ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИФИНИЦИЙ «ОБЩЕНИЕ И КОММУНИКАЦИЯ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИФИНИЦИЙ «ОБЩЕНИЕ И КОММУНИКАЦИЯ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Знание иностранных языков сегодня становится одним из условий успешной «адаптации человека в социальном пространстве» [1, с.277-280]. Изучая и владея хотя бы одним из иностранных языков человек начинает лучше понимать носителей языка другой страны, знакомясь с ее историей, искусством, особенностями и традициями. Изучение иностранного языка способствует формированию собственной картины мира за счет проникновения в другие языки, в другие миры. Более того, изучение иностранного языка способствует улучшению памяти, развивает и повышает интеллект, улучшает способности к обучению и восприятию нового. Одной из главных особенностей изучения иностранного языков является то, что это необходимо для общения и коммуникации, главной целью которых является обмен информацией и совершенствование межличностных отношений участников общения.

Сопоставительный анализ понятий «общение» и «коммуникация» в рассмотрении философов, психологов, лингвистов (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, М.М. Бахтин, В.С. Библер, И. И. Докучаев, М.С. Каган, А.А. Леонтьев, М.К. Мамардашвили, Ю.И. Мирошников, Е.И. Пассов, М. К. Петров, Б.Ф. Поршнев, А. В. Резаев и др.) позволил глубже понять сущность и особенности их применения в изучении иностранных языков.

Анализ научных источников показал, что такие на первый взгляд схожие дефиниции как «общение» и «коммуникация» имеют различное содержание и значение. Так, российский лингвист, специалист в области методики иноязычного образования Е.И. Пассов считает, что общение от коммуникации отличается по ряду признаков и дает такое определение вышеназванным понятиям. Общение по мнению ученого – это «социальный процесс, в котором происходит обмен опытом, способами деятельности, умениями и навыками, результатами деятельности, воплощенными в материальную и духовную культуру. Общение понимается как процесс, в котором осуществляется рациональное и эмоциональное взаимодействие людей, выявляется и формируется общность их мыслей, взглядов, сплоченность и солидарность, характерные для коллектива, формируется образ жизни. Общение является одним из важнейших условий формирования сознания и самосознания личности, стимулятором его развития, условием формирования его психических свойств» [2].

Интересный подход к понятию общения представлен в трудах Ю.И. Мирошникова, где он рассматривает общение с позиции сопричастности объектов взаимодействия на уровне психологических и духовно-нравственных качеств. По мнению автора, общение – это «поддержание социальной связи: человек как субъект общения утверждает себя в со-бытии с другими людьми» [4, c.94-108]. Следовательно, общение на иностранном языке – это процесс взаимодействия, цель которого не только обмен информацией, но и выработка единой стратегии по установлению контактов между общающимися.

Коммуникация, как акт деятельности по своей природе безлична. Такой точки зрения придерживается ученый философ М.С.Каган. В своей книге «Философия культуры» автор рассматривает коммуникацию как «процесс, предполагающий функциональное неравенство сторон: одна из них – отправитель сообщения – коммуникатор, адресант, другая – получатель послания, адресат» [3, C.200]. Исходя из вышесказанного, процесс коммуникации включает как передачу, так и принятие той или иной информации, которую должен усвоить получатель. Анализируя данные понятия, исследователи отмечают, что в отличие от общения, в коммуникации как минимум один из участников имеет цель донести информацию до собеседников.

Таким образом, общение рассматривается как сложный процесс как речевой, так и психической деятельности человека, направленной на установление межличностных контактов на основе монологической и диалогической речи. Коммуникация же по мнению многих исследователей является одним из видов общения, на основе вербальных и невербальных операций, с целью обмена информацией на уровне межличностного взаимодействия. Процессы коммуникации играют немаловажную роль в сегодняшней жизни людей и достаточно востребованы. Дистанционное обучение, различные вебинары наглядно демонстрируют акт коммуникации, когда непосредственный контакт между людьми невозможен. В отличие от коммуникации общение включает как коммуникативную функцию (обмен информацией), так и интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (восприятие собеседника).

Интересное и значимое определение данных понятий приводит А.М. Агальцев в одном предложении, в котором отмечает, что «любое общение включает в себя коммуникацию, но не всякая коммуникация достигает уровня общения» [5].

Теоретический анализ научных источников показал, что цель изучения иностранных языков должна основываться не только на овладении иноязычной коммуникацией, но и приобретении таких навыков общения, которые будут способствовать субъект-субъектному взаимодействию на основе диалогичности, взаимодействия и взаимопонимания [6, с.270-278], что в свою очередь приведет к успешному его (иностранного языка) изучению.

Литература

1. Ларина Т.В., Сиротина С.А. "Эмоциональная составляющая" в содержании обучения иностранным языкам / Т.В. Ларина, С.А. Сиротина // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. материалы V Международной научно-методической конференции. 2019. С. 277-280.

2. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. – М.: Русский язык. Курсы, 2010. – 568 с.

3. Каган М.С. Философия культуры / М. С. Каган; Акад. гуманитар. наук и др. - СПб. : ТОО ТК "Петрополис", 1996. – 414. С.200

4. Мирошников Ю. И. Культурная коммуникация // Основания социального бытия. Екатеринбург, 2002. С. 94, 108.

5. Агальцев А.М. Общение и коммуникация // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschenie-i-kommunikatsiya (дата обращения: 31.01.2022).

6. Ларина Т.В., Скребова Е.Г. Современные тенденции обучения иноязычной профессиональной коммуникации в военных вузах / Т.В. Ларина, Е.Г. Скребова // Семантико-функциональная грамматика в лингвистике и лингводидактике. Воронеж, 21–22 октября 2016 года. Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 65-летнему юбилею Виктора Юрьевича Копрова. 2016. С.270-278.

Просмотров работы: 12