Формирование духовно-нравственных ценностей молодежи средствами народной художественной культуры - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Формирование духовно-нравственных ценностей молодежи средствами народной художественной культуры

Купина Д.А. 1, Рубан Н.А. 1
1ГБОУ ВО БГИИК
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования определяется тем, что в реалиях современного общества разрушается духовное единство народа и самобытность русской культуры. В стране происходит деформация ценностей и моральных норм, недостаток общей связующей цели россиян. Происходит изменение духовно-нравственных ориентиров людей и общества в целом. На сегодняшний момент одной из важных задач, стоящих перед нами является сохранение и возрождение народной художественной культуры, передача народной мудрости последующим поколениям.

В современной социокультурной ситуации возрождение традиций народной художественной культуры – это путь духовно-нравственного развития нашего общества, особенно молодежи. Будучи динамичным социально-демографическим образованием, молодежь выполняет в обществе важную функцию смены поколений, принимает непосредственное участие в воспроизводстве и пополнении социального потенциала страны. Поэтому ее роль в стабилизации и преобразовании всех сфер жизнедеятельности социума является важной [3, c. 231].

С другой стороны, характер и содержание деятельности молодежи в обществе, как субъекта культурного развития, напрямую зависит от объективных условий социокультурной среды, предлагающих ей определенные модели социализации. Условия становления социокультурного общества, сопровождающиеся процессами распада прежней системы ценностей, идеалов, существующих моделей социализации и поискам новых, – не могли не оказать влияния на формирование духовно-нравственных ценностей молодежи. Данное влияние закономерно носит противоречивый, неоднозначный и неустойчивый характер, что обуславливает широкий круг молодежных проблем, требующий многоаспектного изучения.

Формирование духовно-нравственных ценностей у молодежи – это процесс, обусловленный общественным характером отношений, определяющий развитие человеческого общества. Духовность в качестве особого феномена, являющегося неотделимым от насущного человеческого существования, обуславливаясь прошлым и опираясь на процессы современной действительности, придает содержательность человеческой жизни, направляет ее по определенному пути, и здесь важнейшую роль играет сельская социокультурная среда, обеспечивающая преемственность и непрерывность развития общества. Село во все времена признавалось хранителем лучших духовных, традиционных, этнонациональных ценностей русского народа. Русское сельское население является многочисленной социально-территориальной, национальной общностью, поэтому от содержания духовно-нравственных ценностей сельской молодежи во многом зависит не только духовная целостность русского сельского населения, но и России в целом [1, c. 10].

В связи с этим, в условиях современного российского общества ощущается необходимость в научном осмыслении проблемы содержания системы духовно-нравственных ценностей русского сельского населения в целом и его молодежи в частности и в особенности.

В этой связи одним из средств формирования духовно-нравственных ценностей молодежи, на наш взгляд, является народная художественная культура как неотъемлемая часть общества.

Народная художественная культура являет собой один из наиболее значительных пластов народной культуры социума, является важнейшей составляющей частью национальной культуры, основой формирования национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений и эпох. Народная художественная культура является неотъемлемой частью социокультурной жизни общества.

Народная художественная культура играет большую роль в жизни каждого человека, она помогает нам осваивать окружающий мир, развивать художественно-эстетические качества личности, сохранять и передавать культуру предков, именно поэтому так важно знакомить детей с народными традициями, обрядами, обычаями и преумножать их. Прививать уважение к культурным ценностям, нравственным нормам, воспитывать любовь к Родине [2, c. 64].

Таким образом, использование народной художественной культуры как фактора формирования духовно-нравственных ценностей молодежи позволит сформировать стойкий интерес молодых людей к народным традициям.

Список литературы:

Багашев, А. Духовно-нравственное воспитание молодежи / А. Багашев // Воспитание школьников. – 2018. – № 9. – С. 10-13.

Григорьева, Е.И. Народная художественная культура: основные понятия и концептуальные аспекты : учебное пособие: в 2 ч. / Е.И. Григорьева, С.Ю. Мартынова; Тамбовский государственный университет. – Тамбов : Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина; Бизнес-Наука-Общество. – Ч. 1. – 2011. – 163 с.

Каргин, А.С. Народная художественная культура / А.С. Каргин. – Москва, 1997. – 368 с.

Просмотров работы: 29