ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА НА ОБРЕТЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА НА ОБРЕТЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ

Олимпиева А.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

За результативной деятельностью ученика, успешным выступлением на экзаменах, концертах и конкурсах стоит вера самого ученика в свои силы и возможности, а также вера педагога в ученика. Одной из главных педагогических задач, является настройка ученика на обретение уверенности в себе, которая проявляется и в жизни, и в профессиональной подготовке личности.

Обратимся к понятию «уверенность» с точки зрения музыкальной психологии. И. Коломиец считает, что уверенность является неотъемлемой частью волевого качества, которое, в свою очередь, определяет степень уверенности [1]. Из слов В. И. Петрушина следует, что уверенность в себе зависит от уровня самостоятельности, доверия к себе и своим решениям [2]. Из книги «Об искусстве фортепианной игры» Г. Нейгауза следует, что уверенность является предпосылкой свободы и надо прежде всего добиваться именно её [3].

Психические состояния оказывают влияние на исполнительскую деятельность ученика как положительное, так и отрицательное, в следствии чего ухудшается качество исполнения. На возникновение неуверенности в себе и своих силах влияет чувство страха, т. е. качество выученной программы, аудитория, к которой обращено исполнение, другой инструмент и ряд других факторов.

Ученику или студенту необходима помощь со стороны педагога в преодолении различных препятствий, которые позволят устоять в любой экстремальной ситуации. Педагог в свою очередь должен найти определенный «самонастрой», который поможет учащемуся, приободрить «морально» и поддержать ученика, следить за его психологическим состоянием. Педагогу необходимо поддерживать состояние уверенности в благополучном завершении любого вида деятельности, будет ли это концерт, конкурс, выступление перед родителями или одноклассниками.

Л. Н. Власенко говорил каждому своему ученику об их уникальности и оригинальности, индивидуальности чувств, которые вкладывает ученик в исполняемое произведение. Тем самым настраивал учеников на уверенность в себе и своих силах.

Однако, есть люди от природы уверенные в себе. Смелость, решительность, твердость духа у них в характере, что проявляется во всех сферах деятельности. При этом, чем уверенней в себе человек, тем больше необходима ему способность сомневаться. Иначе до самоуверенности один шаг. В этом случае необходима внутренняя сбалансированность, самоутверждение и самокритика ученика. Но самокритика может и должна возникнуть только в момент подведения итогов и анализа своей деятельности. Встречаются ученики, которые в момент выступления прибегают к самокритике, что носит губительный характер для психоэмоционального состояния учащегося.

Главной составляющей в вопросе «настроя» ученика на уверенность, является постоянная работа педагога и ученика. Независимо урок это или концерт, учащемуся необходима психологическая поддержка со стороны педагога. Это может быть похвала и пусть она будет не вполне чистосердечной и искренней, но это окажет свое положительное влияние на учащегося. Только сам педагог должен р­шить, что и когда сказать своему воспитаннику. Педагогу необходимо акцентировать внимание на сильных сторонах учащегося, давать возможность проявлять самостоятельность и ответственность, научить позитивному самовнушению.

Список литературы

1. Коломиец И. Формирование эмоционально-волевых качеств как одно из направлений в технической работе музыканта-исполнителя // Музыкальная педагогика [сост. В.В.Крюкова]. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. С. 229−248.

2. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учебник и практикум для СПО. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. С. 283−287.

3. Нейгауз Г. Г. Об уверенности как основе свободы // Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. М.: Музыка, 1988. С. 81–85.

1

Просмотров работы: 3