ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Ценностная характеристика образования предусматривает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная; образование как ценность общественная; образование как ценность личностная.

Государственная ценность образования отражает тот факт, что моральный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого государства зависит от состояния и возможностей прогрессивного развития образовательной сферы. Поэтому важны технологии, способные обеспечить престиж образования, осознание его государственного значения. Без этого практически немыслимо решение существенных проблем мотивации и стимулирования в сфере образования (имеются в виду как внешние проявления – приоритетность образования в государстве, поддержка соответствующими материальными и моральными инвестициями со стороны государства, так и внутренние, побуждающие мотивы и стимулы получения образования человеком).

Общественная ценность образования имеет в основном те же предпосылки. Отличие в том, что государство и общество – понятия не идентичные. Далеко не всегда понимание и тем более стремление государства и общества к развитию образования совпадают.

Личностная ценность образования связана с индивидуально-мотивированным и стимулированным отношением человека к собственному образованию, его уровню и качеству. Здесь можно выделить внешние и внутренние стороны.

Внешние обстоятельства обусловлены, прежде всего, престижными, в том числе и материальными, соображениями (что может дать образование соответствующего уровня человеку в данном обществе).

Внутренние мотивы и стимулы идут из глубины биосоциальных потребностей любого нормального человека, его естественного стремления к знаниям. Внутренние мотивы и стимулы в значительной степени зависят от психолого-педагогической атмосферы образовательной среды, в которую попадает человек. В этом смысле естественное стремление человека ко все более глубокому познанию и преобразованию окружающего мира должно взаимодействовать с искусственно созданной педагогической средой в учебных заведениях, технологией образовательной деятельности.

Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. Иными словами, образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер жизнедеятельности общества (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

Образование – это трансляция культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. Поэтому все отчетливее видна зависимость развития отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации их граждан.

Образование – это практика социализации человека и преемственности поколений людей. В разных социально-политических условиях образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции.

Одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.

Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколений к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэтому социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие человека – это результат реализации всех функций образовательного процесса в их единстве.

Основания для развития образования – это его новые концепции и модели на уровне государства или конкретного региона и отдельных образовательных учреждений; новые государственные образовательные стандарты, нормативно-правовые документы, новые источники, механизмы и формы финансирования; новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образовательной сферы.

Образование – процесс, управляемый со стороны государства, общества, администрации и педагогов конкретной образовательной системы, а также частично и со стороны родителей учащихся. Однако, формы и способы управления у них разные.

В процессе получения образования того или иного типа человек может достигать определенного уровня и качества. В этом смысле выделяются начальное, среднее, неполное высшее и высшее образование. Каждый уровень подтверждается государственным документом – свидетельством об окончании школы, среднего специального учебного заведения, справкой о прослушанных курсах в высшем учебном заведении или дипломом о высшем образовании.

Современное понимание образования содержится в Федеральном Законе РФ «Об образовании», Федеральной программе развития образования в России, Государственном образовательном стандарте.

Федеральный Закон «Об образовании» гласит: «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

Федеральный Закон РФ «Об образовании» устанавливает следующие общие принципы государственной политики в области образования (ст.2):

гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных различий и особенностей в условиях многонационального государства;

общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников;

В оценке уровня образованности выделяют элементарную или функциональную грамотность, предметную и методологическую компетентность. При оценке образованности специалиста учитывается уровень образования в сфере гуманитарных, социально-экономических или естественнонаучных дисциплин, блока дисциплин общепрофессионального направления и профессиональной специализации.

Образованный человек – это не только знающий и умеющий специалист в основных сферах жизнедеятельности, с высоким уровнем развитых способностей, но и тот, у кого сформировано мировоззрение и нравственные принципы, а понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. Иными словами, образованность предполагает и воспитанность человека. Еще Н.Г. Чернышевский выделял такие качества образованного человека, как обширные знания, привычку мыслить и благородство чувств.

Однако понятие «образованный человек» – культурно-историческое, так как в разные эпохи и в разных цивилизациях в него вкладывали конкретное содержание. В современных условиях интенсивного процесса коммуникации между всеми странами и интеграции мирового образовательного пространства формируется единое понимание образованного человека для всех стран и континентов.

Список использованных источников

1. Гидденс Э. Социология. - М.: Едиториал УРСС, 2014.

2. Иванов Д. А. Экспертиза в образовании. - М.: Академия, 2013.

3. Кондратьев М. Ю. Социальная психология в образовании. - М.: ПЕР СЭ, 2013.

4. Нартов Н.А., Бельский В.Ю. Социология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

5. Татидинова Т.Г. Социология. - М.: ЦОКР МВД России, 2014.

Просмотров работы: 265