РОЛЬ РЕПЕРТУАРА В ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАНТА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

РОЛЬ РЕПЕРТУАРА В ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАНТА

Никитин С.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Важнейшим и одним из основополагающих факторов, который способствует развитию музыкальных представлений о художественной образной сфере, стиле, эпохе является репертуар, вбирающий в себя широкий круг направлений, жанров, музыкальных форм. Воспитание профессионального музыканта требует большого труда и многогранного подхода, в том числе и с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных возрастных групп. Одной из составляющих этого процесса является воспитание восприятия и воспроизведения сочинений через осознание музыки. Репертуар в данном случае является основой для профессиональной деятельности музыканта, и именно он выполняет художественную, содержательную и учебную функции, неразрывно связанные между собой. На его базе формируются музыкально-теоретические знания, совершенствуются исполнительские навыки, вырабатывается направленность художественно-исполнительской деятельности музыканта. Подбор репертуарного плана педагогом включает в себя сразу несколько задач, так как несёт в себе, помимо обучающей функции, воспитание у музыканта навыка так называемого выноса на сцену. Уверенное, яркое, стилистически верное исполнение, художественно, технически и виртуозно совершенное - это главная задача профессионального музыканта на сцене. Верный выбор репертуара является залогом педагогического успеха как для приобретения необходимых знаний и представлений о музыке в целом так и в формировании сценического мастерства музыканта - исполнителя.

Современная российская музыкальная педагогика базируется на принципах русской и советской школы обучения профессиональных музыкантов, которая по праву очень высоко ценится всем мировым музыкальным сообществом. Принципиальным и стандартным подходом к выбору репертуара для изучения в классе по специальности в любых возрастных группах является репертуарный список, который обязательно охватывает изучение полифонии, сочинений крупной формы, а также произведения композиторов - романтиков. Для развития виртуозных навыков обязательным являются изучение большого количества этюдов инструктивного и художественного направления. Весь цикл в учебном плане разрабатывается на два полугодия с регулярными выходами на сцену в виде академических концертов, экзаменов и технических зачётов. Для педагога всегда достаточно сложной задачей является выбор программы с учётом индивидуальных особенностей ученика. Зная и понимая психологические особенности различных типов темперамента и индивидуальных личностных качеств учеников, грамотный педагог будет опираться в выборе сочинений на эти аспекты. Существует мнение, что темперамент человека с годами не меняется фундаментально и попытка стимулировать флегматичного ученика, предлагая к изучению сложную для его восприятия активную, динамичную и энергозатратную музыку может оказаться довольно опасной. Развивать таким образом противоречащую его внутреннему мироощущению артистичность и свободу музицирования по крайней мере на сцене не получится, так как сценическое исполнение требует комфортного и уверенного, очень вдумчивого и сконцентрированного чувства. Широкая вариативность в выборе репертуара для музыканта позволяет при этом организовать для него такой оптимальный вариант программ, который в процессе обучения будет развивать его технические, виртуозные игровые навыки. Как правило особенности темперамента не препятствуют развитию игровой техники, но тем самым не только укрепляется сценические качества, но и даётся возможность раскрыться внутреннему потенциалу лирико-драматической направленности. Сангвиники-в музыке, в силу своих особенностей, наиболее благополучны и в обучении и в исполнительстве. Диапазон их репертуарной реализации очень широк и разнообразен,а природой данная “сценичность” помогает таким студентам проявлять себя в лучшем качестве на публике. Потенциально - это наиболее предпочтительный тип темперамента. Его, как музыкальную способность (слух,память,ритм) нужно учитывать при отборе кандидатов в музыкальные школы. В практических занятиях с учениками- холериками диапазон выбора программ тоже несколько шире, чем у флегматиков и тем более, меланхоликов. Физические и психологические возможности сосуществуют у них в меньшем равновесии, чем у сангвиников, но в большей гармонии, нежели у меланхоликов. Безусловно, холерическому типу свойственны: более быстрое изучение нотного текста, более яркое исполнение как в классе, так и на сцене и стремление показать свою индивидуальную трактовку музыкального произведения. Не без сложностей приходится при этом выбирать противоречащие натуре холерика, но обязательные по учебному плану сочинения лирической, кантиленной направленности. Медленная музыка является для них таким же камнем преткновения, как активная для флегматика. И при выборе репертуара для педагога приоритетом становится умение совместить в сочинениях гибкость и скорость движения с чуткостью и певучестью мелодий. Примером для такой работы могут служить ноктюрны Шопена, в классе фортепиано, которые совмещают в себе весь спектр задач.

Один из основоположников советской музыкальной педагогики Д.Б. Кабалевский считал, что самый первый выход ученика на сцену является основополагающим в формировании профессионального музыканта и если этот опыт был положительным, в итоге дальнейший процесс обучения такой активно сценической профессии, как музыкант, можно предполагать, как успешный. Если опыт выхода на сцену был отрицательный, скорее всего будет регресс и нежелание получать профессиональны умения в дальнейшем. Подбор репертуара в педагогической деятельности может как подчёркивать и развивать личностные характеристики, так и раскрывать скрытые ресурсы, которые при этом не конфликтуют с темпераментом, но и не лежат на поверхности и нуждаются в чутком взгляде наставника. Высочайшим потенциалом для этого обладают сочинения Баха, без изучения которых ни одному музыканту не обойтись в своем профессиональном становлении. Полифоническое мышление и стереофонические слышание развивается и воспитывается на протяжении всех лет обучения и, соответственно, присутствует в репертуаре исполнителя постоянно. Огромное жанровое разнообразие музыки Баха- от старинных стилизованных танцев в составе сюит, прелюдий и фуг до миниатюр типа арий есть в репертуаре всех без исключения исполнителей. К слову, хочется упомянуть очень грамотную российскую педагогику для музыкантов, изучающих эстрадно-джазовое направление, которое совместно с изучением джазовой гармонии, импровизации и сольного исполнительства в репертуар всегда включает сочинения венской классической школы, полифонические сочинения Баха и музыку композиторов-романтиков. Параллельное изучение и исполнение классического репертуара наравне с джазовым включено в требования к экзаменационным программам на всех ступенях обучения, начиная с джазовой музыкальной школы и заканчивая консерваторией. С надеждой на будущее, стоит заметить, что такая практика внедрения джазового репертуара в работу педагога классического музыкального образования совсем не распространена и пока не закреплена, как обязательная к изучению, несмотря на более чем столетнее существование джаза, как вида искусства. А своеобразие ритмического, гармонического и мелодического языка этой богатейшей и разнообразной музыки отнюдь не помешало бы в комплексе для развития музыкального мышления академического исполнителя - профессионала. Устраняет этот пробел либо личное желание музыканта изучить и жанрово расширить свой репертуарный диапазон, либо умелые подсказки наставника-педагога, который тоже должен свободно ориентироваться в нотной литературе джазового направления.

Рассматривая тему выбора репертуара для концертной практики всегда возникает вопрос целевой аудитории. Чем более разнообразному и широкому спектру музыкальных сочинений удается обучить студента в классе по специальности, тем более востребован он будет слушателем, к вопросу о вариабельности репертуара это имеет прямое отношение. В рамках одного концертного выступления, практика показывает, максимально интересно для слушателя большое разнообразие стилей, эпох и направлений выстроенных в порядке динамического развития. Чем ярче сочинение, тем ближе к завершению выступления оно находит свое место в концертной программе, что, конечно, требует от музыканта сценической выносливости и умения концентрироваться до окончания концерта. Разнообразие репертуара по объему сочинений, сочетание и чередование крупных форм с миниатюрами в данном случае играет ключевую роль для успешного исполнения на сцене. В заключении, суммируя критерии подбора репертуара для воспитания профессионального музыканта следует учитывать соответствие учебным программным требованиям, соответствие индивидуальным виртуозным возможностям, предполагаемый результат процесса обучения и совершенствования исполнительских навыков, соответствие типам темперамента и, конечно, предполагаемый результат концертного исполнения.

Список литературы

1. Мохонько А. П. Художественные ценности музыкального репертуара - основа воспитания художественного вкуса. URL:Cyberleninka.ru (дата обращения 15.12.2021).

2. Огородова А. В., Биляр Ю. Н., Яговдик А. А., Киселев А. Ф. Репертуар в классе специального инструмента и его влияние на формирование художественного вкуса. URL: Cyberleninka.ru (дата обращения 15.12.2021).

1

Просмотров работы: 46