ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (6-7 ЛЕТ) ПО КЛАССУ БЛОК-ФЛЕЙТЫ И САКСОФОНА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (6-7 ЛЕТ) ПО КЛАССУ БЛОК-ФЛЕЙТЫ И САКСОФОНА

Михайлова В.И. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Начальный период обучения игре на духовых инструментах является одним из самых значимых этапов в воспитании чувства ритма, музыкального слуха и в выработке основных навыков исполнения. Обычно такой период начинается в возрасте 6-7 лет с первоначального обучения игре на блок-флейте, который является подготовительным и длится от 1 до 3-х лет. Это связано с нехваткой физических возможностей в столь малом возрасте для освоения более «взрослых» инструментов, таких как саксофон, фагот, труба, тромбон, туба и т. д. Главной задачей преподавателя становится прививание ребёнку любови к музыке, заинтересовать и расположить юного исполнителя к восприимчивости поступающей информации. Конечно же сделать это не так просто, и потребуется какое-то количество времени на рассмотрение разных методик данной сферы, а также силы воли и терпения. Преподаватель является не только учителем по определенной направленности, но и воспитателем. К форме воспитания относятся такие пункты, как дисциплина, пунктуальность, внимательность, аккуратность, организованность и много другое. Эти качества вырабатываются не быстро и не у всех, здесь не только преподаватель должен быть заинтересован, но и родители.

Перед началом обучения на любом музыкальном инструменте у ребёнка проверяют слух, ритм и память. Это нужно для представления возможностей ребёнка. Ведь если он не обладает этими качествами, обучение будет проходить медленно и не всегда продуктивно. Эти качества можно развить, но зачастую это становится долгим процессом.

Переключение внимания

Исходя из своего личного опыта, длительность урока у детей раннего возраста (6-7) лет должна составлять 25-30 минут. Это следует из того, что концентрация у ребят этого возраста ещё маленькая. Поэтому уроки должны проходить в лёгкой форме с перерывами. Причём перерыв может представлять из себя небольшую развлекательную программу. Эта программа может зависеть от фантазии педагога и интересов ученика. В пример можно привести: разминка, дыхательные упражнения, общение, рисование и др. Суть этого перерыва – дать возможность ребёнку отвлечься и отдохнуть и морально, и физически.

Занятия перед зеркалом

Ещё одной особенностью при занятиях столь младшего возраста являются занятия перед зеркалом. Это нужно для того, чтобы ребёнок видел своё отражение и понимал, что пытается донести ему преподаватель. С помощью зеркала учащийся видит свои ошибки в постановке пальцев и амбушюра, а также в положении корпуса. Постановка пальцев очень важна, так как при правильном их положении получится воспроизвести определённый звук. Безусловно важна правильная постановка корпуса: ученик должен стоять ровно с расправленными плечами и вытянутой осанкой. Это облегчит воспроизведению дыхания и работы мышц диафрагмы. Все эти занятия перед зеркалом в дальнейшем обеспечат правильность выполнения домашнего задания, а также это перейдёт в автоматизацию положения, что гарантирует половину успеха в профессиональной деятельности.

Музыкальная память

Важнейшей особенностью при игре на музыкальном инструменте является музыкальная память, которая развивается в процессе обучения. Музыкальная память является одним из главных компонентов музыкальных способностей и её наличие всегда считалось признаком музыкальности. Музыкальная память связана с общей памятью человека. Но особенность её в том, что это память на специфический материал – музыкальный. Музыкальная память формируется только в процессе музыкальной деятельности человека. Можно выделить следующие виды музыкальной памяти: двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая и логическая. Каждый из этих видов играет существенную роль при запоминании музыки.

Способность к музыке проще развивать до 10 лет, так как в этот период психика восприимчива и гибка. Ребенок любознателен, ассоциативный ряд формируется быстро и надолго. Существуют методы, являющиеся эффективным средством для развития музыкальной памяти: повторение ритмических рисунков, подражание животным на инструменте, определение нот и ступеней на слух, угадывание мелодий на слух, присваивание ассоциаций.

Родители

Конечно же домашние занятия тоже очень важны для закрепления материала, пройденного в классе. Преподаватель хоть и несёт ответственность за обучение ребёнка, но и родители или опекуны не должны оставаться в стороне. Не каждый родитель или опекун знаком с музыкальной деятельностью. Поэтому на первые уроки можно пригласить сопровождающего, чтобы ввести в курс дела, и дать понять, что конкретно требуется от ребёнка. Для музыкального роста детей дошкольного возраста необходимы ежедневные занятия, и их длительность может составлять 20-30 минут. Именно поэтому родители должны принимать участие, чтобы проконтролировать хотя бы их выполнение.

Заключение

Преподавание младшего дошкольного возраста требует особого внимания со стороны педагога. Следует всегда быть на чеку, находить индивидуальный подход, обращать внимание на состояние ребёнка, уметь вовремя его отвлечь. Планирование занятий должно быть построено заранее и таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и видел перед собой авторитет в своём наставнике. При обучении детей игре на блокфлейте, успешно реализуется важная задача – развитие творческих способностей ребенка. Привить любовь к музыке – является самой главной задачей педагога. Но без помощи родителей, педагог не в состоянии в полной мере дать все задачи, поставленные ученику. Невозможно вложит в чужую голову личный опыт. Развитие ребёнка зависит ещё и от самого себя, от его желания.

Список литературы

Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. М. Детство-Пресс. 2010. 656 c.

Костин Э. П. Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М.: Просвещение. 2006. 224 c.

Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Владос. 2002. 176 c.

Просмотров работы: 23