коллективом, с педагогами–мастерами своего дела, слушает много различных смешных историй и тихо, со страхом в глубине души, ждет наступления сентября. В период отсутствия учеников, бывшему выпускнику нужно подробнее расспросить и узнать местные обычаи, традиции. Больше общаться с ведущими педагогами своего отделения, взять необходимую литературу, созвониться с родителями своих учеников, а так же продумать репертуарный план учеников на ближайшие пол года. Не чураться концертных вступлений на мероприятиях школы и быть везде на переднем фронте работ.

И вот наступил долгожданный сентябрь. В школе царит праздничная атмосфера, ручейки из цветов, бантов, конфет и шаров растеклись в разные открытые двери кабинетов, в которых их с распростертым сердцем и душой ждут любимые учителя. К молодому педагогу в назначенный час, с небольшим страхом, но интересом в глазах приходят несколько маленьких учеников. Это очень важный, для дальнейшей работы, момент. Ребенок и ученик будут поглощать друг друга оценочным взором, следить и выявлять каждую деталь диалога. Ведь первое впечатление самое сильное. Однако, основная часть разговора, будет направлена к родителям, нужно будет узнать точное расписание ребенка, в какие секции он ходит, ходит ли он уже в общеобразовательную школу, подобрать более свободный день, для похода в музыкальное учреждение. Раздавать ноты или домашнее задание в этот день не следует, все начнется в первый индивидуальный урок, который вы назначили при встрече в день знаний.

Первый урок не должен быть сразу связан с нотами и инструментом, учитель должен расположить к себе ребенка, показать, каких результатов можно добиться, занимаясь на этом музыкальном инструменте. Педагог должен узнать интересы ребенка, чем увлекается, чтобы сквозь эту призму привить интерес к нашему делу. Занятие должно проходить в игровой форме. В наше время возможно приобрести настольные игры, связанные с музыкой и музыкальной грамотой на начальном этапе, дать характерные раскраски, почитать стишки: «Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки, очень рады солнышку». А. Барто. Ведь у маленького ребенка, а особенно из группы раннего эстетического развития, возраст которого 5-6 лет, концентрация внимания составляет 1 минуту. Абсолютно бесполезно загружать ученика трудными терминами, и объемным количеством информации. Все должно быть лаконично и просто, весело. После такого первого урока, малыш сам прибежит, ожидая продолжения.

Чтобы ребенок привыкал к домашним заданиям, их нужно задавать буквально с первого урока, например, дать раскрасить инструмент на листке, придумать стишок, посвященный нашему инструменту и т.д. Главное подходить творчески к процессу.

С каждым уроком уровень задач, поставленных пред ребенком должен повышаться. Но никогда не забывайте хвалить ребенка, чтобы у него всегда был стимул. Даже если вы несколько уроков стоите на одном месте, и нет никаких результатов, нужно помнить, что отсутствие результата – тоже результат. Постарайтесь зацепиться за что-нибудь хорошее и обязательно отметить старания ребенка.

К сожалению, или к счастью – для всех по-разному. Отчетом нашей работы является выступление ребенка на публике. Очень важно настроить ребенка на первое выступление – от этого зависит, как он дальше будет играть на экзаменах, концертах, открытых уроках. Трудно «доказать» ребенку, что все сидящие в зале, включая комиссию, родителей и других учеников – настроены дружелюбно, более того, преподаватели и родители могут нервничать еще больше, чем их дети. Суетливость, волнение – нельзя показывать, иначе сомневающийся в себе ученик потеряет последнюю надежду и не сможет собраться с силами и выступить.

Еще мы должны учитывать индивидуальные особенности темперамента своего ученика. Меланхолик будет испытывать очень большой стресс перед выступлением, ему будет необходима ваша поддержка, тем временем, когда сангвинику не терпится продемонстрировать свой результат проделанной работы.

Чаще всего, после выступления педагог проводит маленькое собрание класса. Не стоит сразу устраивать «разбор полетов», так как для некоторых учеников анализ их выступления приравнивается к повторному выступлению. Педагог может выразить свои пожелания на ближайшем уроке специальности, после мероприятия. В основном это будет похвала ученика с крапинками методических пожеланий, для исправления ошибок.

Немаловажным является общение с родителями обучающихся. Родители занимают важную роль в обучении ребенка. Ведь только они могут контролировать домашние занятия на инструменте, регламентировать и организовать время ребенка. К сожалению, с появлением бесплатного музыкального образования, многие семьи стали приводить детей, не вникая в развитие своих отпрысков. Они считают, что если ребенок в школе, то и ответственность полностью и в целом лежит на педагогах, что в корне не правильно. Поэтому с первых дней работы, нужно наладить добрые и отзывчивые отношения с родителями, всегда быть на связи. Педагог должен объяснять родителям домашнее задание ребенка, так как в пятилетнем возрасте, малыш не способен соответствующе его выполнить. Правильно поставленная работа с родителями влечет за собой более продуктивное обучение.

Так сложилось в музыкальной сфере, что за два часа в неделю, которые положены ученику, не хватает, для создания полноценной игры произведения, поэтому педагоги часто дополнительно вызывают детей в школу. Здесь как раз работа учитель – родитель проявляется в полной мере. Ведь помимо того, что для занятия нужно выделить дополнительное время в своем расписании, нужно и организовать ребенка, которому чаще всего не импонирует. Конечно без некоторых затрат не обойтись, ведь через время нужно приобрести инструмент, а если способный ребенок, то инструмент должен быть соответствующим его одаренности. Для некоторых номеров нужны костюмы, которыми школа не располагает, а все эти добровольные тяготы будут ложиться на плечи родителей, которые заинтересованы в успешном выступлении.

Как мы видим, первоначальный этап работы с ребенком очень трудный и важный. Множество факторов совместной работы влияют на будущую игру. Все условия успешного обучения закладываются как раз в этом возрасте. Но при этом нужно сохранять очень тонкое равновесие между игрой и уроком, чтобы не потерять запал ребенка. Конечно глупо отрицать, что все дети без исключения остаются в лоне школы, многих тяготит регулярные занятия, для других они становятся скучными, трудными, могут не получаться музыкальные приемы на инструменте, но ведь для решения этих проблем и создано много методической литературы, способствующих более продуктивному и интересному развитию. Группы раннего эстетического развития полезны, действенны и необходимы, это фундамент в организации ребенка и первая ступень его обучения.

Список литературы

Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М.: Просвещение, 2005. 176 с.

Григорьева Т. С. Программа «Маленький актер»: для детей 5-7 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2012. 128 с.

Капкелина Л. Б. Хрестоматия для маленьких. Челябинск: Челябинский филиал кадрового центра при правительстве РФ, 1993. 25с.

Леонов В. А., Палкина И. Д. Методика обучения игре на духовых инструментах. Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, 2012. 240 с.

1

Просмотров работы: 0