ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм социума и наносящее вред самому человеку, окружающим и всему обществу.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя). Девиантность как социальное явление и реакция общества на неё изучается социологией, индивидуальные девиации - психологией.
ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - антиобщественное противоправное поведение человека, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятием «делинквентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, психологии, социальной педагогики и других отраслей знания. Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА – это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД заключается в восстановлении или коррекции качеств личности несовершеннолетнего с отклоняющимся поведением, особенно его нравственных или волевых качеств личности.
______________________________________________________
В настоящее время в России стремительно преобразовываются социально-экономическая, политическая, правовая и культурная сферы, в связи с чем особое значение придается патриотическому, семейному и правовому воспитанию [12]. К сожалению, наряду с реальными позитивными изменениями имеют место и негативные явления и процессы, связанные с изменением уклада и образа жизни значительной части населения (повышение уровня конфликтности и тревожности).
Институт семьи подвергся некому «форматированию», что привело к формированию среди подростков отношений, преувеличивающих роль интернета и различных визуальных образов, что очень сильно воздействует на неокрепшую психику детей и подростков, приводя к увеличению количества социально-опасных поведенческих проявлений в подростковой среде, которые провоцируются глубоко ошибочным мнением подрастающего поколения о безнаказанности совершаемых ими поступков, а затем проступков и правонарушений, а в дальнейшем при отсутствии надлежащей профилактической работы, и преступлений, о чём свидетельствует рост в 2019 году числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними на 4,1 %, что составило составило 10 113 эпизодов [43].
В связи с этим проблему социально-опасного поведения подростков и её профилактики рассматривают многие современные ученые, работающие в различных областях науки [2]: педагогика (О.А. Андриенко, М.И. Бекоева, Н.Г. Иванова, А.В. Лялюк) [3; 5; 29], психология (Е.В. Здоровцева, Л.В. Макшанцева, М.В. Зотова) [20; 30], социология (П.Е. Пешкова, Ф.В. Хугаева) [36; 48], юриспруденция (В.Н. Жадан, Л.И. Нифонтова) [18; 33], дефектология (Н.С. Гилева, Л.В. Жихарева) [9; 19].
Ряд ученых (Л.А. Куташова, Т.Ю. Хабарова, Н.Н. Чайкина) отмечают, что силу семейного воспитания определяют три основных фактора:
- интимный доверительный характер психологического семейного климата;
- многоролевая структура семейного социума;
- естественные условия для включения детей во внутрисемейную деятельность и взаимодействия [47].
Однако, по мнению Н.Б. Сычевой [44], перед привлечением родителей к участию в психо-коррекционной работе с их ребенком, требуется очень внимательно учитывать основные факторы конкретного внутрисемейного социума:
- педагогическую и общую родительскую культуру;
- наличие у них принадлежности к определенной культуре, мотивационных синдромов (потребность в общении, в достижении чего-либо);
- индивидуально типологические и личностные характеристики родителей;
- модель семейного взаимодействия;
- стиль воспитания в семье.
Внимательное отношение к социальным поведенческим отклонениям, приводящим к проявлению несовершеннолетними социально-опасного поведения, является очень важным фактором в профилактической работе [37]. Основные причины, способствующие развитию отклоняющегося поведения несовершеннолетних отражены в Таблице 1.
Таблица 1
Причины, способствующие развитию отклоняющегося поведения несовершеннолетних
1 |
Социальные причины |
Стремление несовершеннолетних к лучшей жизни, в то время как для некоторых категорий (беспризорники) выживание при отсутствии условий для нормального существования. |
2 |
Экономические причины |
Стяжательство для удовлетворения своих меркантильных потребностей, которое происходит не только от нехватки материальных благ (денежных средств), но и от их избытка (противоправные действия совершаются с целью подчеркивания своего высокого статуса перед сверстниками). Родительская ошибка в компенсации отсутствия своего внимания к детям какими-то материальными благами. |
3 |
Семейные причины |
Воспитание ребёнка в неблагополучной семье, либо в чрезмерной родительской опеке. Родителям недопустимо оставлять без внимания то, какие сайты в сети Интернет посещает их ребёнок, что смотрит по телевизору, как часто бывает на улице, чем питается, с кем общается. Необходимо интересоваться жизнью ребенка, общаться с ним, стараясь при этом не проявлять навязчивость, поскольку в 12–15 лет подростки преувеличивают свое взросление, которое становится в этот период наиболее заметным вследствие возрастных анатомических изменений. В этот переходный период можно легко упустить из внимания интересы и увлечения ребенка-подростка и его окружение, которые могут спровоцировать развитие склонности к совершению противоправных действий. |
4 |
Психологические причины |
Постоянное порицание детей в семье, как и унижение среди сверстников, приводит к тому, что подросток, реализуя свое «Я», преступает закон, совершает противоправные действия в отношении слабых и не способных дать ему отпор. Зачастую несовершеннолетний, не находя понимания в семье, классе, дворе, становится замкнутым и склонным к причинению вреда самому себе. Подростки не обладающие силой воли и твёрдым характером могут подвергаются давлению со стороны более эмотивно-волевых ровесников либо взрослых. |
Детскому и подростковому возрасту свойственно возникновение различных фобий (боязнь одиночества, темноты, разлуки с близкими, страхи на уроне психологических якорей). Такие страхи могут носить кратковременный характер либо проявляться короткими приступами в течение достаточно продолжительного периода. Иногда появляются соматические симптомы, выражающиеся в «панических атаках» или личностной деперсонализации[17].
Навязчивые мысли приводят к повышению уровня тревожности и имеют большое влияние на развитие и формирование личности несовершеннолетних[49].
Раннее выявление отклоняющегося поведения школьников и незамедлительное принятие профилактических мер со стороны администрации общеобразовательного учреждения способствует снижению попыток совершения социально-опасных поступков[41].
К сожалению, иногда возникают некоторые проблемы территориального характера, связанные с определением социального статуса несовершеннолетних (при отсутствии законных представителей в регионе регистрации или с несовершеннолетними - гражданами других государств).
В настоящее время ученые занимаются обеспечением правового статуса в России несовершеннолетних лиц и несовершеннолетних-правонарушителей, рассматривая рекомендации по обеспечению их статусной защиты [21].
Социальная ответственность не может развиваться в отсутствие ответственности личностной. Поэтому ответственность является наиболее ценным личностным качеством, необходимым каждому не только для развития личности, но и для адаптирования в современном мире в период социальной нестабильности [28].
На важности принятия ответственности за собственные действия при индивидуальной или совместной активности индивида с другими концентрируют особое внимание М.К. Акимова и О. А. Галстян [1].
В рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского к рассмотрению психологической природы социально-опасного поведения подходит О. Г. Кравцов, отмечая, что такое поведение вполне может являться следствием какого-либо нарушения в развитии субъекта деятельности [26].
Изучение социальной ответственности среди подростков группы риска целесообразнее проводить анализируя значимые возрастные и психологические особенности данной категории.
Н. Н. Толстых считает, что обращаться к представлениям о развивающемся человеке в современном сложно организованном и очень быстро изменяющемся мире особенно важно. Он рассматривает проблему современного взросления, выделяет маркеры взрослости в направлениях «личность — группа — социум» [45].
На способности учащихся участвовать в деятельности различных социальных общностей, влиять на их развитие обращают внимание Ю. В. Громыко, В. В. Рубцов, А. А. Марголис [13]. Важность развития внутригрупповой сплоченности в рамках различных видов общностей подчеркивает С. П. Будникова [7].
Особого внимания среди множества подростковых противоречий заслуживает противоречие между способностью и готовностью к ответственным и самостоятельным действиям и достаточно сильной зависимостью поведения от потребностей и переживаемых эмоций, а также от восприятия каждой конкретной ситуации. Важность адекватной оценки себя и личных возможностей, как потенциальных точек роста собственной субъектности отмечает Е.И. Исаев [4].
Н. А. Горлова указывает на взаимосвязь ответственности и развития личности обучающихся в образовательном процессе [10].
Ответственность подростков группы риска может иметь различное определение. Анализ социальной ответственности показывает, что она является внеличностной (подросток просто обязан что-то сделать, за чем-то проследить), но в то же время это личностная характеристика, сформированность которой определяет дальнейшее саморазвитие, а также направление и содержание социальной активности. В особой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения и состоит определённая специфика данного понятия [35].
Современными научными разработками отмечается особая важность повышения квалификации и переподготовки педагогических работников в вопросах восстановления эмоциональной связи родителей и детей, социализации подрастающего поколения и, разумеется, воспитания [11].
Кроме этого, социальным педагогам необходимо особенно внимательно учитывать психологические особенности подростков, их отношение к будущему и ценностные ориентации [32].
Большинство специалистов отмечают, что вследствие расширенного негативного воздействия ресурсов сети Интернет на население, постоянная конфронтация старшего и младшего поколений привела к увеличению количества подростков с социально-опасным поведением и появлению новых видов и форм девиаций [27]. При этом следует принять во внимание, что несовершеннолетние наиболее восприимчивы к деструктивным внешним влияниям, и проводят большую часть своего времени в общеобразовательной организации, контактируя с другими людьми, способными оказывать не только положительное, но и крайне отрицательное влияние (что зачатую происходит вне стен самой школы). Общее количество несовершеннолетних - учеников общеобразовательных организаций в настоящее время неуклонно растет (по данным Министерства просвещения России, численность школьников на 2019/2020 учебный год составляла 16,8 млн. человек, а к 2023/2024 учебному году количество увеличится до 18,8 млн (+2 млн), обучаться эти дети будут в общеобразовательных организациях, которых в стране более 44 тысяч [50]).
При работе с различными проявлениями социально-опасного поведения школьников социальным педагогам необходимо учитывать дефицит времени сотрудников ПДН ОВД и для организации работы с родителями проблемных подростков следует использовать «Памятки по личной безопасности ребенка», специально разработанные для проведения профилактических мероприятий и размещённые на официальном сайте, которые регулярно обновляются в зависимости от складывающейся криминогенной ситуации [16].
Также возможно использование видеоматериалов выпусков новостей различных телеканалов, подготовленных сотрудниками МВД, ФСИН России и иных правоохранительных структур конкретного региона. Это необходимо для формирования родительского доверия сотрудникам ПДН ОВД и педагогам вследствие использования официальных источников наглядной информации, иллюстрирующей негативные последствия отсутствия родительского внимания в вопросах воспитания собственных детей [38].
Сотрудники ПДН ОВД, взаимодействующие с общеобразовательными организациями, также могут восполнить имеющиеся пробелы в сфере педагогики и возрастной психологии, изучая подготовленные специалистами Московского государственного психолого-педагогического университета памятки по различным видам отклоняющегося подросткового поведения и алгоритмов действий представителей образовательной системы в ситуациях социальных рисков и для профилактики социально-опасного поведения учащихся [34]:
- при социально-психологической дезадаптации;
- при раннем проблемном (отклоняющемся) поведении;
- при рискованном поведении;
- при суицидальном, самоповреждающем поведении;
- при аддиктивном (зависимом) поведении;
- при агрессивном поведении;
- при делинквентном поведении.
Данные материалы могут быть использованы для проведения психолого-медико-педагогических консилиумов, педагогических советов, работы советов профилактики общеобразовательных организаций, а также для размещения их в методических кабинетах и учительских. [39].
С позиций криминологов и социологов профилактика социально-опасного поведения будет наиболее эффективна при нивелировании основных социальных факторов, определяющих поведенческие отклонения [40].
В настоящее время особенно актуальны научные работы, рассматривающие вопросы влияния на массовое сознание такого социального института, как средства массовой информации и коммуникации [42].
Как считают представители психологической науки, для эффективного предупреждения отклонений в поведении, необходимо сочетать социальный контроль в сфере общественного воздействия с психологической помощью в двух направлениях - психологической превенции и психологической интервенции [22]. Данные направления основаны на ранней диагностике и коррекции психологических факторов отклоняющегося поведения (эгоцентризме, коммуникативных дефицитах, травматичном жизненном опыте, дефицитах волевой сферы и саморегуляции, эмоциональных нарушениях и нарушениях нормативно-правового сознания; неадекватной самооценке) [14, 6].
Учёными выделены два основных подхода к определению направлений профилактической работы [25].
1 подход - это дифференциация направлений и составляющих частей воспитания гармонично развитой личности (Таблица 2)
Таблица 2
Направления профилактической работы
по отношению к воспитательным направлениям
Воспитательное направление |
Педагогические разработки |
НРАВСТВЕННОЕ |
организация социокультурной деятельности в системе контроля и профилактики девиаций в подростково-молодежной среде [Шубина И. В.]; нравственное воспитание как фактор профилактики отклоняющегося поведения подростков [Крошкина В. В.]; сопровождение конструктивной социально-культурной активности подростков в условиях дополнительного образования [Хвостунов К. О.]; реализация нравственного потенциала православия в первичной профилактике девиантного поведения подростков [Чёрная И. Ю.]; использование духовно-нравственного потенциала монотеистических религий в профилактике девиантного поведения подростков [Гильманов М. М.]; формирование нравственных качеств у подростков с девиантным поведением [Черникова Н. В.]; профилактика девиантного поведения девочек старшего подросткового возраста в процессе их нравственно-этической социализации [Кузьмина А. М.]; развитие нравственно-правового пространства в общеобразовательной школе как средство воспитания трудных подростков [Нариманов Р. Н.]; воспитание нравственно-правовой культуры как условие предупреждения девиантности [Хусаинов Л. Р.]; формирование нравственно-правовых качеств подростков с девиантным поведением [Агапов Д. А.] |
ФИЗИЧЕСКОЕ |
коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта [Петрусевич Д. Ф., Новичкова Н. Г.]; профилактика девиантного поведения у воспитанников детско-юношеской спортивной школы [Колобов Б. А.]; физкультурно-оздоровительная деятельность в школе как средство профилактики девиантного поведения несовершеннолетних [Миннегалиев М. М.]; педагогическая система физкультурной деятельности как средство профилактики социально негативного поведения подростков [Галицын С. В.]; социально-педагогические и оздоровительные технологии в физическом воспитании детей и подростков с девиантным поведением [Жуков М.Н.]; спортивнооздоровительный клуб как воспитательная среда предупреждения девиантного поведения подростков [Раджабов А. А.] |
УМСТВЕННОЕ |
профилактика девиантного поведения школьников средствами креативности образовательной среды [Канина С. Ю.]; использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической профилактике аддикций у школьников [Запорожец А. В.]; в проектно-творческой деятельности с компьютерной поддержкой [Соловьянюк С. Г.]; педагогическая поддержка учебной активности школьников с девиантным поведением социально пассивного типа [Ивлева А. Н.]; использование в девиантопревентивных целях технологии развивающего обучения и познавательно-развивающего диалога [Жесткова Н. К.]; профилактика девиантности на основе развития когнитивной сферы личности [Обухова Е. А.] |
ИНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ (гражданское, экономическое, эстетическое, семейное и другие) |
социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков средствами просоциальной деятельности [Шевченко Е. Л.]; личностно ориентированная программа превращения деструктивной активности подростков в конструктивную [Васильева Р. М.]; педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков как средство профилактики девиантного поведения в общеобразовательной школе [Кондратова Т. С.]; правовое воспитание старшеклассников как условие профилактики девиантного поведения [Беликова С. Б.]; технологии социокультурной анимации в процессе коррекции девиантного поведения подростков [Сайкина Л. В.]; социально-культурная среда образовательного учреждения как педагогическая система профилактики и коррекции девиантного поведения подростков [Шамсутдинова Д. В.] |
В свете рассмотренной информации вызывает озабоченность отсутствие в научно-исследовательских работах последних лет разработок о важности влияния трудового воспитания на развитие личности подрастающего поколения.
2 подход – это ориентация профилактической работы на нейтрализацию факторов и причин возникновения социально-опасного поведения (Таблица 3)
Таблица 3
Научные разработки, ориентированные на нейтрализацию причин и факторов социально-опасного поведения
Поведенческие факторы |
Научные разработки |
Природные средовые |
В научных работах подчеркивается необходимость учета таких факторов при конструировании и реализации профилактических действий, но отрицается возможность их нейтрализации психолого-педагогическими мерами. |
Социальные средовые |
создание комплекса внешних и внутренних условий нивелирования неблагоприятных социальных факторов [Зиннуров Ф. К., Косабуцкая С. А., Щепина Ю. А.]; коррекция системы социальных взаимоотношений [Арифулина Р. У., Блясова И. Ю.]; методики группового и ролевого структурирования [Гербут К. А.]; применение методики коллективных творческих дел в целях стимулирования социально ориентированной активности подростков [Салаев Б. К.]; обеспечение благоприятного нравственного микроклимата в окружении подростка [Фомина Н. Н.]; методика создания ситуаций социального успеха [Филиппова В. П.]; методики девиантопревентивного взаимодействия с семьей [Ноговицына Н. М., Зайдуллина Г. Г., Тетерятникова Л. Н.] |
Персонально-биологические |
акцентирование на необходимости учета персонально-биологических факторов при конструировании и реализации профилактических действий при невозможности их нейтрализации исключительно посредством применения психолого-педагогических мер (определение условий профилактики игровой зависимости среди подростков) [Колесникова Л. И.] |
Персонально-психологические |
формирование адекватного образа «Я», коррекция дисгармоничной «Я-концепции» [Дубинин С. Н.]; снижение психологического напряжения [Пыльцина И. Ю.]; профилактика агрессивности [Фирсов К.Н.]; работа с мотивационной и ценностно-смысловой сферами воспитанника [Кузченко О. А., Онищук Л. Н., Гайфутдинова А. М.]; коррекция чрезмерно выраженных личностных характеристик [Печенюк А. М.]; обеспечение возможностей конструктивной самореализации детей и молодежи [Ковальчук М. А.]; формирование личностной зрелости [Бондарева Э. М.]; психолого-педагогическая поддержка в трудных жизненных ситуациях [Ширнина Е. В.] , актуализация внутренних ресурсов у дезадаптированных старшеклассников [Овчинников О. М.] , методика создания «поля конструктивного выброса энергии» [Ягудин З. Г.], система организации социально ориентированного досуга и активной жизненной позиции [Качмазов Т. А.], воспитание здорового образа жизни, стимулирование ассертивного отказа от девиаций и выстраивание позитивных программ будущего [Гатальский В. Д., Паатова М.Э., Юричка А. Ю., Романова А. В.] |
Анализ представленных в научной литературе сведений позволяет сделать вывод, что подростковые поведенческие отклонения выражаются антиобщественным поведением, нарушающим морально-этические нормы и противоречащим административному и уголовному законодательству Российской Федерации. Сущность социально-опасного поведения антиобщественна, противоправна, осуждаема и наказуема по действующему законодательству в соответствии с тяжестью совершённого поступка-проступка-правонарушения-преступления [31].
Необходимо учитывать, что поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, имеет тенденцию к усугублению своего течения и развития, а также содержит специфические отличительные черты [46]:
- зависимость от территории и времени совершения действия (один и тот же поступок на основе морали и этики, принятых в разных странах и в разные периоды, не всегда определяется как противоправное деяние);
- специфическое регулирование нормативно-правовыми актами;
- угроза общественному порядку как основе социального устройства любого общества.
- осуждаемость и наказуемость [23], регулирование специальными социальными институтами (следственными органами, судом, учреждениями уголовно-исполнительной системы);
- конфликтность между личностью и обществом (между индивидуальными стремлениями и общественными интересами) [8].
Учитывая серьезность вышесказанного, необходимо помнить, что в случае ослабления социального контроля распространение и усугубление тяжести различных форм отклоняющегося поведения несовершеннолетних становится неизбежным, что подтверждают кризис институтов семьи и образования, негативные социально-экономические трансформации, а также неуклонное увеличение количества подростков с поведенческими отклонениями.
Данная проблема характерна для всей России, и для конкретных регионов. Так, в 2019 году по данным Генпрокуратуры РФ Кемеровская область вошла в первую тройку по подростковой преступности и по преступлениям, совершенным учащимися и студентами. За 2019 год в органы следственного управления поступило 754 сообщения о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, проживающими в Кузбассе. В частности, участились кражи подростками денежных средств с банковских карт знакомых и родственников [24].
Вызывают беспокойство данные социологических опросов, которые показали, что далеко не всем подросткам понятен смысл и значение наказания (меры уголовно-правового характера), поскольку они часто воспринимают условное осуждение, принудительные меры воспитательного воздействия и даже наказание без изоляции от общества как некий уход от ответственности, в связи с чем такая «неясность» вследствие отсутствия достаточного уровня правовой грамотности, способна привести подростков к повторному совершению противоправных деяний либо преступлений [15].
Значимым направлением в профилактической работе с девиантными подростками является согласование общих целей педагогических воздействий родителей, педагогов, педагогических коллективов с учетом особенностей развития индивидуальных и личностных свойств конкретного подростка, как практическая реализация индивидуального и дифференцированного подходов в ценностно-ориентированном воспитании и обучении.
Необходимо отметить, что для профилактики имеет существенное значение постоянное психолого-педагогическое изучение и отслеживание подростков-нарушителей на протяжении всего периода обучения в школе, своевременное выявление состояния развития и нарушений. С этой целью следует организовывать психолого-педагогические консилиумы для последующего анализа поведения школьников и выработки рекомендаций для принятия превентивных мер со стороны родителей и педагогов.
_______________________________________________________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акимова М. К., Галстян О. А. Типология социальной активности молодежи в зависимости от принятия нравственных нормативов // Вопросы психологии. - 2019. - № 3. - С. 51-61.
2. Амбалова С.А. Психологические причины отклоняющегося поведения подростков: профилактика и коррекция //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 317-319.
3. Андриенко О.А. Ценностные основания построения процесса воспитания //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. №1 (26). С. 192-195.
4. Антропологические перспективы психологического образования педагога: сборник научных трудов, посвященный 65-летнему юбилею доктора психологических наук, профессора Евгения Ивановича Исаева / ред. колл. Е. И. Исаев и др. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2017. - С. 16.
5. Бекоева М.И. Безопасная образовательная среда как фактор успешной познавательной деятельности студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. №4 (21). С. 259-261.
6. Березина Т.Н., Азими А.М. Социальная поддержка, лояльность к провинившимся сверстникам и правонарушениям: разработка и проверка гипотезы дифференциальной социальной поддержки//Журнал «Девиантное поведение». – 2018. С.648-663/ DOI: 10.1080/01639625.2017.1286190
7. Будникова С. П. Учебно-профессиональная общность как пространство развития профессиональной субъект-ности // Педагогика и психология образования. - 2020. - № 4. - С. 137-152.
8. Ганишина И.С. Формирование девиантного, аддиктивного и делинквентного поведения несовершеннолетних в условиях жизни в неблагополучной семье // Психология XXI в.: вызовы, поиски, векторы развития : сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов. Рязань, 2019. С. 241-250.
9. Гилева Н.С. Девиантология. Профилактика агрессивного поведения подростков. Учебное пособие для студентов направления подготовки высшего образования — бакалавриата «Специальное (дефектологическое) образование» / Омск, 2017.
10. Горлова Н. А. Развитие личности обучающихся в образовательном процессе как педагогическая категория // Педагогика. - 2020. - № 1. - С. 35-42.
11. Горшкова В.В., Ускова С.А., Тонконогая Е.П. Предметная профессиональная деятельность учителя: методологические основы и теоретическое проектирование// Еввропейский конференционный журнал образования и исследований в области социальных наук The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. - 2019. - P. 2096-2107
12. Грибанов Е. В. Правовое воспитание и просвещение населения как технология предупреждения преступлений // Общество и право. — 2020. — № 4 (74). — С. 12—18.
13. Громыко Ю. В., Рубцов В. В., Марголис А. А. Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно-историческая психология. - 2020. -Т. 16. - № 1. - С. 57-67.
14. Дариотис Дж.К. и Чен Ф.Р. Стратегия преодоления стресса как посредники: на пути к лучшему пониманию риска, связанного с сексуальным, психоактивным и делинквентным поведением среди молодёжи переходного возраста// Девиантное поведение. Deviant Behavior. - 2020. DOI: 10.1080/01639625.2020.
15. Дворянсков И.В., Панфилов Е.Е. Актуальные проблемы профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних // Вестник Российского нового университета. Сер.: Человек и общество. 2019. № 1. С. 131-137. https://doi.org/0.25586/RNU.V9276.19.01.P.131.
16. Детская страница (полиция — детям) // Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. — URL: https://mvd.ru/kids_page (дата обращения: 15.01.2021).
17. Дорошенко О.М., Пупцева А.В. Актуальные вопросы воспитательной системы по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних //Педагогические науки. 2021. № 3. С. 140-147.
18. Жадан В.Н. Уголовно-правовые проблемы возраста как отличительной черты несовершеннолетних, выступающих субъектами преступлений //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 345-349.
19. Жихарева Л.В. Особенности эмоциональной привязанности у подростков, склонных к девиантной виктимности //Научный результат. Педагогика и психология образования. 2018. Т. 4. № 4. С. 96-106.
20. Здоровцева Е.В. Диагностика девиантного поведения подростков в учреждении дополнительного образования //Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. № S1. С. 35-38.
21. Зинченко Е.Ю., Евсеева И.Г., Хазов Е.Н. Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего и проблемы его обеспечения и защиты. Международный журнал Конституционного и государственного права // В сборнике: Конституционализм и правоохранительная деятельность. Материалы всероссийской научно-практической конференции / сост. С. Ю. Андрейцо. 2020. С. 76-81.
22. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие. - СПб.: Питер; Прогресс книга, 2019. - 349 с.
23. Кадина В.В., Еняшина Н.Г. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения подростков // Современные тенденции прикладных исследований в психологии и педагогике : сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск, 2018. С. 141-148.
24. Кемеровская область - Кузбасс[Электронный ресурс] // Генеральная прокуратура РФ : портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/regions_chart_total (дата обращения: 23.03.2020).
25. Книжникова С.В. Научно-педагогические идеи о профилактике девиантного поведения детей в условиях школы// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 10.
26. Кравцов О. Г. Проблема личностного развития несовершеннолетних правонарушителей: культурно-исторический подход // Культурно-историческая психология. - 2020. - Т. 16. - № 1. - С. 49-56.
27. Лелеков В. А., Кошелева Е. В. Ювенальная криминология : учебник. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 332 с.
28. Леонтьев Д. А. Культурно-историческая психология деятельности в контексте «функциональной парадигмы» // Культурно-историческая психология. - 2020. - Т. 16. - № 2. - С. 19-24
29. Лялюк А.В., Иванова Н.Г. Некоторые конструктивные решения обеспечения безопасности образовательной среды //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 243-246.
30. Макшанцева Л.В., Зотова М.В. К вопросу изучения внешних и внутренних факторов девиантного поведения подростков // Человеческий капитал. 2019. №1 (121). С. 116-127.
31. Мирюкова М.А.,Терскова С.Г.Социологический анализ подростковой делинквентности в контексте социальных институтов: по материалам социологического исследования// Научный журнал «Общество: социология, психология, педагогика», 2020.
32. Муртезани, Л. Ценностные ориентации подростков: различия и сходства// Европейский конференционный журнал образования и исследований в области социальных наук The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, том. 11, № 2, с. 34-38.
33. Нифонтова Л.И. Причины и пути профилактики отклоняющегося поведения подростков //Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. 2018. № 6. С. 174-179.
34. Официальный сайт Московского государственного психолого-педагогического университета [Электронный ресурс]. — URL: https://mgppu.ru/ mv/structure/125/282 (дата обращения: 15.01.2021).
35. Пазухина С.В., Шалагинова К.С., Декина Е.В. Воспитание социальной ответственности у подростков группы риска // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 8.
36. Пешкова П.Е. Теоретический анализ социально-психологических причин агрессивного поведения подростков //Аллея науки. 2019. Т. 2. №2 (29). С. 299-302.
37. Пирогова Е.Н., Муравлянникова Р.Т. Социально-правовые вопросы профилактики и борьбы с преступностью несовершеннолетних //Философия права. 2020. № 3 (94). С. 105-109.
38. Полицейский вестник (архив новостей в формате видеофайлов) // Официальный сайт Главного управления МВД России по Воронежской области [Электронный ресурс]. — URL: https://36.мвд.рф/press/vestnik (дата обращения: 15.01.2021).
39. Польшиков А.В., Кравцов И.А., Буданов С.А.Основные направления повышения эффективности ранней профилактики девиантного поведения учащихся общеобразовательных организаций//Вестник Воронежского института МВД, 2021.
40.Род А., Симпсон М., Роулинсон П. и др. Преступность, девиантность и общество: Введение в социологическую криминологию. - Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2020. DOI: 10.1017/9781108333641
41. Самыгин, П.С. Девиантное поведение молодежи / П.С. Са-мыгин. Ростов на Дону : Феникс, 2017. 312 с.
42. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. - М.: Смысл, 2017. - 375 с.
43. Состояние преступности в РФ за январь - декабрь 2019 г. [Электронный ресурс] // МВД РФ ФКУ «Главный информационно-аналитический центр». 2020. URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/034/sbornik_12_2019.pdf (дата обращения: 23.03.2020).
44. Сычева Н.Б. Типы и виды саморазрушающего поведения обучающихся //Педагогическое образование в России. 2018. №3. С. 66-72.
45. Толстых Н. Н. Социальная психология развития: интеграция идей Л. С. Выготского и А. В. Петровского // Культурно-историческая психология. - 2020. - Т. 16. - № 1. - С. 25-34.
46. Тронева В.Н. Девиантное, делинквентное и аддиктивное поведение несовершеннолетних // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Сер.: Юриспруденция. 2018. № 2. С. 38-46.
47. Хабарова Т.Ю., Чайкина Н.Н., Куташова Л.А. Психокоррекционная работа с девиантными подростками и их родителями //Центральный научный вестник. 2017. Т. 2. № 9 (26). С. 46-50
48. Хугаева Ф.В. Антропологические основания формирования толерантной личности //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 313-316.
49. Чердниченко, Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (опыт социологического исследования) / Г. А. Чередниченко. СПб. : Изд-во РХГИ, 2017. 504 с.
50. Число детей школьного возраста в Российской Федерации снизится к 2025 году [Электронный ресурс]. — URL: https://tass.ru/obschestvo/ 7629903 (дата обращения: 15.01.2021).
9