Лидерство как социальное явление сопровождает человечество на протяжении всего его существования. В любой объединенной группе людей, состоящей более чем из двух человек, может возникнуть ситуация лидирования одного и следования за ним других членов группы. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. На это указывают такие процессы, как сама организация группы, формирование групповых норм и ценностей, поведение последователей. В связи с этим лидеры и сам феномен лидерства традиционно привлекают внимание исследователей. Данная проблема интересовала историков и философов со времени античности, однако предметом научных исследований эта тема стала только в ХХ веке. Поэтому в разные исторические эпохи предпринимались попытки изучения лидерских качеств на основе описания личностей великих людей.
Изучением вопроса лидерства занимались такие ученые, как А.С. Макаренко, А.С. Залужный, Е.А. Аркин, Л.Р. Кричевский, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, Л.И. Уманский и другие. У каждого из перечисленных представителей сложились разные выводы о лидерстве. Изучением феномена лидерства сейчас занимаются социологи, психологи, и специалисты в области менеджмента, но единой концепции содержания этого феномена и механизмов его формирования до сих пор не выявлено.
Исследование феномена лидерства в учебном коллективе необходимо, поскольку оно тесно связано с выявлением определенных качеств личности. Полярность этих качеств настолько переменна, что может приносить как положительные, так и отрицательные плоды.
Нами было проведено изучение феномена лидерства учебного коллектива 3 класса в составе 28 человек (9-10 лет). Для выявления лидерских качеств были использованы: методика «Лесенка», тест «Я-лидер», игра «Фотограф», игра «Жюри».
Учащиеся № 1, 8, 13, 14, 19 имеют низкий уровень самооценки по методике «Лесенка», что составляет 18% от общего числа учащихся. Уровень в пределах нормы имеют 71% учащихся. Завышенной самооценкой обладают учащиеся № 3, № 5, № 15 – это 11% учащихся.
Тест «Я-лидер» показал, что достаточным уровнем лидерских качеств обладают 14% учащихся, средним – 60%, низким – 26%. При проведении игры «Фотограф» дети, имеющие высокие показатели теста – это № 3, № 5, № 9 и №15, проявили инициативу стать фотографом, что говорит о решительности, уверенности и ответственности. Кроме того, у детей, показавших высокий уровень, наблюдаются и такие показатели качеств лидера относительно других детей, как коммуникабельность, активность, настойчивость, избирательность, саморегуляция.
В предложенной игре «Жюри» члены судейства выбирались путем голосования всех учащихся класса. Большинство голосов было отдано за учащихся № 5 (64% голосов), № 9 (71%) и № 15 (71%). Учащиеся, набравшие набольшее количество голосов, были избраны членами судейства конкурса талантов. Каждый из них не только проявил ответственность, открытость, искренность, но и умение работать в команде. Принятие общего решения, рациональное взвешивание, действие в интересах общества – важнейшие из черт лидера.
По результатам исследования определены учащиеся, имеющие явно выраженные качества лидера – № 5, № 9 и № 15. Эти дети во всех видах исследований проявили отличные от других учащихся показатели.
Данные исследования могут послужить для педагогов наглядным примером о пользе лидерских качеств. Педагог может направить потенциал лидера на пользу класса при планировании и проведении различных мероприятий. Организаторские способности лидера в учебном коллективе послужат опорой для педагога, а также облегчат работу педагога.
Рассматривая вопрос лидерства в учебном коллективе, можно сказать, что лидер – это в первую очередь, ученик, обладающий авторитетом, способный принимать ответственные решения в интересах своего класса и школы в целом. Он уверен в себе и в своих силах, обладает эмпатией и психологией победителя, умеет сплотить вокруг себя команду единомышленников. Лидерские качества такого ученика проявляются, как правило, и в мыслях, и в действиях: он лишен сомнений и долгих раздумий в процессах принятия важных решений. Он активен и рассудителен в своих идеях и поступках, убедителен и притягателен как сильная и независимая личность. Необходимо направлять лидерские активы на решение общественно-значимых задач.
Список литературы:
Мазур Е.Ю. и др. Психология лидерства: теория и практика: учебное пособие /Е.Ю. Мазур, А.В. Шилакина, Н.А. Шилакина, Е.С. Шульгина – Москва: Издательский дом «ИМЦ», 2020. – 392 с.
Пономарев А. В. Лидерство в молодежной среде: Учеб. пособие. / А.В. Пономарев. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. – 216 с.