На формирование личности ребенка оказывает влияние множество факторов, подразделяющихся на биологические и социальные. Человек с рождения имеет органические задатки, которые играют существенную роль в развитии различных сторон личности, особенно динамики психических процессов, эмоциональной сферы, видов одаренности. Механизм наследственности легче прослеживается в передаче физических особенностей человека и относительно простых психических свойств. В формировании же сложных психических свойств (качеств ума, характера, взглядов, мотивов деятельности и т. п.) ведущая роль принадлежит условиям жизни и воспитания [1].
На формирование и развитие личности ребёнка оказывает серьезное воздействие среда, в которой проходит его взросление, идет воспитательно-образовательный процесс. В педагогической психологии, когда речь идет о среде как факторе воспитания, подразумевается не столько предметное, сколько человеческое окружение, принятые в нем нормы взаимоотношений и деятельности. Для каждого ребенка складывается неповторимая и сугубо индивидуальная ситуация развития, которую называют средой ближайшего окружения. Среда ближайшего окружения, или микросреда, есть выражение социальной среды, но в то же время она относительно автономна. Микросреда – это часть социальной среды, состоящая из таких элементов, как семья, школа, друзья, сверстники, близкие люди и т. д. Именно к этой группе факторов – социальных факторов среды – и относится рассматриваемый нами – семья, а именно её влияние на развитие личности ребенка [2].
Как у малой социальной группы, у семьи имеется ряд психологических особенностей. Вот наиболее значимые из них:
наличие ряда общесемейных целей, которые могут изменяться в процессе развития семьи, её взаимодействия с другими членами общества и социальными институтами;
частичное различие в интересах и установках у разных членов семьи;
наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье;
включенность в семью представителей разных поколений и гораздо больший срок близкого знакомства между её членами, нежели в других социальных группах;
отсутствие в семье значимой связи совместной деятельностью, как в других группах и как в семьях на более ранних этапах развития человеческого общества;
многосторонность и значимость семейных отношений, их взаимосвязь;
особая открытость членов семьи друг другу;
поверхностный, или межличностный, уровень (отражает эмоциональную привлекательность членов семьи, психологическую совместимость);
уровень отношений членов семьи к её функциям, целям и перспективам (представляет ценностно-ориентационное единство семьи);
уровень выявления сущности сплоченности семьи (показывает устойчивость семьи к деструктивным, разрушающим её воздействиям) [3].
Непосредственно уровень сплочённости семьи определяется по следующим параметрам:
нравственно-психологическое единство (соответствие личных и семейных устремлений, совпадение взглядов, сходство норм и ценностей);
степень единства деятельности (согласованность, сотрудничество, творческое отношение);
уровень развития личностных качеств супругов (контактность, стрессоустойчивость);
содержание социально-психологического климата (преобладающие настроения, степень уступчивости друг другу, доверия и благожелательности, наличие внимания и заботы друг о друге).
Как одну из важнейших функций семьи мы рассматриваем благополучие ребенка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности. Для этого необходимо учитывать:
1. Ребёнок – не просто продукт воспитания. Он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребёнок - воспитатель себя.
2. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной (или даже большей) степени все особенности поведения родителей.
3. Дети, вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления, иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами.
Наиболее значимым компонентом воспитательного потенциала семьи являются внутрисемейные отношения, поскольку семья как определенная социальная общность выступает, в первую очередь, как конкретная система связи и взаимодействия между её членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. Естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смысле являются первичными. Помимо них она включает в себя хозяйственно-экономические, правовые, нравственные, эмоционально-психологические и пр. Внутрисемейные отношения взаимосвязаны с национальными и бытовыми отношениями, ведь каждая семья накапливает их, синтезирует, перерабатывает и в индивидуализированном виде преподносит ребенку [4].
Ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает девиантную направленность, а зачастую и кризис данной семьи, следовательно, её воспитательных возможностей [6].
Для того, чтобы выявить влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка, проводилось исследование родителей 18 обучающихся 9 класса МБОУ «Пестяковская СШ» с помощью следующих методов:
1) Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) [5], выполняемый родителями. Тест представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, и его поступков.
2) Опросник «Удовлетворённость браком» (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) [5]. Результаты обследования с помощью данного опросника позволяют только судить о том, каково общее эмоциональное и морально-психологическое состояние взрослого человека, от которого, в свою очередь, может зависеть отношение данного взрослого к детям.
На основе обобщенных данных, полученных из теста-опросника родительского отношения, семьи можно объединить в 7 групп по доминирующим факторам:
2 фактор – 6 – № 1, 2, 3, 6, 14, 17 – 33,33% - социальная желательность;
3 фактор – 1 – № 8 – 5,56% - симбиоз;
5 фактор – 5 – № 5, 7, 10, 11, 13 – 27,78% - инфантилизация;
2 и 3 факторы – 2 – № 9, 12 – 11,11% - социальная желательность, симбиоз;
2 и 4 факторы – 2 – № 16, 18 – 11,11% - социальная желательность, гиперсоциализация;
2 и 5 факторы – 1 – № 4 – 5,56% - социальная желательность, инфантилизация;
2, 3, 4 факторы – 1 – № 15 – 5,56% - социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация.
Таким образом, складывается картина в большей степени благополучная – наиболее распространенным фактором оказалась социальная желательность, отвержение выражено у небольшой доли испытуемых. Но есть и одна тревожная тенденция – несколько повышен уровень инфантилизации. Это можно объяснить менталитетом, сформировавшемся в российском обществе: «дети – цветы жизни», их нужно оберегать. Однако родители, принимавшие участие в исследовании, применяют этот принцип по отношению к лицам, находящимся на границе позднего подросткового возраста. В этот период как раз-таки особое место занимает новый виток развития самостоятельности, самоконтроля, вследствие смены многими обучающимися места обучения – окончание средней школы, поступление в ССУЗ (колледж, техникум, лицей, училище и т.п.), а учитывая специфику исследуемой группы – 17 из 18 учеников планируют поступать в ССУЗ – эта тенденция может считаться тормозящей дальнейшее развитие индивидов.
Результаты диагностики удовлетворенности браком (тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова. Г.П. Бутенко)) следующие:
0 - 16 баллов – абсолютно неблагополучный брак – 8 родителей – 44,44% (№ 4, 5, 7, 10, 11, 13, 15, 17)
17 - 22 балла – неблагополучный -1 – 5,56% (№ 6)
23 - 26 баллов – скорее неблагополучный – 0 – 0% (-)
27 - 28 баллов – переходный – 1 – 5,56% (№ 2)
29 - 32 балла – скорее благополучный – 3 – 16,67% (№ 1, 3, 8)
33 - 38 баллов – благополучный – 0 – 0% (-)
39 - 48 баллов – абсолютно благополучный – 5 – 27,78% (№ 9, 12, 14, 16, 18)
Получается, что число семей, супружеские отношения в которых можно назвать благополучными, и тех, что неблагополучными, приблизительно равно (если считать 1 и 2 категории в большей степени неблагополучными, а 4, 5 и 7 – в большей степени благополучными).
На основе обобщенных данных двух опросников были выделены 11 типов семей с различным характером взаимоотношений между членами семей.
Таблица 1.
Соотношение семей с различными типами взаимоотношений
Сочетание факторов |
Число семей |
Доля от всех испытуемых (%) |
1 тип. Социальная желательность; скорее благополучный брак |
2 |
11,11% |
2 тип. Социальная желательность; переходный брак |
1 |
5,56% |
3 тип. Социальная желательность, инфантилизация; абсолютно неблагополучный брак |
1 |
5,56% |
4 тип. Инфантилизация; абсолютно неблагополучный брак |
5 |
27,78% |
5 тип. Социальная желательность; неблагополучный брак |
1 |
5,56% |
6 тип. Симбиоз; скорее благополучный брак |
1 |
5,56% |
7 тип. Социальная желательность, симбиоз; абсолютно благополучный брак |
2 |
11,11% |
8 тип. Социальная желательность; абсолютно благополучный брак |
1 |
5,56% |
9 тип. Социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация; абсолютно неблагополучный брак |
1 |
5,56% |
10 тип. Социальная желательность, гиперсоциализация; абсолютно благополучный брак |
2 |
11,11% |
11 тип. Социальная желательность; абсолютно неблагополучный брак |
1 |
5,56% |
Чистым доминирующим типом стал 4 (27,78% всех испытуемых), который определяется преобладанием инфантилизации в сочетании с абсолютно неблагополучным браком. Однако над ним есть сверхгруппа (33,33% от всех испытуемых), состоящая из представителей 1, 7 и 10 типов взаимоотношений – в этой сверхгруппе постоянны высокие значения показателей социальной желательности (в двух случаях имеет место сопутствующая гиперсоциализация) в сочетании с благополучным браком.
Таким образом, проанализировав данные, полученные в ходе исследований, тематические источники информации, проведя беседы с учителями и понаблюдав за поведением обучающихся на уроках, удалось классифицировать участников исследования на несколько типов, в зависимости от преобладающих в семье отношений, и определить влияние этих самых отношений на развитие личностей детей. В целом статистика по классу несильно отклоняется от средних значений, не наблюдается сильного перевеса в сторону одного типа (4 уравновешивается 1, 7 и 10). Среди учащихся встречаются индивиды с разными уровнями развития личностных качеств, что соответствует оценке, данной классу классным руководителем и школьным психологом. Данные о взаимоотношениях в семьях достаточно четко коррелируют со сведениями об уровне психического развития учащихся, степени сформированности их личностей, показателями успеваемости и освоения школьной программы. Из этого следует, что взаимоотношения в семье являются значимым фактором формирования и развития личности ребенка.
Список использованной литературы:
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2002. – 228 с.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 191с.
Андреева Т.В. Психология семьи. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
Варга А.Я. Типы родительского отношения. - Самара, 2007. – 224 с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: Владос, 2006. – 529 с.
Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2000. – 72 с.