Формирование эстетической культуры детей средствами декоративно-прикладного искусства в деятельности культурно-досуговых учреждений - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Формирование эстетической культуры детей средствами декоративно-прикладного искусства в деятельности культурно-досуговых учреждений

Харупкина Е.А. 1, Гримова Т.Ю. 1
1ГБОУ ВО БГИИК
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные тенденции развития России на фоне экономических, политических и социальных изменений характеризуются стремлением к росту научно-творческого потенциала страны и национального самосознания. В этих условиях требуется усилить внимание к организации и гармонизации образовательно-воспитательного процесса подрастающего поколения для формирования всесторонне образованной одухотворенной личности. Особое значение приобретает формирование эстетической культуры детей.

Всеми известный факт, что формирование личности берёт начало из раннего детства. В то время, когда личность человека уже сложена, весьма непросто сформировать эстетические идеалы и художественный вкус. Чтобы человек, достигший зрелого возраста, был богат духовно, необходимо приложить много усилий для того, чтобы он усвоил сущность эстетической культуры, потому что исключительно с детских лет закладываются основы по образованию отношений к окружающему миру, которые со временем превратятся в конкретные качества человека, которые останутся у него до конца жизни [1, с. 94].

Формирование эстетической культуры это способность личности воспринимать и правильно интерпретировать прекрасное в искусстве и действительности. Это выработка системы взглядов, убеждений, художественных представлений, а так же эстетических ценностей и установок. В этой связи формировать эстетическую культуру необходимо начинать с детства.

Художественный потенциал ребенка, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в творчестве. Надо понимать, что и массовое, и элитарное искусство вызывают интенсивное эстетическое переживание, формируют эстетическое сознание и эстетический вкус детей. Главная проблема формирования эстетической культуры ребенка состоит в том, чтобы постараться обрести способности к самостоятельному регулированию этого процесса. Чтобы не зависеть (или в минимальной степени зависеть) от шаблонов и стереотипов, приходящих в мир человека извне [2, с. 35].

Эстетическое воспитание детей представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Предметы, которые употребляются в жизни и вместе с тем служат украшением, называются декоративно-прикладными. Посредством декоративно-прикладного искусства можно ввести детей в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм, яркими орнаментальными построениями, что содействует формированию личности, воспитанию у них интереса и любви к искусству своего народа и людей других национальностей.

Декоративно-прикладное искусство является одним из приоритетных направлений культурной жизни населения и одним из основных направлений деятельности культурно-досуговых учреждений, обладая большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости [3, с. 64].

Проблему эстетического воспитания детей посредством искусства разрабатывали А.В. Антонова, Л.Г. Арчажникова, Н.А. Ветлугина, И.Б. Ветрова, А.Ю. Гончарук, А.А. Грибовская, Т.Н. Доронова, М.Б. Зацепина, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, Л.А. Пеньевская, Т.Д. Полозова, Л.А. Рапацкая, Л.Г. Савенкова, Н.П. Сакулина, Н.М. Сокольникова, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина, Р.М. Чумичева и другие.

Разработке теории эстетической культуры и художественно-эстетического воспитания личности посвящены работы М.С. Кагана, Е.П. Крупник, А.А. Мелик-Пашаева, Г.А. Петровой, В.А. Разумного, В.Н. Шацкой, Б.П. Юсова.

Проблема эстетического воспитания детей средствами народного декоративно-прикладного искусства изучалась исследователями Л.В. Бакушинским, Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Н.Б. Халезовой, З.А. Богатеевой, Р.Н. Смирновой, JI.B. Пантелеевой, Ю.В. Максимовым, А.А. Грибовской, Р.В. Калистру, И.А. Лыковой, Н.С. Александровой, А.В. Молчевой, И.А. Старковой и другими.

В настоящее время основным направлением деятельности культурно-досуговых учреждений является декоративно-прикладное искусство. Такое направление способствует развитию эстетического отношения к действительности, формированию эстетического вкуса у детей. Именно в детском возрасте это происходит наиболее прогрессивно, ребенок развивает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного, потребность воспринимать и создавать прекрасное в труде, быту, поведении, искусстве.

Декоративно-прикладное искусство занимает важное место в организации досуга детей в культурно-досуговых учреждениях. Оно обогащает творческие стремления ребенка преобразовывать мир, развивает нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, раскрепощение, умение наблюдать.

Декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании детей имеет огромное значение. В процессе общения ребенка с явлениями искусства приобретается и накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических впечатлений, знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни. Произведения декоративно-прикладного искусства, вызывая эстетические эмоции, убеждают, доносят до сознания детей необходимость уважительного, бережного отношения к культурному наследию родного края, повышают общую эстетическую и художественную культуру, познавательный интерес к народному творчеству, утверждают чувство гордости за народное искусство земляков.

Одним из средств формирования эстетической культуры детей, на наш взгляд, является декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к эстетическим ценностям.

Список литературы:

Ипполитова, Н.В. Сущность, структура и особенности эстетического воспитания / Н.В. Ипполитова // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2015. – № 2. – С. 93-96.

Кандаева, Н.А. Эстетическое воспитание младших школьников в процессе приобщения к культуре и искусству родного края / Н.А. Кандаева, Э.Ю. Бачиева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2012. – № 2 (19). – С. 33-37.

Кошаев, В.Б. Декоративно-прикладное искусство : понятия, этапы развития : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Декоративно- прикладное искусство» / В.Б. Кошаев. – Москва : Владос, 2014. – 271 с.

Просмотров работы: 28