Проблема развития познавательного интереса у дошкольников является одной из актуальных и значимых для системы дошкольного образования, так как дошкольный возраст определяется как сензитивный период в познавательном развитии детей, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). В документе указано, что одним из направлений образовательной работы с детьми дошкольного возраста, является развитие у них познавательного интереса. И насколько эффективно он будет сформирован в дошкольном возрасте, настолько ребенок будет успешен на этапе школьного обучения.
Изучением проблемы развития познавательного интереса занимались Л. И. Божович, Е. А. Брежнева, Л. А. Венгер, Л.С. Выготский и др., которые определяли познавательный интерес движущей силой познавательного развития детей дошкольного возраста, который называют возрастом «почемучек».
Понятие «познавательный интерес» по-разному интерпретируется в педагогической и психологической литературе.
ФГОС ДО определяет познавательный интерес, как избирательную ориентацию на понимание явлений, предметов, событий окружающего мира, которая активизируют психические процессы, познавательные возможности и познавательную деятельность [14, с. 4].
По определению А.В. Запорожца, познавательный интерес – это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более глубокому и полному отражению действительности [6, с. 138].
Л.С. Выготский рассматривал познавательный интерес как внешний стимул, как средство активизации познавательной деятельности детей. Ученый определял целью познавательного интереса стремление к саморазвитию и познанию окружающего мира. В связи с этим, познавательный интерес можно определить как стимулирующий фактор саморазвития личности, стремления к постоянному поиску возможностей совершенствования познавательной деятельности: внесения изменений, усложнения целей, творческое преобразование. При этом, познавательный интерес должен обладать конструктивной, продуктивной направленностью, иметь положительное эмоционально окрашенное отношение к изучению предмета, объектов окружающего мира [4, с. 78].
Г.И. Щукина рассматривает познавательный интерес как «избирательную направленность личности», обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [15, с. 60].
А.Г. Шумовская, Н.М. Уфилина отмечали, что познавательный интерес выражается в стремлении узнать новое, неизвестное и непонятное о свойствах, качествах объектов и явлений действительности, в желании проникнуть в их суть, выявить имеющиеся между ними связи и отношения.
По мнению В. В. Давыдова, А. Ф. Запорожац, Б. Ф. Ломова познавательный интерес реализуется в познавательной деятельности и направлен на усвоение свойств и качеств окружающего мира, в том числе и мира природы, как живой, так и неживой.
Л.О. Маневцова определяет познавательный интерес дошкольников как форму проявления познавательной потребности детей, обеспечивающую направленность личности ребёнка на познание окружающего мира, и тем самым способствующую ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности [7, с. 16].
Познавательный интерес ребенка-дошкольника – это целенаправленный и педагогически организованный процесс перехода от любопытства к любознательности, а затем – к элементарному интересу как устойчивой познавательной направленности на предмет, осуществляемой на основе совместной деятельности взрослого и ребенка.
В исследованиях Л.И. Аббасовой, Н.П. Маляровой выделяются следующие показатели уровня развития познавательного интереса детей:
- детские вопросы; стремление детей наблюдать, длительно рассматривать объект;
- выяснять свойства и особенности предметов и явлений, служащих объектом их интереса;
- эмоционально-познавательная активность детей, проявляющаяся в беседах, в обсуждении со сверстниками и взрослыми увиденного и наблюдаемого [1, с. 14].
Как отмечает Г.Т. Абитова, в старшем дошкольном возрасте дети уже не только интересуются новыми предметами, но и хотят узнать и его устройство, назначение, способ использования, происхождение. Мотивом, побуждающим дошкольника манипулировать предметами, является познавательный интерес. У разных детей «возраст почемучки» проявляется по-разному, но наблюдается у всех. Это обусловлено психофизиологическими особенностями организма. С 5-6 лет происходят существенные изменения в организации системы восприятия - специализированное вовлечение в анализ и обработку зрительной информации, создаются условия для углубленного восприятия предметов, оперирования большим набором признаков. [2, с. 32]
Среди возможных средств развития познавательного интереса особого внимания заслуживает познавательная деятельность детей по ознакомлению с миром неживой природы. По мнению С.Н. Николаевой, Ю.М. Кузнецовой, неживая природа привлекает интерес детей статичностью объектов, что позволяет проводить длительные наблюдения, манипулировать, организовывать с объектами природы исследовательскую деятельность детей.
Как отмечает Ф.И. Медведева, интерес к природным объектам живой и неживой природы у дошкольников формируется в процессе познавательной деятельности [8, с. 16]. Познавательная деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения, которая обеспечивает постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию [8, с. 17].
Как отмечает Н.Н. Поддьяков в ходе познавательной деятельности дети овладевают операциями классификации, систематизации, отнесение исследуемых объектов к определенным категориям, установление родо- видовых отношений.
На основе познавательного интереса и познавательной деятельности дошкольники могут определять элементарные закономерности, дифференцировать признаки живой и неживой природы, приобретая первоначальные общие представления о природных явлениях, обобщая единичные факты в системы представлений [12, с. 41].
По мнению Д.В. Годовиковой, главным, в формировании интереса к объектам познавательной деятельности, в том числе и объектам неживой природы, является возможность самостоятельно самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Автор, на основе анализа результатов проведенных исследований, пришла к заключению, что в основе познавательной деятельности детей в процессе изучения природных объектов стоят разные мотивы, потребности и интересы.
Первым мотивом, которые определяет начало познавательной деятельности, направленного на ознакомление с объектами окружающего мира, являются мотивы сотрудничества со взрослыми: ребенок старается привлечь взрослого к своей деятельности, ищет выхода из трудной ситуации, просит указаний о способе действий.
Вторым мотивом, побуждающим ребенка к познавательной деятельности, является стремление к эмоциональному сопереживанию. В создании интереса к природному объекту, к предстоящей исследовательской деятельности большую роль играет эмоциональное «заражение» ребенка чувствами взрослого («Ой! Смотрите! Что это такое? Откуда?»).
Третьим мотивом дошкольников является интерес к знанию[5, с. 43].
Как отмечает Н.Н. Поддъяков, в старшем дошкольном возрасте познавательное развитие ребенка включает в себя развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти, мышления, восприятия), представляющих собой различные формы ориентации ребенка в себе самом, окружающем мире и непосредственно регулирующие его деятельность. Этот возрастной период очень важен для развития познавательных потребностей ребенка. Они проявляются в исследовательской, поисковой активности, направленной на обнаружение нового. Нередко детине только спрашивают, но и сами пытаются найти ответы на свои вопросы[12, с. 10]
По определению Р.С. Немова, исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. В процессе исследовательской деятельности происходит формирование ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, субъекта познания [10, с. 112].
Исследовательская деятельность окружающего мира ребенка-дошкольника предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий[10, с. 114].
К технологиям активизации познавательной деятельности, развития познавательного интереса детей относятся технологии: проблемно-поисковые, проблемно-развивающие, игровые, исследовательской деятельности, экспериментирования.
Деятельность, стимулирующая развитие познавательного интереса называют экспериментированием (.В. Бочкарева, С.В. Видышева, Е.А. Кувалдина, С.В. Мокеева, Н.Г. Морозова, Ю.В. Науменко, Н.Н. Поддьяков и др). В основе экспериментирования лежит исследовательская деятельность, которую ученые рассматривают как высшую форму исследовательской активности, направленную на освоение объектов и явлений окружающего мира.
Экспериментирование, по определению Н.А. Рыжовой, это познание свойств и связей объектов разными способами действий. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания[13, с. 37].
Как отмечает С.В. Видышева, в основе экспериментирования ребенка дошкольного возраста лежит исследовательская поисковая активность, которая, являясь его естественным состоянием, порождает исследовательское поведение, создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
В связи с этим у детей дошкольного возраста через специальные упражнения в разных видах деятельности развивают определенные исследовательские умения:
– видеть проблемы – затруднения, чтобы устранить их
– выдвигать гипотезы, строить предположения;.
– задавать вопросы – уточняющие, восполняющие (неопределенные и др.);
– классифицировать – делить предметы и объекты на группы по определенному признаку, при этом, одна и та же группа предметов может быть расклассифицирована по разным основаниям;
– наблюдать – целенаправленно воспринимать предметы и явления на основе практической, познавательной задачи;
– делать выводы и умозаключения о результатах проведенной работы [3, с. 18].
Ф.И. Медведева определяет принципы организации экспериментирования детей дошкольного возраста:
ориентации на познавательные интересы детей;
опоры на развитие умений самостоятельного поиска;
сочетания репродуктивных и продуктивных методов обучения.
формирования представлений об исследовании как стиле жизни[8, с. 26].
В исследовании Ю.В. Науменко определены этапы организации детского экспериментирования.
На первом этапе педагог побуждает детей внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения; побуждает детей включаться в решение познавательных задач и проблем непосредственного активного наблюдения не только за статичными объектами, но и за развитием объектов живой природы; вызывает потребность в постановке вопросов в процессе наблюдения.
На втором этапе педагог формирует исследовательскую активность детей в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы. Необходимо создавать такие условия, которые должны способствовать развитию умения задавать вопросы исследовательского характера (на выявление главных признаков объекта, его функций, на формирование умения давать полную характеристику предмета, определять его место в этом мире и т. п.).
На третьем этапе целесообразно организовать презентацию полученных результатов, в процессе которой дети учатся анализировать условия, делать выводы. определять закономерности и взаимосвязи[9, с. 25].
Таким образом, экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий. В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие на объект и предмет исследования, это воздействие может проходить как в искусственных, лабораторных, так и в естественных условиях.
Таким образом, дошкольный возраст представляет собой важный этап в жизни ребенка, когда происходит приобретение навыков первоначального познания окружающего мира, развитие познавательной деятельности, формирование познавательного интереса. Познавательный интерес представляет собой избирательную ориентацию на изучение и понимание явлений, предметов, событий окружающего мира. Познавательный интерес к объектам неживой природы формируется в процессе познавательной деятельности. Одним из методов осуществления познавательной деятельности является экспериментирование, которое позволяет детям изучить различные стороны изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами неживой природы. Поисковая активность, возникающая в процессе удовлетворения познавательного интереса, порождает исследовательское поведение, создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Список литературы:
1. Аббасова Л.И. Психолого–педагогические основы познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста/ Л.И. Аббасова, Н.П. Малярова. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo–pedagogicheskie–osnovy–poznavatelnyh–interesov–u–detey–starshego–doshkolnogo–vozrasta/viewer (дата обращения: 30.01.2022)
2. Абитова Г.Т. Роль познавательного интереса в ознакомлении детей с окружающим миром/ Г.Т. Абитова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 4. – С. 31–33.
3. Видышева С.В. Активизация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста/ С.В. Видышева.– URL: https://nsportal.ru/ /aktivizatsiya–poznavatelnoy–deyatelnosti–detey (дата обращения 30.01.2022)
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 2012. – 468 с.
5. Годовикова Д.В. Формирование познавательной активности у дошкольников в процессе экспериментирования/ Д.В. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 2017. –№ 1. – С. 42–58.
6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды/ А.В. Запорожец. – М.: Высшая школа, 2004. – 346 с.
7. Маневцова Л. О Развитии познавательных интересов детей/ Л. Маневцова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 11. –С. 15–18.
8. Медведева И. Формы организации познавательной деятельности детей/ Ф.И. Медведева.– URL: https://nsportal.ru/ formy–organizatsii–poznavatelnoy–deyatelnosti (датаобращения 30.01.2022)
9. Науменко Ю.В. Проектирование процесса развития исследовательской деятельности детей/ Ю.В. Науменко //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2017. – №5. – С.24–27.
10. Немов Р.С. Психология. 3–я книга. Диагностика. – М.: Владос, 2012. – 364 с.
11. Николаева С.Н. Эколого-познавательное развитие детей/ С.Н. Николаева, Ю.М. Кузнецова// Дошкольное воспитание. – 2021. – № 2. – С. 47-52.
12. Поддъяков Н. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте/Н.Н. Поддъяков. – URL: http://www.dissercat.com/content/razvitie–issledovatelskoi–initsiativnosti–v–detskom–vozraste (дата обращения 30.01.2022)
13. Рыжова Н.А. Опыты и эксперименты в детском саду/ Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 9. – С. 37–41.
14. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования – URL:https://pravobraz.ru/federalnyj–gosudarstvennyj–obrazovatelnyj–standart–doshkolnogo–obrazovaniya/ (дата обращения 30.01.2022)
15. Щукина Г.И. Проблема познавательного интересавпсихологии/Г.И.Щукина. – М.:Просвещение, 2014.–382с.