АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – ОСНОВНОЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОМУ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – ОСНОВНОЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОМУ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Оптимально организованная двигательная активность учащихся вспомогательных школ способствует улучшению их физического и психологического состояния, коррекции нарушений двигательной сферы и в целом социализации личности ребёнка с детским церебральным параличом [1].

Детский церебральный паралич (ДЦП) – группа двигательных нарушений, которые возникают при повреждении головного мозга и выражаются в недостатке или отсутствии управления с позиции нервной системы за функционированием мышц. [2].

Адаптивное физическое воспитание (образование) – компонент (вид) адаптивной физической культуры (АФК), удовлетворяющий потребности индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к АФК. Физическое воспитание является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с опорно-двигательными нарушениями.

Задачами адаптивного физического воспитания в школьном возрасте являются:

Развитие двигательных навыкοв.

Развитие психических процессов и речи.

Развитие познавательной деятельности.

Профессиональная ориентация.

Урочная форма является основной формой организованных занятий во всех видах адаптивной физической культуры. В таблице №1 представлены подразделения уроков исходя из основ целей, задач и программного содержания.

Направленность урока

Задачи урока

Урок образовательной направленности

формирование специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям

Уроки коррекционно - развивающей направленности

развитие и коррекция физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;

Уроки оздоровительной направленности

коррекция осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем

Уроки лечебной направленности

лечение, восстановление и компенсация, утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т. п. (например, каждодневные уроки лечебной физической культуры в специальных школах-центрах для детей с ДЦП

Уроки спортивной направленности

совершенствование физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;

Уроки рекреационной направленности

организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.

Таблица 1 – направленности уроков и их задачи.

Принципы работы с детьми, имеющих детский церебральный паралич, предоставлены на таблице 2.

Принцип

Задача

Формирование мотивации

Педагог должен создавать ситуации, при которых ребёнок захочет проявить активность. Правильно организованные занятия могут создать интерес и мотивацию: использование игровых моментов, подбор сложности и темпа выполнения упражнений, правильный выбор различных упражнений и средств.

Чередование активной работы и отдыха

В периоды физического и психического напряжения высокий уровень утомляемости может привести к необходимости согласовать активную работу и отдых, а также своевременный переход к другой деятельности.

Непрерывность процесса

Занятия должны быть регулярными, систематическими, правильно построенными, практически постоянными и в школе и дома.

Поощрение

Если на уроке ребенок проявлял активность, был более изобретательным, что-то сделал лучше, то обязательно нужно похвалить его и в конце занятия подвести итог, но сравнивать успехи детей ни в коем случае нельзя.

Социальная направленность занятий

Рабοтать над социально значимыми двигательными актами (протянуть руку, взять кружку, поднести кο рту, переложить игрушки), а не над отдельными движениями (сгибание или разгибание в локтевом суставе).

Необходимость активизации всех нарушенных функций

На каждом занятии уделять время активизации наиболее пострадавшим анализаторам (двигательные, кинестетические, речевые, зрительные, слуховые)

Взаимодействие с родителями

Важно сотрудничать с родителями, чтобы поддерживать адекватное воздействие дома. Не отбивать желание у детей что-либо делать самостоятельно, поощрять их, ни в коем случае не делать за детей то, с чем они могут справиться сами (почистить зубы, застелить постель, помыть посуду и тд.).

Воспитательная работа

Необходимо воспитывать взаимопомощь, самостоятельность, чувство ответственности. Родители должны создать условия для формирования максимальной самостоятельности и двигательной активности ребёнка, возможности его всестороннего развития. Семье нельзя замыкаться в себе, избегать контактов, широкого общения. Это вредно и для ребёнка и для родителей.

Таблица 2 – принципы работы с детьми, имеющих ДЦП

Программа по физическому воспитанию для детей с ДЦП имеет свои особенности.

В раздел общеразвивающих упражнений введены коррекционные упражнения для:

коррекции позотонических реакций;

расслабления мышц;

формирования правильной осанки;

опороспособности;

формирования равновесия;

развития пространственной ориентации и точности движений.

Требования к урокам физкультуры:

постепенно увеличивать нагрузку и усложнять упражнения;

чередовать различные виды упражнений, применяя принцип рассеянной нагрузки;

упражнения должны соответствовать возможностям учеников;

должен быть индивидуальный подход;

рационально дозировать нагрузку, не допускать переутомления;

обеспечить профилактику травматизма и страховку.

Раздел «Прикладные упражнения» направлен на формирование возрастных локомоторно-статических функций, необходимых в быту, учебе и труде. В нем выделены подразделы: построения и перестроения, ходьба и бег, прыжки, лазание и перелезание ритмические и танцевальные упражнения, упражнения с предметами (гимнастическими палками, большими и малыми мячами, с флажками, с обручами). Из подвижных игр в программу включены наиболее распространенные игры, проводить которые необходимо по упрощенным правилам.

Дети должны заниматься в спортивной форме и спортивной обуви. Вопрос об использовании ортопедической обуви и аппаратов во время занятий решает врач.

Оценка успеваемости осуществляется в форме текущего учета. Нормативов нет, при оценке успехов учащихся учитываются двигательные возможности и характер дефекта.

Адаптивное физическое воспитание является основой коррекционной и реабилитационной работы, которая влияет на все физиологические функции и физическое развитие организма. В процессе занятий адаптивным физическим воспитанием у людей с отклонениями в состоянии здоровья формируются жизненно – необходимые навыки и умения; развиваются физические и психические качества; повышаются функциональные возможности организма. Адекватное формирование у клиента отношения к себе, к своим собственным силам, уверенность в них и потребность в систематичном занятии спортом для укрепления здоровья – все это является основной целью адаптивного физического воспитания. В адаптивном физическом воспитании людей с ограниченными возможностями здоровья выделяют две группы упражнений: общеподготовительные, которые включают в себя зарядку, гимнастику, игры и специальные, которые направлены на развитие определенных физических качеств и восстановление утраченных функций организма (плавание, бег, ходьба). Использование в коррекционных целях тренажеров комплексного воздействия является одним из эффективнейших средств физического воспитания. Данный вид адаптивной физической культуры немало важен, так как в процессе занятий физическими упражнениями происходит умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и другие виды воспитания.

Литература

1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. М., 2013. 325 с 2. Иполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М.: Академия, 2003. – 320 с.

3. Ефименко, Н.Н., Сермеев, Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. М.: Советский спорт, 2001. - 55 с.

4. Методика адаптивной физической культуры при детском церебральном параличе(ДЦП). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://урок.рф/library/metodika_adaptivnoj_fizicheskoj_kulturi_pri_detsko_061103.html

5.Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003.

Просмотров работы: 133